Цели урока: познакомить учащихся с внешней политикой Александра 2, выявить её сходство и различие с внешней политикой Николая I, рассмотреть причины, ход, итоги русско-турецкой войны 1877-1878 гг., охарактеризовать участие России в решении международных вопросов.
Задачи:
- Западное направление внешней политики.
- Восточная политика: Туркестан и Средняя Азия.
- Политика России на Дальнем Востоке.
- Русско- турецкая война: причины, развитие военных действий.
- Итоги войны.
Оборудование:
- учебник истории России А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной;
- Энциклопедия для детей Аванта плюс;
- диск «Энциклопедия истории России»;
- мультимедийная презентация.
Формы и методы, применяемые на уроке:
- групповая работа;
- работа с документом;
- ролевая игра;
- опережающее задание;
- выполнение тестовых заданий (приложение 1);
- составление и представление мультимедийной презентации.
Ход урока
1. Организационный момент:
приветствие, запись домашнего задания: параграфы 24-25, вопросы, дополнительно: прокомментируйте высказывания: канцлер Горчаков, представлявший Россию на Берлинском конгрессе, в записке Александру 2 отмечал: «Берлинский конгресс есть самая чёрная страница в моей служебной карьере». Император на ней написал: «И в моей также».
2. Опрос домашнего задания:
- карточки;
- тесты;
- ролевая игра: 3 учащихся представляют три направления в общественном движении – консервативное, либеральное, революционное, 1 ученик является экспертом, определяющим правильность, полноту ответов, остальные учащиеся являются журналистами, задающими вопросы представителям общественных движений. Например, какие цели вы ставите перед собой, как относитесь к реформам Александра II, поддерживает ли вас народ и т.д. Учитель по окончании подводит итоги.
3. Изучение нового материала:
Вступительное слово учителя, который предлагает познакомиться с внешней политикой Александра II.
Учащиеся записывают тему урока в тетрадь, затем им предлагается вспомнить результаты Крымской войны и условия Парижского мирного договора.
Учащимся предлагается работать в группах:
- 1 группа характеризует европейское направление внешней политики России, работая с учебником на стр.190-192 (группе выдаётся маршрутный лист).
- 2 группа характеризует восточное направление внешней политики России, работая с учебником на стр. 192-197 (группе выдаётся маршрутный лист).
- 3 группа характеризует дальневосточную политику России, работая с учебником на стр.197-199 (группе выдаётся маршрутный лист).
Далее учащиеся представляют результаты своей работы, выбрав одного выступающего от группы. Их выступление предваряет рассказ учащегося о Горчакове А.М. (приложение 2).
После выступления представителей групп учитель подводит итоги: внешняя политика правительства Александра 2 носила активный характер. Дипломатическими военным путём России удалось решить стоящие перед ней внешнеполитические задачи, восстановить своё положение великой державы.
Учитель рассказывает об обострении обстановки в Балканских государствах, территория которых входила в состав Турции, и о движении славянских народов против власти турецкого султана.
Учащиеся на основе услышанного и, пользуясь текстом учебника на стр. 202, выписывают причины войны в тетради.
По окончании работы учитель организует проверку и дополняет ответы учащихся, которым затем задаётся вопрос: как вы думаете, готова ли была Россия к войне с Турцией?
Обобщая ответы учащихся, учитель приводит текст записки министра финансов М.Х.Рейтерна, который призывал Александра II не вмешиваться в события на Балканах: Война остановит правильное развитие гражданских и экономических начинаний, составляющих славу Его Величества; она причинит России неисправимое разорение и приведёт её в положение финансового и экономического расстройства, представляющего подготовленную почву для революционной и социалистической пропаганды, к которой наш век и без того уже слишком склонен».
Используя карту на стр.207 учитель знакомит учащихся с развитием событий на Балканах и на Кавказе. По ходу рассказа учащиеся составляют хронику военных действий, заполняя таблицу:
Дата | Событие | Итоги |
Далее следует продолжение рассказа учителя о дальнейших событиях войны и наступлении русской армии на Софию, Адрианополь и Стамбул .
Учащиеся заслушивают сообщение о М.Д.Скобелеве (приложение 3), которое сопровождается мультимедийной презентацией (приложение 4), составленной учениками.
Далее они знакомятся с условиями Сан-Стефанского мирного договора и решениями Берлинского конгресса, сравнивают их и делают выводы об итогах русско-турецкой войны (работа с документами №1, 2), (Приложение 5).
4. Закрепление:
Ответить на вопросы теста.
5. Вывод:
учитель подводит итоги, выставляет оценки, благодарит учащихся за работу.