Цель урока:
- Формирование умений и навыков, носящих в современных условиях общенаучный и общеинтеллектуальный характер.
- Развитие у учащихся теоретического мышления, а так же формирования операционного мышления, направленного на выбор оптимального решения.
- Научить учащихся применять современное программное обеспечение в поиске информации.
Задачи урока:
- Воспитательная – развитие познавательного интереса, воспитание информационной культуры.
- Учебная – сформировать основные понятия: «база даны», информационная система, СУБД; изучить и закрепить основные навыки работы с системами управления базами данных, создание однотабличной БД «Одноклассник».
- Развивающая - развития логического мышления, расширение кругозора, подготовка к работе с потоком информации в Интернет.
План урока
- Оргмомент – о ходе урока.
- Новый материал – актуальность его изучения.
- База данных.
- Доступ к программному обеспечению – Access
- Практикум.
- Подведение итогов (через проектор просмотр работ).
- Домашнее задание
Ход урока
- Сегодня мы рассмотрим очень важный вопрос. Способ работы с информацией с новой точки зрения. С точки зрения 21 века, необходимости иметь навыки обработки и сортировки потока информации. Узнаем о системе управления информацией, узнаем о базах данных, как создавать их самим, как не «утонуть» в потоке современной информации. Вспомним Остапа Бендера, как он искал стул, обращался за информацией к картотеке, и ему это стоило больших денег. Если бы не его настойчивость и вера, то он вряд ли добрался бы до искомого объекта.
- Актуальность, своевременность этой темы очевидна. Без компьютера можно написать книгу и начертить таблицу, нарисовать картину – всё, что угодно. Кроме базы данных. БД – это отсчёт новой информационной эпохи, детище нового поколения. До БД-ых существовали картотеки, где сведения на карточках мертвы и неизменны. Говоря о БД подразумевают два различных объекта – саму БД – громадный массив информации и программу СУБД, которая даёт возможность воспользоваться этим информационным богатством. Именно СУБД позволяет получить ответ на конкретный запрос – при этом документ, который выдаст нам программа, не будет изъят из БД. В этом заключается революционность СУБД. Без БД не обходится сегодня ни одна корпорация, ни одно учебное заведение, даже небольшой «домашний» офис.
- Что же такое БД? БД – это множество данных одинакового типа, организованных определённым образом и отражающих состояние и отношение между этими данными. БД делят на 3 класса:
- табличные (реляционные);
- сетевые (Интернет)
- иерархические (файловая система Windows)
С понятием базы данных тесно связано понятие СУБД – система управления базами данных, это комплекс программных средств, предназначенных для создания структуры новой базы, её наполнения содержимым, редактирования содержимого и отбора отображаемых данных. В мире существует множество СУБД dBase, Paradox, FoxPro, Clipper, Oracle … СУБД опирается на единый устоявшийся комплекс основных понятий. В качестве одной системы мы рассмотрим Microsoft Access.
- Пакет MS Access находится в комплекте Microsoft Office. Запуск можно осуществить разными способами:
- (стандартно) ðПуск ðПрограммы ðMicrosoft Office ðMicrosoft Access
- Пуск ðСоздать документ Microsoft Office ðНовая база данных.
- Выбрать на Рабочем столе (экране) значок
- Прошли к компьютеру. При запуске программы дать имя БД «Школа_БД_Фамилия_ ученика» и в ней создать таблицу «Одноклассник» в режиме конструктора с полями: №, Фамилия Имя, Где живёт, Дата рождения, Телефон, Любимое занятие.
Поле | Тип данных | Описание |
- Подберите подходящий тип данных через кнопку Список со значком : текстовый, числовой, дата/время, логический, поле объекта OLE, денежный, счётчик, поле MEMO.
Поле | Тип данных | Описание |
№ | Счетчик | |
Фамилия Имя | Текстовый | |
Где живёт | Текстовый | |
Дата рождения | Дата/Время | |
Телефон | Текстовый | Образец 8-49628-72-304 |
Любимое занятие | Текстовый |
- Затем перейдите к таблице и заполните её 5-10 записями о своих одноклассниках.
№ | Фамилия, Имя | Где живёт | Дата рождения | Телефон | Любимое занятие |
1 | Акулин Максим | Лотошино, Центральная 46-25 | 09.12.1994 | 8-49628-71-602 | Волейбол |
2 | |||||
3 | |||||
4 | |||||
5 | |||||
6 | |||||
7 | |||||
8 |
Сохранить работу в сетевой папке на учительском столе. (Сетевое окружение → Share Teacher → 11 класс → 11А)
- Работа за компьютером и получение оценки. Просмотр работ на экране через проектор, сравнение результатов.
- Домашнее задание – подготовить сведения для БД художники. (10-15 записей).