Развитие логического мышления на уроках математики по системе Л.В. Занкова

Разделы: Начальная школа


Главной задачей обучения учащихся в начальной школе по системе развивающего обучения Л.В. Занкова является достижение максимального результата в общем развитии школьников, одна из составляющих которого – развитие логического мышления.

Решение этой задачи ведёт к пересмотру как общей линии в обучении математике, так и конкретных методических приёмов. Меняется основной путь формирования компетенции обучающихся, т.к. система обучения направлена на продвижение детей в общем развитии, то и основным путём становится косвенный путь, предусматривающий самостоятельное добывание знаний, а прямой путь становится вспомогательным.

Гибкость методики является одним из самых важных условий творческой работы учителя и учащихся. Мысль детей не загоняется в заранее очерченные рамки рассуждений, а используется в процессе поиска решения поставленной проблемы. Работа на уроке строится на диалоговой основе, знания не даются в готовом виде, а добываются в коллективном поиске. В общей работе принимают участие и слабые ученики, даже если их ответы не всегда правильные. Ведь неверный ответ может стать толчком к построению системы вопросов, подвопросов, микрозаданий, обеспечивающих логический ход рассуждений, который приводит всех учащихся к правильному решению, а у слабого ученика благодаря поддержке учителя и товарищей возникают положительные эмоции. При таком подходе даже слабые учащиеся выполняют не на репродуктивном уровне, а активно участвуют в поиске решения. Система специальных заданий, развивающих способности к анализу, рефлексии планированию, нахождению закономерностей и группировке по различным признакам, обеспечивает развитие логического мышления каждого учащегося.

Результатом работы по системе Л.В.Занкова является в первую очередь изменение отношений учащихся к школе, учёба становится для ребят не обязанностью, а увлекательным и интересным процессом, а качество знаний устойчиво высоким. Анализ работы нашей школы показывает, что учащиеся классов, обучающихся по развивающей системе Л.В. Занкова, продвигаются в своём развитии, у них развиваются аналитические способности, логическое мышление, изменяется мотивация учения и позиция учеников по отношению друг к другу, возрастает культура общения.

Технология проведения: развивающая, личностно-ориентированная, информационно-коммуникационная, здоровьесберегающая, проблемная

Форма проведения: урок

Метод проведения: коллективный

Тема урока: Решение уравнений

Цели урока:

1. Закрепить понятия: “уравнение”, “решение уравнения”, определить рациональный способ решения уравнений, учить составлять математические рассказы и использовать при их решении алгебраический способ познакомить с понятием “слагаемые”
2. Развивать мыслительные операции, речь, творческие способности, познавательную деятельность учащихся
3. Воспитывать интерес к предмету, самостоятельность в учебной работе, умение преодолевать трудности, бережное отношение к своему здоровью, дружелюбные отношения в ученическом коллективе

Оборудование:

Презентация к уроку, таблицы опоры, учебник, тетрадь, ручка, линейка, простой карандаш

1. Оргмомент .

СЛАЙД №1

Угадайте, что за птица
Света яркого боится
Клюв крючком
Глаза пятачком
Ушастая голова
Это /сова/

Это не простая сова, а мудрая, учёная и её появление на уроке не случайно.

2. Логическая разминка

СЛАЙД №2

А/ _Определи “лишнее” слово

  • СЛАГАЕМОЕ
  • ВЫЧИТАЕМОЕ
  • МИНУС
  • УМЕНЬШАЕМОЕ

СЛАЙД №3

Б/ – Какие логические операции помогли выполнить задание?

  • НАБЛЮДЕНИЕ
  • СРАВНЕНИЕ
  • РАССУЖДЕНИЕ
  • КЛАССИФИКАЦИЯ
  • ОБОБЩЕНИЕ

3. Определение темы и задачи урока:

СЛАЙД №4

– Определим тему и задачу урока, выполнив задание – “исключи”

  • 4 + 3 =10 /неверное равенство/
  • 9 – 4 = 5 / равенство составлено на вычитание/
  • 6 + у = 8 /уравнение/

СХЕМА №1

ПРОДОЛЖИТЬ РАБОТУ ПО РЕШЕНИЮ УРАВНЕНИЙ, ВЫБРАТЬ РАЦИОНАЛЬНЫЙ СПОСОБ РЕШЕНИЯ УРАВНЕНИЯ

– Объяснить значение слова “РАЦИОНАЛЬНЫЙ” /удобный, мало времени/

СХЕМА №2

УРАВНЕНИЕ – РАВЕНСТВО, В КОТОРОМ ЕСТЬ НЕИЗВЕСТНОЕ ЧИСЛО

СХЕМА №3

РЕШИТЬ УРАВНЕНИЕ – НАЙТИ НЕИЗВЕСТНОЕ ЧИСЛО

СХЕМА №4

СПОСОБЫ РЕШЕНИЯ:

  • ПОДБОР
  • НАТУРАЛЬНЫЙ РЯД
  • ТАБЛИЦА СЛОЖЕНИЯ
  • ОБРАТНОЕ ДЕЙСТВИЕ

4. Физ. пауза:

Раз подняться, потянуться
Два – согнуться, разогнуться
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка
На четыре – руки шире
Пять – руками помахать
Шесть – за парту сесть опять.

5. Решение задач урока:

А/Аргинская И.И., Бененсон Е.П., Итина Л.С. Математика: Учебник для 1 класса: В 2 частях. – Самара: Издательство “Учебная литература”: Издательский дом “Федоров”, 2008, с. 77, №186

7 + 3 8 – х = 7 у > 5 9 + у = 10

– Выпишите уравнение.

– Прочитайте уравнения.

– Объясните выбор.

– Выберите рациональный способ решения уравнений.

– Объясните выбор.

Б/ Аргинская И.И., Бененсон Е.П., Итина Л.С. Математика: Учебник для 1 класса: В 2 частях. – Самара: Издательство “Учебная литература”: Издательский дом “Федоров”, 2008, с. 77, №185

– Где можете использовать умение по решению уравнений?

СХЕМА №5

НАУЧИТЬСЯ РЕШАТЬ ЗАДАЧИ АЛГЕБРАИЧЕСКИМ СПОСОБОМ

– Что называем математическим рассказом? /текст математического содержания, задача/

– Назовите части математического рассказа. /условие, вопрос/

– Составьте математический рассказ.

– Решим математический рассказ алгебраическим способом.

/9 – х = 4 9 – 5 = 4 х + 5 = 9 х + 4 = 9 9 – 4 = х 9 – 5 = 4/

5. Итог урока:

– Выполнили ли мы задачу урока?

– Какие логические операции помогли в этом?

СХЕМА №6

  • НАБЛЮДЕНИЕ
  • СРАВНЕНИЕ
  • РАССУЖДЕНИЕ
  • КЛАССИФИКАЦИЯ
  • ОБОБЩЕНИЕ

5. Рефлексия урока:

СЛАЙД №5

ЕИНЕЧУ – ЕШЧУЛ АВТСТАГОБ.

/Учение – лучше богатства/

– Объяснить значение пословицы и связать с уроком.

Презентация