Урок по истории России в 8-м классе "Внешняя политика России во второй половине XIX века. Русско-турецкая война 1877–1878 гг."

Разделы: История и обществознание


Цели урока: познакомить учащихся с внешней политикой Александра 2, выявить её сходство и различие с внешней политикой Николая I, рассмотреть причины, ход, итоги русско-турецкой войны 1877-1878 гг., охарактеризовать участие России в решении международных вопросов.

Задачи:

  1. Западное направление внешней политики.
  2. Восточная политика: Туркестан и Средняя Азия.
  3. Политика России на Дальнем Востоке.
  4. Русско- турецкая война: причины, развитие военных действий.
  5. Итоги войны.

Оборудование:

  • учебник истории России А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной;
  • Энциклопедия для детей Аванта плюс;
  • диск «Энциклопедия истории России»;
  • мультимедийная презентация.

Формы и методы, применяемые на уроке:

  • групповая работа;
  • работа с документом;
  • ролевая игра;
  • опережающее задание;
  • выполнение тестовых заданий (приложение 1);
  • составление и представление мультимедийной презентации.

Ход урока

1. Организационный момент:

приветствие, запись домашнего задания: параграфы 24-25, вопросы, дополнительно: прокомментируйте высказывания: канцлер Горчаков, представлявший Россию на Берлинском конгрессе, в записке Александру 2 отмечал: «Берлинский конгресс есть самая чёрная страница в моей служебной карьере». Император на ней написал: «И в моей также».

2. Опрос домашнего задания:

  1. карточки;
  2. тесты;
  3. ролевая игра: 3 учащихся представляют три направления в общественном движении – консервативное, либеральное, революционное, 1 ученик является экспертом, определяющим правильность, полноту ответов, остальные учащиеся являются журналистами, задающими вопросы представителям общественных движений. Например, какие цели вы ставите перед собой, как относитесь к реформам Александра II, поддерживает ли вас народ и т.д. Учитель по окончании подводит итоги.

3. Изучение нового материала:

Вступительное слово учителя, который предлагает познакомиться с внешней политикой Александра II.

Учащиеся записывают тему урока в тетрадь, затем им предлагается вспомнить результаты Крымской войны и условия Парижского мирного договора.

Учащимся предлагается работать в группах:

  • 1 группа характеризует европейское направление внешней политики России, работая с учебником на стр.190-192 (группе выдаётся маршрутный лист).
  • 2 группа характеризует восточное направление внешней политики России, работая с учебником на стр. 192-197 (группе выдаётся маршрутный лист).
  • 3 группа характеризует дальневосточную политику России, работая с учебником на стр.197-199 (группе выдаётся маршрутный лист).

Далее учащиеся представляют результаты своей работы, выбрав одного выступающего от группы. Их выступление предваряет рассказ учащегося о Горчакове А.М. (приложение 2).

После выступления представителей групп учитель подводит итоги: внешняя политика правительства Александра 2 носила активный характер. Дипломатическими военным путём России удалось решить стоящие перед ней внешнеполитические задачи, восстановить своё положение великой державы.

Учитель рассказывает об обострении обстановки в Балканских государствах, территория которых входила в состав Турции, и о движении славянских народов против власти турецкого султана.

Учащиеся на основе услышанного и, пользуясь текстом учебника на стр. 202, выписывают причины войны в тетради.

По окончании работы учитель организует проверку и дополняет ответы учащихся, которым затем задаётся вопрос: как вы думаете, готова ли была Россия к войне с Турцией?

Обобщая ответы учащихся, учитель приводит текст записки министра финансов М.Х.Рейтерна, который призывал Александра II не вмешиваться в события на Балканах: Война остановит правильное развитие гражданских и экономических начинаний, составляющих славу Его Величества; она причинит России неисправимое разорение и приведёт её в положение финансового и экономического расстройства, представляющего подготовленную почву для революционной и социалистической пропаганды, к которой наш век и без того уже слишком склонен».

Используя карту на стр.207 учитель знакомит учащихся с развитием событий на Балканах и на Кавказе. По ходу рассказа учащиеся составляют хронику военных действий, заполняя таблицу:

Дата Событие Итоги
     

Далее следует продолжение рассказа учителя о дальнейших событиях войны и наступлении русской армии на Софию, Адрианополь и Стамбул .

Учащиеся заслушивают сообщение о М.Д.Скобелеве (приложение 3), которое сопровождается мультимедийной презентацией (приложение 4), составленной учениками.

Далее они знакомятся с условиями Сан-Стефанского мирного договора и решениями Берлинского конгресса, сравнивают их и делают выводы об итогах русско-турецкой войны (работа с документами №1, 2), (Приложение 5).

4. Закрепление:

Ответить на вопросы теста.

5. Вывод:

учитель подводит итоги, выставляет оценки, благодарит учащихся за работу.