Открытый урок по окружающему миру по теме "Водоплавающие животные"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Дать представление о животных, жизнь которых тесно связана с водой.
  • Путем сравнения с ранее изученной белкой показать общие признаки, присущие животным, внешне не похожим.
  • Показать связь между их жизнью и изменениями в неживой природе.
  • Развивать умение логически верно выражать свои мысли, делать обобщения.
  • Воспитывать любовь к природе родного края, животным, беречь и охранять свой мир. 

Ход урока

I. Организация класса 

1. В начале урока послушаем наших дежурных синоптиков.

– Что вы можете рассказать о погоде сегодняшнего дня? Что наблюдали, когда шли в школу?

2. А какой месяц?

– Что расскажите о нем? (Декабрь-хмурень)

– Почему его так называли люди в старину?

Да, дни хмурые, солнышко выглядывает очень редко. Очень быстро темнеет, т.к. день становится все короче и короче, а ночи длиннее и длиннее.

– Как думаешь, чем занимались люди в эти длинные вечера?

– А чем занимается ваша семья?

II. Проверка домашнего задания 

Какие телепередачи любите вы смотреть?

– А кто-то из вас хотел бы участвовать в одной из этих телепередач?

Ну, что же, я приглашаю вас на телевидение. Правда, пока не на центральное – нам еще рано, а вот на местное, т. е. классное – пожалуйста.

Думаю, ведущей буду я, а вот главные роли исполнять предстоит вам.

Итак, угадайте, участниками какой телепередачи мы становимся?

(Звучит заставка к телепередаче «В мире животных»)

О каких животных поговорим?

1. На экране нашего телевизора появился кроссворд. Попробуем его разгадать?

Не барашек и не кот,
Носит шубу круглый год.
Шуба серая – для лета,
Для зимы – другого цвета. (Заяц)

– По каким приметам догадались?

– Что еще можете рассказать о зайце? (рождение зайчат, как ложится на ночлег, путая следы)

2. Отгадайте вторую загадку:

Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой. (Медведь) 

(Дети рассказывают)

3. Следующая загадка:

За деревьями, кустами
Промелькнуло быстро пламя.
Промелькнула, пробежала –
Нет ни дыма, ни пожара. (Лиса)

4. И последняя загадка:

На ветке – не птичка –
Зверек – невеличка,
мех теплый, как грелка.
Кто же это?... (Белка)

Подумайте, а кто же составил этот кроссворд. (№5 – звери).

– О чем это говорит?

Для ответов на доске слова – подсказки:

1) Орктос   2) Патрикей   3) Скиурида
    Пестун       Князь Патрикей       Тень от хвоста
    Шатун       Наримунтович 600 лет    

По мере высказывания о зверях, прикрепляю их на таблицу («Зима»)

Физкультминутка

Устали?

– Предлагаю сходить в гости. Нас приглашают знакомые зверята.

III. Работа над новым материалом 

1. (Смотрим фрагмент мультфильма)

Со всеми ли зверятами мы знакомы?

2. Что вы можете рассказать про бобра?

(на доске рисунки гуся и бобра).

– Рассмотрите внимательно этих животных.

– Что есть общего между ними?

(строение лап, хвоста, туловища)

– А как одним словом вы бы их назвали?

– Подумайте, каких животных можно назвать водоплавающими?

(лягушка, жаба, выдра, ондатра)

– Чем они могут питаться?

– А как должны готовится к зиме?

3. Какая у нас сегодня тема передачи?

Да, и как телеведущая, я вам расскажу о некоторых из них.

(Рассказ 1 о бобре с показом рисунка со с. 55)

Рассказ 1 

Бобр – очень интересный зверек. Только он умеет строить на речках настоящие плотины, прокладывать в лесу настоящие каналы и, как заправский лесоруб, валить толстые деревья, сооружать хатки для жилья.
Шерсть у него очень густая и в воде не намокает. Как только он вылезает из воды, сразу начинает приводить свою шубку в порядок – расчёсывает, смазывает специальным маслянистым веществом.
Мордочка бобра поражает великолепными резцами, торчащими поверх губ. Этими зубами можно грызть и резать под водой не раскрывая рта. Нос с мясистыми подвижными ноздрями, которые смыкаются, когда бобр ныряет. А под водой он может находится до 15 минут. Много это или мало?

А сколько могут дышать люди?

– Попробуем?

Бобры – удивительные животные. А вот где они живут? (выслушать детей). Свои норы бобры роют, когда есть высокие и крепкие берега. А вот вход в их жилище находится под водой и под наклоном направлен вверх и ведет куда-нибудь под корни деревьев.

Спальня такая большая, что в ней могут поместиться два взрослых человека.

Итак, кто из нас самый рослый?
Присядьте у доски. (Показать примерно).

Вообще хатки бобров выглядят достаточно внушительно. Возвышаются они над землей метра на полтора, два, а диаметром 10-12 метров.

Но самое грандиозное сооружение – это плотины. Работая сообща, бобры сваливают посреди реки стволы деревьев, камни, ветки, ил, чтобы образовался островок.

– А чем же они спиливают деревья?

Оказывается, они их подгрызают со всех сторон. И делают это очень быстро. Например, осина, толщиной в руку, падает за две-три минуты.

(Как вы думаете, где зимуют бобры?)

Да, замерзнет пруд, а бобры будут сидеть в своем жилище и с удовольствием грызть кору и молочные веточки осины, ивы, березы.

3а. Чтение рассказа Н. Сладкова «Дровяной склад на дне» с. 58

Итак, что вы узнали нового о жизни бобров?

– Как приспособлены они к жизни в водоемах?

– А что общего у них с белкой? (грызуны).

– Каких еще животных грызунов вы знаете?

4. А знакомы ли вы с таким зверьком, как ондатра?

Посмотрите, вот он. ( рис. на с. 62)

(Рассказ 2 Об ондатре)

Рассказ 2

Ондатра – зверек, длиной до 30 см., напоминающий полевую мышь. У нее оригинальный хвост и задние ноги с перепонками.
Ондатра как и бобер – строитель, только хатка её поменьше. Норки вои роют, где высокие берега и тоже по бобровому принципу: вход под водой, а затем тоннель кверху, где гнездо. И в их норках тоже тепло. Сколько исследователей не измеряли температуру в их жилищах, даже в самые сильные морозы термометр показывал 8-9 градусов тепла.
бывало и такое, что водоемы промерзали до дна, но ондатры, предчувствуя суровую зиму, уходили из мелких водоемов еще осенью.
Но самое страшное зимой для животных не холод, а голод. Однако, ондатре он тоже не опасен. На не поленилась выстроить специальную хватку, в которой чего только нет.
Рассортированы и уложены там в одну сторону сытные корешки тростника, в другую роголистник, лежат тут и моллюски, порой и мелкая рыба. Ондатры ведь и это едят. А еще лягушек, раков.

А вот более подробно вы узнаете из учебника.

5. А сейчас я предлагаю вам игру.

– Посмотрите, к нам на телепередачу пришли животные: кот, заяц, медведь, ёж, лиса, волк, бобёр, белка (8).

– Попробуйте их рассадить, т.е. разделить на группы по каким-либо признакам.

По виду зимовки:

1. 2. 3.
Активны зимой
делают запасы
активны зимой
не делают запасы
впадают с спячку

– Кто из них лишний?

6. А что еще объединяет зайца, медведя, белку, бобра, лису?

(Я могу еще добавить песца, норку).

Да, у них очень красивый, мягкий, теплый мех. И вот люди ради этого стали истреблять животных. И в результате этих животных становится меньше и меньше. А вместе с этим редеют леса, меньше становится деревьев.

– А чем это может обернуться для человека?

Да, мы обязаны беречь все живое, т.к. это наша жизнь, наше здоровье, наше будущее.

Лес – это наше богатство!

IV. Итог урока. 

Ну что же, наша телепередача закончена.

– Расскажите ли вы о ней вашим родителям? А что?