Ход встречи
Руководитель: Здравствуйте, уважаемые гости и ребята. Приближается знаменательная дата не только для нашей страны, но и для всего мира, 65-летняя годовщина Победы в Великой Отечественной войне. Нет семьи, которую бы обошла эта страшная война. Сегодня наша встреча посвящена событиям тех страшных дней, наверняка война коснулась и ваши семьи: бабушек и дедушек, прабабушек и прадедушек. И сегодня мы поговорим об этом. А помогут мне в этом ведущие: ученицы 10-го класса.
Звучит свист пуль, взрывы орудий и бомб.
Фрагмент песни: “Священная война”
Ведущий 1: Что такое война?
Ведущий 2: Война – это разруха, это плач детей и стариков, это кровь и смерть.
Ведущий 1: Война это легендарная Брестская крепость, приковавшая к своим стенам значительные силы врага. (Рассказ Лидии Ивановны Коноваловой учителя истории, ветерана педагогического труда о посещённой экскурсии в Бресте.).
Ведущий 2: Это 900 дней и ночей блокадного Ленинграда и 125г. хлеба в сутки.
Руководитель: Владимир Федосеевич Орлов – это наш земляк, черемховец. Ученик школы №1, ушёл на фронт добровольцем, когда ему было всего 17 лет. Окончив Читинское артиллерийское училище, он попал в самую мясорубку в Сталинград. О тех страшных днях он вспоминает: Это было страшное, кровавое время. День и ночь не прекращались бои на Сталинградской земле, рвались бомбы и снаряды. Нас мучила жажда, очень хотелось пить. Наконец, ночью прошёл дождь. Мы с жадностью пили воду, а утром обнаружили, что вода в них, кровавая. Это Сталинградская земля вся была пропитана кровью.
Руководитель: Также Владимир Федосеевич участвовал в боях на Курской Дуге.
Ведущий 1: Это Мамаев курган, ставший символом жизни. Здесь, на священной Сталинградской земле, железный ветер бил воинам в лицо, а они все шли вперёд, и чувство страха охватывало противника: люди ли шли в атаку, смертны ли они?
Руководитель: Один германский офицер в те дни записывал в своём дневнике:
“1 сентября. Неужели русские действительно собираются сражаться на самом берегу Волги? Это же безумие…
11 сентября. Безрассудное упрямство…
13 сентября. Дикие звери…
16 сентября. Это не люди, а черти…
27 октября. Русские – это не люди, а какие-то железные существа. Они никогда не устают и не боятся огня…
28 октября. Каждый солдат считает себя обречённым человеком”.
Ведущий 2: Война это грозные дни и ночи на Курской дуге, наполненные гулом орудий. Здесь плавились камни, горел металл, но люди стояли насмерть.
Ведущий 1: Это белорусская деревенька Хатынь, жизнь которой прервалась 22 марта 1943 года. Просмотр фрагмента фильма о Хатыни.
Таня: Рассказ о своём дедушке.
Руководитель: Ребята, а у вас кто-нибудь в семье участвовал в Великой Отечественной войне. Выступают ребята (обучающиеся 7-го класса).
Вывод: у большинства из вас в семьях знают о войне не понаслышке.
Ведущий 2: Война – это сотни партизанских отрядов, которые действовали в тылу так, что земля горела под ногами врага.
Ведущий 1: Это 20 часов в сутки у станка. Это урожай, выросший на солёной от пота и слёз земле. Это кровавые мозоли на женских ладонях.
Чтец:
Да разве об этом расскажешь,
В какие ты годы жила!
Какая безмерная тяжесть
На женские плечи легла!
В то утро простился с тобою
Твой муж или брат, или сын,
И ты со своею судьбою
Осталась один на один.
Один на один со слезами,
С несжатыми в поле хлебами
Ты встретила эту войну.
И все – без конца и без счёта –
Печали, труды и заботы
Пришлись на тебя на одну.
Ведущий 1: Война – это тысячи беззащитных людей, страдающих в лагерях смерти.
На чтение стихотворения фоном звучит мелодия песни “Бухенвальдский набат” (Музыка В. Мурадели).
Чтецы:
Детей внезапно охватил испуг –
Прижались к матерям, цепляясь за подолы.
И выстрела раздался резкий звук,
Прервав проклятье,
Что вырвалось у женщины одной.
Ребёнок, мальчуган больной,
Головку спрятал в складках платья
Ещё не старой женщины.
Она смотрела, ужаса полна.
Как не лишиться ей рассудка!
Всё понял, понял всё малютка:
– Спрячь, мамочка, меня.
Не надо умирать! –
Он плачет и, как лист, сдержать
Не может дрожь.
Дитя, что ей всего дороже,
Нагнувшись, подняла двумя руками мать,
Прижала к сердцу, против дула прямо…
– Я, мама, жить хочу. Не надо, мама!
Пусти меня, пусти! Чего ты ждёшь?
И хочет вырваться из рук ребёнок,
И страшен плач, и голос тонок,
И в сердце он вонзается, как нож.
– Не бойся, мальчик мой! Сейчас вздохнёшь ты вольно.
Закрой глаза, но голову не прячь,
Чтобы тебя живым не закопал палач!
Терпи, сынок, терпи, сейчас не будет больно.
И он закрыл глаза, и заалела кровь,
По шее лентой красной извиваясь.
Две жизни наземь падают, сливаясь,
Две жизни и одна любовь!
Ведущий 2: Война – это наша боль.
Руководитель: 1418 дней и ночей гремела жестокая битва за свободу и счастье. Страшно вспомнить, что ходили по нашей земле солдаты с фашистской свастикой, и там, где они ступали, оставались пепелища, слышались стоны казнённых и замученных. Но русский народ выстоял и одержал Победу в том далёком, но таком долгожданном мае!
Ведущий 1: Это радость и гордость за великую Победу, и память о страшной цене, которую заплатил за эту Победу наш народ.
Чтец 1:
Отгремела война как большая беда,
Жизни многих солдат забрала навсегда.
Ворвалась в каждый дом, сея ужас и боль,
У детей, матерей отняв сон и покой.
Наши воины смело сражались в бою,
Защищая любимую землю свою,
Грудью шли на врага с громким криком “Ура!”,
Погибая от пуль, умирая от ран.
Чтец 2:
Вся пропитана кровью была та земля,
На которой теперь колосятся поля.
Где воздушные страшные были бои,
Лишь орлы, жаворонки, стрижи, соловьи.
Тем, кто пал в тех боях, защищая страну,
И не видел победную чудо-весну,
До земли наш глубокий и низкий поклон.
И пусть памятью будет им вечный огонь.
Руководитель: Минута молчания.
На чтение стихотворения фоном звучит мелодия песни “Журавли”
(Музыка Я. Френкеля).
Чтец:
Стоим у Вечного огня,
Молчанье строгое храня,
Лишь горны тихо здесь поют:
“Героям Родины – салют!”
Мы вспомним всех солдат,
Они в курганах славы спят.
Они сражались до конца,
И вечным пламенем
Горят солдатские сердца!
Руководитель: Наша встреча заканчивается. Мы желаем всем присутствующим здоровья мира, добра. Заботьтесь о ветеранах. Помните, что именно они подарили нам чистое небо, беззаботное детство. С каждым годом, их становится всё меньше, не забывайте о своих бабушках и дедушках, прабабушках, прадедушках. Спасибо вам за внимание.
Используемая литература:
- Гражданско-патриотическое воспитание: классные часы, общешкольные мероприятия, интеллектуальные игры, викторины. Выпуск 2 \ авт. – сост. Л.Н. Клинкова. – Волгоград: Учитель, 2007. – 85 с.
- Жуковский С., Жуковская И. СССР в годы Великой Отечественной войны \ С. Жуковский, И. Жуковская \\ История. – 1998. – №5.
- Календарь памятных дат: классные часы на патриотические темы. 5-11 классы \ сост.И.И. Варакина, С.В. Парецкова. – Волгоград: Учитель, 2007. – 167 с.
- Уроки мужества: Методы организации, сценарии проведения: 5-11 класс / Сост. Т.М. Кумицкая, О.Е. Жиренко. – М.: 5 за знания, 2008. – 112 с.
- Хатынь – Минск: издательство “Беларусь”, 1989 г.