Преподавание любого учебного предмета в системе общего развития школьников должно обеспечивать не только его полное усвоение, но и создавать условия для оптимального развития школьников.
Л.С. Выготский высказывал “Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития”. Отсюда следует, что школа должна формировать у учащихся не только основу знаний, но воспитывать самостоятельную и творчески мыслящую личность. Развивать мышление необходимо с первых дней жизни ребёнка. Параллельно с развитием мышления у ребёнка развивается речь, которая организует и уточняет мысль, позволяет выразить её обобщено, отделить главное от второстепенного.
Система Л.В. Занкова позволяет выполнить эти функции, где задача развития речи решается в неразрывном единстве с усвоением средств речи. В период обучения грамоте основной единицей речи является слово. Вслушиваясь в смысл слова, дети устанавливают его зависимость от звукового и буквенного состава, от смысла высказывания. Вся работа в этот период подчинена продуктивному обучению детей чтению и письму.
Итогом данного курса выступает урок – праздник “Прощание с Азбукой”, который я представляю Вашему вниманию.
КОНСПЕКТ
внеклассного занятия (обучение грамоте)
Класс: 1
Технология проведения: личностно-ориентированная, игровая, информационно-коммуникационная
Форма проведения: театрализованное игровое представление, работа в группах
Оборудование: костюмы: Учёный, баба Яга, Азбука, Букварь, Русский язык, Литературное чтение, АРМ или магнитная доска, карточки с заданиями
Цели:
- Развивать творческие способности учащихся;
- Развивать речь, память, творческое воображение, сценические способности учащихся;
- Воспитывать внимательного слушателя;
- Воспитывать чувство ответственности, сотрудничества при работе в группе;
- Учить видеть особенности игры “актёров”.
ФАЙЛ №1
Изображение поезда, двигающегося по рельсам с надписью “Прощай, Азбука!”
На сцене появляются Учёный, Букварь, Азбука, которые ведут между собой разговор. /дети в костюмах: на груди – мантия с обложкой книги, на голове – кафедралка/
Учёный
Мы с Вами собрались не зря
Трудились мы немало!
Сегодня праздник здесь у нас!
Они всех книг начало!
Букварь
Я – Букварь, учу читать
Меня никак нельзя не знать
Меня изучишь хорошо,
И сможешь ты тогда
Любую книжку прочитать
Без всякого труда!
Азбука
Я – Азбука, друзья,
Очень плохо жить на свете,
Тем, кто со мною не знаком,
Ведь 22, мои ключа,
Откроют мир от А до Я.
На сцене появляется Баба Яга.
Баба Яга
Ой-ой-ой! Подумаешь, праздник у Вас, гости почётные! Вот я, Баба Яга, две тысячи лет прожила, ни одной буквы не знаю – и ничего, прекрасно себя чувствую!
Учёный
В самом деле, прекрасно? Это от того, что ты живёшь в болоте! В болоте жизнь простая, некультурная – плюх-плюх, чав-чав, плюх-плюх, чав-чав и всё понятно! А культурные люди без Бкваря и Азбуки, без книги и грамоты обойтись не могу.
Баба Яга
Зачем мне какие-то буквы? Записки, что ли Лешему писать? Я могу и жестами показть всё, что надо! Ням-ням – есть хочу, бкль-буль – пить, хрр-хрр – спать. /показ жестами/
Азбука
Показать можно, если ты и твой адресат находитесь рядом. А как ты, пошлёшь своему другу Лешему, срочное сообщение в соседний лес?
Баба Яга
ФАЙЛ №2
2 куриные ножки, петушиная голова, перечеркнутая крест накрест, горка, где стрелочкой указан путь с горы вниз.
А я картинку нарисую.
Букварь
Что это значит?
Баба Яга
Не поняли?! А еще грамотные?! Это значит, приходи ко мне в гости, есть куриные окорочка, а вот холодца из петушиных голов на этот раз не будет, зато после ужина покатаемся с горки.
Учёный
ФАЙЛ №3 письмо в конверте
А давай пошлём твоё “письмо” волшебной почтой лешему и посмотрим, что он ответит.
Азбука
Мне кажется, что это письмо заставит Лешего поломать голову. Ведь в давние времена, когда люди не знали письменности, такие послания часто напоминали загадки.
Букварь
ФАЙЛ №4 – лягушка, мышь, птица, 5 стрел
Вот послушайте: царь Персии решил завоевать племена скифов. Скифский гонец принёс ему: лягушку, мышь, птицу и 5 стрел. Царь задумался: мышь живёт в земле, лягушка прячется в воде, птица взлетает высоко в небо. Может быть скифы решили сдаться и своим посланием говорят: мы отдаём вам свои земли, воды и небо, а со стрелами вручаем силу и храбрость. Но мудрые военные растолковали послание так: “Если вы персы, не улетите в небо как птицы, не зароетесь в землю как мыши и не ускачете как лягушки в болото, то падёте под ударами наших стрел”
Учёный
ФАЙЛ №5 – бечёвка, к которой привязаны разноцветные нити со множеством узелков
Чего только не придумали люди для передачи!
В древние времёна в Южной Америке было придумано узелковое письмо. Цвет нитей и количество узелков передавали определённое сообщение.
Азбука
ФАЙЛ №6 –иероглифы
А вот в Египте передавали сообщение с помощью иероглифов. Каждый значок обозначал отдельное слово.
Баба Яга
Сколько же надо было выучить таких иероглифов, чтобы узнать главное!?
Букварь
Да путаница случалась! Вот посмотри, баба Яга, как Леший прочёл твоё послание!
Баба Яга
ФАЙЛ №7 – Леший читает письмо
Чем я тебя обидел!? Чем заслужил такое письмо!?
“Ах, ты Леший, ноги твои куриные, безголовый ты совсем! Не показывайся ко мне в гости, а то с горки спущу!”
Не показывайся после такого письма мне на глаза! Твой бывший друг, Леший.”
Ах, я несчастная! Ах, я неграмотная! Хотела написать одно, а получилось другое!
Учёный
Так часто бывало, не переживай! Но был изобретён алфавит.
/показывает на Азбуку/
Были найдены буквы для изображения каждого звука. В 863г. два брата – Кирилл и Мефодий – составили славянскую азбуку – кириллицу. И все родные сестры нашей Азбуки – это буквы кириллицы, а Букварь – это книга, по которой учатся читать.
ФАЙЛ №8 – памятник Кириллу и Мефодию
Баба Яга
/просит прощения/
Ой, Азбука, Букварь, простите меня неграмотную!
Учёный
Простим её, ребята!
Баба Яга
Хочу только вопрос задать, да только стесняюсь!
Азбука
Задавай, не стесняйся! Кто спрашивает, тот с каждым вопросом – становится умнее.
Баба Яга
А как узнать буквы и научиться читать?
Учёный
Ой, баба Яга, это дело трудное, но интересное. А выполнить это лучше всего, играя!
Класс разбивается на 4-5 группы, герои праздника садятся в группы. Каждой группе даётся задание, выслушиваются ответы, подводятся итоги работы.
(См. приложение)
Баба Яга
Многое знают детишки у вас!
Рада сердечно, ребята, за Вас!
Верю, что будет школьный народ
Двигаться к знаньям упорно вперёд!
А на прощанье, придумала я вам испытание!
Дети читают стихи-загадки о буквах и угадывают их, на экране анимация на букву ФАЙЛ №9-31 (см. приложение №2)
Учёный
Молодцы, ребята, я очень за Вас рад! Давай скажем дружно: “Спасибо, Азбука!” и споём для наших первых книг песню. (см. приложение №3)
Азбука, Букварь
В память об успешном окончании нашей первой школьной ступени – мы научились читать, писать, мы вручаем вам дипломы.
На сцене появляется баба Яга, ведущая “Русский язык” и “ Литературное чтение”
/дети в костюмах – на груди мантия с обложкой учебника, на голове кафедралка/
Баба Яга
Ох, ребята, мне так … у Вас понравилось! Я хочу быть грамотной бабусей. Можно я останусь учиться у Вас? На помощь Вам я привела друзей букваря и азбуки
/показывает на Русский язык, Литературное чтение/
Русский язык
Здравствуйте, ребята! Я младший брат Азбуки. Я научу Вас грамотно писать. Зовут меня … /дети читают/
Литературное чтение
Здравствуйте, друзья! Я младшая сестра Букваря. Теперь я буду вас знакомить с чтением новых рассказов, стихами, сказками. Зовут меня … /дети читают/
Детям раздают учебники “Русский язык”, “Литературное чтение”.