Цели:
- Дать представление о животных, жизнь которых тесно связана с водой.
- Путем сравнения с ранее изученной белкой показать общие признаки, присущие животным, внешне не похожим.
- Показать связь между их жизнью и изменениями в неживой природе.
- Развивать умение логически верно выражать свои мысли, делать обобщения.
- Воспитывать любовь к природе родного края, животным, беречь и охранять свой мир.
Ход урока
I. Организация класса
1. В начале урока послушаем наших дежурных синоптиков.
– Что вы можете рассказать о погоде сегодняшнего дня? Что наблюдали, когда шли в школу?
2. А какой месяц?
– Что расскажите о нем? (Декабрь-хмурень)
– Почему его так называли люди в старину?
Да, дни хмурые, солнышко выглядывает очень редко. Очень быстро темнеет, т.к. день становится все короче и короче, а ночи длиннее и длиннее.
– Как думаешь, чем занимались люди в эти длинные вечера?
– А чем занимается ваша семья?
II. Проверка домашнего задания
– Какие телепередачи любите вы смотреть?
– А кто-то из вас хотел бы участвовать в одной из этих телепередач?
Ну, что же, я приглашаю вас на телевидение. Правда, пока не на центральное – нам еще рано, а вот на местное, т. е. классное – пожалуйста.
Думаю, ведущей буду я, а вот главные роли исполнять предстоит вам.
Итак, угадайте, участниками какой телепередачи мы становимся?
(Звучит заставка к телепередаче «В мире животных»)
О каких животных поговорим?
1. На экране нашего телевизора появился кроссворд. Попробуем его разгадать?
Не барашек и не кот,
Носит шубу круглый год.
Шуба серая – для лета,
Для зимы – другого цвета. (Заяц)
– По каким приметам догадались?
– Что еще можете рассказать о зайце? (рождение зайчат, как ложится на ночлег, путая следы)
2. Отгадайте вторую загадку:
Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой. (Медведь)
(Дети рассказывают)
3. Следующая загадка:
За деревьями, кустами
Промелькнуло быстро пламя.
Промелькнула, пробежала –
Нет ни дыма, ни пожара. (Лиса)
4. И последняя загадка:
На ветке – не птичка –
Зверек – невеличка,
мех теплый, как грелка.
Кто же это?... (Белка)
– Подумайте, а кто же составил этот кроссворд. (№5 – звери).
– О чем это говорит?
Для ответов на доске слова – подсказки:
1) Орктос | 2) Патрикей | 3) Скиурида | ||
Пестун | Князь Патрикей | Тень от хвоста | ||
Шатун | Наримунтович 600 лет |
По мере высказывания о зверях, прикрепляю их на таблицу («Зима»)
Физкультминутка
– Устали?
– Предлагаю сходить в гости. Нас приглашают знакомые зверята.
III. Работа над новым материалом
1. (Смотрим фрагмент мультфильма)
Со всеми ли зверятами мы знакомы?
2. Что вы можете рассказать про бобра?
(на доске рисунки гуся и бобра).
– Рассмотрите внимательно этих животных.
– Что есть общего между ними?
(строение лап, хвоста, туловища)
– А как одним словом вы бы их назвали?
– Подумайте, каких животных можно назвать водоплавающими?
(лягушка, жаба, выдра, ондатра)
– Чем они могут питаться?
– А как должны готовится к зиме?
3. Какая у нас сегодня тема передачи?
Да, и как телеведущая, я вам расскажу о некоторых из них.
(Рассказ 1 о бобре с показом рисунка со с. 55)
Рассказ 1
Бобр – очень интересный зверек. Только он умеет строить на речках настоящие плотины, прокладывать в лесу настоящие каналы и, как заправский лесоруб, валить толстые деревья, сооружать хатки для жилья.
Шерсть у него очень густая и в воде не намокает. Как только он вылезает из воды, сразу начинает приводить свою шубку в порядок – расчёсывает, смазывает специальным маслянистым веществом.
Мордочка бобра поражает великолепными резцами, торчащими поверх губ. Этими зубами можно грызть и резать под водой не раскрывая рта. Нос с мясистыми подвижными ноздрями, которые смыкаются, когда бобр ныряет. А под водой он может находится до 15 минут. Много это или мало?
– А сколько могут дышать люди?
– Попробуем?
Бобры – удивительные животные. А вот где они живут? (выслушать детей). Свои норы бобры роют, когда есть высокие и крепкие берега. А вот вход в их жилище находится под водой и под наклоном направлен вверх и ведет куда-нибудь под корни деревьев.
Спальня такая большая, что в ней могут поместиться два взрослых человека.
Итак, кто из нас самый рослый?
Присядьте у доски. (Показать примерно).
Вообще хатки бобров выглядят достаточно внушительно. Возвышаются они над землей метра на полтора, два, а диаметром 10-12 метров.
Но самое грандиозное сооружение – это плотины. Работая сообща, бобры сваливают посреди реки стволы деревьев, камни, ветки, ил, чтобы образовался островок.
– А чем же они спиливают деревья?
Оказывается, они их подгрызают со всех сторон. И делают это очень быстро. Например, осина, толщиной в руку, падает за две-три минуты.
(Как вы думаете, где зимуют бобры?)
Да, замерзнет пруд, а бобры будут сидеть в своем жилище и с удовольствием грызть кору и молочные веточки осины, ивы, березы.
3а. Чтение рассказа Н. Сладкова «Дровяной склад на дне» с. 58
Итак, что вы узнали нового о жизни бобров?
– Как приспособлены они к жизни в водоемах?
– А что общего у них с белкой? (грызуны).
– Каких еще животных грызунов вы знаете?
4. А знакомы ли вы с таким зверьком, как ондатра?
Посмотрите, вот он. ( рис. на с. 62)
(Рассказ 2 Об ондатре)
Рассказ 2
Ондатра – зверек, длиной до 30 см., напоминающий полевую мышь. У нее оригинальный хвост и задние ноги с перепонками.
Ондатра как и бобер – строитель, только хатка её поменьше. Норки вои роют, где высокие берега и тоже по бобровому принципу: вход под водой, а затем тоннель кверху, где гнездо. И в их норках тоже тепло. Сколько исследователей не измеряли температуру в их жилищах, даже в самые сильные морозы термометр показывал 8-9 градусов тепла.
бывало и такое, что водоемы промерзали до дна, но ондатры, предчувствуя суровую зиму, уходили из мелких водоемов еще осенью.
Но самое страшное зимой для животных не холод, а голод. Однако, ондатре он тоже не опасен. На не поленилась выстроить специальную хватку, в которой чего только нет.
Рассортированы и уложены там в одну сторону сытные корешки тростника, в другую роголистник, лежат тут и моллюски, порой и мелкая рыба. Ондатры ведь и это едят. А еще лягушек, раков.
– А вот более подробно вы узнаете из учебника.
5. А сейчас я предлагаю вам игру.
– Посмотрите, к нам на телепередачу пришли животные: кот, заяц, медведь, ёж, лиса, волк, бобёр, белка (8).
– Попробуйте их рассадить, т.е. разделить на группы по каким-либо признакам.
По виду зимовки:
1. | 2. | 3. |
Активны зимой делают запасы |
активны зимой не делают запасы |
впадают с спячку |
– Кто из них лишний?
6. А что еще объединяет зайца, медведя, белку, бобра, лису?
(Я могу еще добавить песца, норку).
Да, у них очень красивый, мягкий, теплый мех. И вот люди ради этого стали истреблять животных. И в результате этих животных становится меньше и меньше. А вместе с этим редеют леса, меньше становится деревьев.
– А чем это может обернуться для человека?
Да, мы обязаны беречь все живое, т.к. это наша жизнь, наше здоровье, наше будущее.
Лес – это наше богатство!
IV. Итог урока.
– Ну что же, наша телепередача закончена.
– Расскажите ли вы о ней вашим родителям? А что?