Главной задачей обучения учащихся в начальной школе по системе развивающего обучения Л.В. Занкова является достижение максимального результата в общем развитии школьников, одна из составляющих которого – развитие логического мышления.
Решение этой задачи ведёт к пересмотру как общей линии в обучении математике, так и конкретных методических приёмов. Меняется основной путь формирования компетенции обучающихся, т.к. система обучения направлена на продвижение детей в общем развитии, то и основным путём становится косвенный путь, предусматривающий самостоятельное добывание знаний, а прямой путь становится вспомогательным.
Гибкость методики является одним из самых важных условий творческой работы учителя и учащихся. Мысль детей не загоняется в заранее очерченные рамки рассуждений, а используется в процессе поиска решения поставленной проблемы. Работа на уроке строится на диалоговой основе, знания не даются в готовом виде, а добываются в коллективном поиске. В общей работе принимают участие и слабые ученики, даже если их ответы не всегда правильные. Ведь неверный ответ может стать толчком к построению системы вопросов, подвопросов, микрозаданий, обеспечивающих логический ход рассуждений, который приводит всех учащихся к правильному решению, а у слабого ученика благодаря поддержке учителя и товарищей возникают положительные эмоции. При таком подходе даже слабые учащиеся выполняют не на репродуктивном уровне, а активно участвуют в поиске решения. Система специальных заданий, развивающих способности к анализу, рефлексии планированию, нахождению закономерностей и группировке по различным признакам, обеспечивает развитие логического мышления каждого учащегося.
Результатом работы по системе Л.В.Занкова является в первую очередь изменение отношений учащихся к школе, учёба становится для ребят не обязанностью, а увлекательным и интересным процессом, а качество знаний устойчиво высоким. Анализ работы нашей школы показывает, что учащиеся классов, обучающихся по развивающей системе Л.В. Занкова, продвигаются в своём развитии, у них развиваются аналитические способности, логическое мышление, изменяется мотивация учения и позиция учеников по отношению друг к другу, возрастает культура общения.
Технология проведения: развивающая, личностно-ориентированная, информационно-коммуникационная, здоровьесберегающая, проблемная
Форма проведения: урок
Метод проведения: коллективный
Тема урока: Решение уравнений
Цели урока:
1. Закрепить понятия: “уравнение”,
“решение уравнения”, определить рациональный
способ решения уравнений, учить составлять
математические рассказы и использовать при их
решении алгебраический способ познакомить с
понятием “слагаемые”
2. Развивать мыслительные операции, речь,
творческие способности, познавательную
деятельность учащихся
3. Воспитывать интерес к предмету,
самостоятельность в учебной работе, умение
преодолевать трудности, бережное отношение к
своему здоровью, дружелюбные отношения в
ученическом коллективе
Оборудование:
Презентация к уроку, таблицы опоры, учебник, тетрадь, ручка, линейка, простой карандаш
1. Оргмомент .
СЛАЙД №1
Угадайте, что за птица
Света яркого боится
Клюв крючком
Глаза пятачком
Ушастая голова
Это /сова/
Это не простая сова, а мудрая, учёная и её появление на уроке не случайно.
2. Логическая разминка
СЛАЙД №2
А/ _Определи “лишнее” слово
- СЛАГАЕМОЕ
- ВЫЧИТАЕМОЕ
- МИНУС
- УМЕНЬШАЕМОЕ
СЛАЙД №3
Б/ – Какие логические операции помогли выполнить задание?
- НАБЛЮДЕНИЕ
- СРАВНЕНИЕ
- РАССУЖДЕНИЕ
- КЛАССИФИКАЦИЯ
- ОБОБЩЕНИЕ
3. Определение темы и задачи урока:
СЛАЙД №4
– Определим тему и задачу урока, выполнив задание – “исключи”
- 4 + 3 =10 /неверное равенство/
- 9 – 4 = 5 / равенство составлено на вычитание/
- 6 + у = 8 /уравнение/
СХЕМА №1
ПРОДОЛЖИТЬ РАБОТУ ПО РЕШЕНИЮ УРАВНЕНИЙ, ВЫБРАТЬ РАЦИОНАЛЬНЫЙ СПОСОБ РЕШЕНИЯ УРАВНЕНИЯ
– Объяснить значение слова “РАЦИОНАЛЬНЫЙ” /удобный, мало времени/
СХЕМА №2
УРАВНЕНИЕ – РАВЕНСТВО, В КОТОРОМ ЕСТЬ НЕИЗВЕСТНОЕ ЧИСЛО
СХЕМА №3
РЕШИТЬ УРАВНЕНИЕ – НАЙТИ НЕИЗВЕСТНОЕ ЧИСЛО
СХЕМА №4
СПОСОБЫ РЕШЕНИЯ:
- ПОДБОР
- НАТУРАЛЬНЫЙ РЯД
- ТАБЛИЦА СЛОЖЕНИЯ
- ОБРАТНОЕ ДЕЙСТВИЕ
4. Физ. пауза:
Раз подняться, потянуться
Два – согнуться, разогнуться
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка
На четыре – руки шире
Пять – руками помахать
Шесть – за парту сесть опять.
5. Решение задач урока:
А/Аргинская И.И., Бененсон Е.П., Итина Л.С. Математика: Учебник для 1 класса: В 2 частях. – Самара: Издательство “Учебная литература”: Издательский дом “Федоров”, 2008, с. 77, №186
7 + 3 8 – х = 7 у > 5 9 + у = 10
– Выпишите уравнение.
– Прочитайте уравнения.
– Объясните выбор.
– Выберите рациональный способ решения уравнений.
– Объясните выбор.
Б/ Аргинская И.И., Бененсон Е.П., Итина Л.С. Математика: Учебник для 1 класса: В 2 частях. – Самара: Издательство “Учебная литература”: Издательский дом “Федоров”, 2008, с. 77, №185
– Где можете использовать умение по решению уравнений?
СХЕМА №5
НАУЧИТЬСЯ РЕШАТЬ ЗАДАЧИ АЛГЕБРАИЧЕСКИМ СПОСОБОМ
– Что называем математическим рассказом? /текст математического содержания, задача/
– Назовите части математического рассказа. /условие, вопрос/
– Составьте математический рассказ.
– Решим математический рассказ алгебраическим способом.
/9 – х = 4 9 – 5 = 4 х + 5 = 9 х + 4 = 9 9 – 4 = х 9 – 5 = 4/
5. Итог урока:
– Выполнили ли мы задачу урока?
– Какие логические операции помогли в этом?
СХЕМА №6
- НАБЛЮДЕНИЕ
- СРАВНЕНИЕ
- РАССУЖДЕНИЕ
- КЛАССИФИКАЦИЯ
- ОБОБЩЕНИЕ
5. Рефлексия урока:
СЛАЙД №5
ЕИНЕЧУ – ЕШЧУЛ АВТСТАГОБ.
/Учение – лучше богатства/
– Объяснить значение пословицы и связать с уроком.