Цели:
- Побуждать у учащихся интерес к изучению истории вещей, их физических свойств;
- Содействовать формированию у учащихся представлений об истории вещей, их физических свойствах, как неотъемлемой части истории и культуры народа, гордость за их достижения;
- Способствовать развитию инициативы и творчества.
Участники: учащиеся 8а и 9а класса.
Место проведения: кабинет истории.
Подготовительные мероприятия:
- составление сценария,
- подбор материала,
- сбор реквизита,
- оформление выставки,
- создание презентации,
- музыкальное оформление,
- подбор концертных номеров,
- распределение ролей,
- подготовка сообщений,
- приглашение родителей, учителей.
Ход мероприятия
В кабинете физики размещены все участники мероприятия.
Часть кабинета оформлен как салон вещей (выставка).
Звучит спокойная, настраивающая на работу, музыка. На фоне музыки
демонстрируется презентация “Биография вещей”.
Учитель истории: Дорогие, ребята, уважаемые учителя, гости. Вы находитесь в салоне “Биография вещей”. Мы сегодня предлагаем вам совершить путешествие по салону. Будем говорить о вещах знакомых и не знакомых, которыми мы пользуемся и пользовались наши предки. Послушаем об истории вещей и их физических свойствах.
Сценка.
Дружинник: (входит с веничком и садится за стол)
– Ух, хороша банька! Венчик сюда положим. Здраво банька творит и не вредит! Что ж, попьем чайку, кваску да кисельку. Тут и мед, и молоко, сахарок, да варенье, хлеб и пряники. Вот я, добрый молодец, киселя поем, молока нахлебаюсь, чаю напьюсь…(Ест.) Подставляет к самовару стакан, наливает кипяток: – Чтобы стакан не лопнул, положу в стакан ложечку (объясняет для чего).
1-й ведущий: Время действия – XIII век. Все правильно в этой сцене?
Комментируют 2-й ведущий и зрители.
Правильный ответ: Чай на Руси появился в XVII веке, его прислал в подарок (4 пуда) монгольский хан царю Михаилу Федоровичу, а потом, в конце XVII привозили из Китая. Сахара в XIII тоже не было, его промышленное производство началось в Индии с XVI века, а в России с XVIII века. Наверное, варенье, если оно было, делалось не на сахаре, а только на меду.
1-й ведущий: А теперь что?
2-й ведущий: А теперь обед.
1-й ведущий: Да ведь только что…
2-й ведущий: Обед! После трудов праведных обед, сотоварищи.
Дружинник: Авдотья Никитишна, неси обед.
(Авдотья Никитишна ставит на стол семечки, картошку, помидоры, грибы, яблоки, масло, хлеб. Раскладывает деревянные ложки и обычные вилки, называя каждую вещь.)
Авдотья Никитишна: Кушай, голубок, вот семечки.
1-й ведущий: Ой, ребята, посмотрите, что поставила на стол Авдотья Никитишна.
Время действия – XIII век. Все ли правильно в этой сцене?
(Выслушиваются ответы учащихся и ведущий дает правильный ответ.)
1-й ведущий: Семечек не было, подсолнечник завезли, как тыкву, из Америки. Картофель появился в России после Петра I, помидоры в XVIII веке; грибы солили, а не мариновали, не было железных вилок,
Ученик. Рассказ о вилках (Приложение 1); Презентация. Слайд 1,2.
2-й ведущий: Человек в определенное время занимается делами, отдыхаем. Давайте и мы тоже отдохнем. (Звучит музыка. Танец “Барыня”. Исполняют учащиеся класса.)
1-й ведущий: После отдыха человек должен быть бодр, трудолюбив и беспокоен, подобно как маятник в часах.
Ученик. Рассказ о часах (Приложение 2); (слайд 3) .
Учитель физики (дополняет). Фотокамера в часах.
Японской фирме CASIO впервые удалось втиснуть цветную цифровую фотокамеру в наручные часы. Память часов модели WQV-10 вмещает до сотни снимков, которые демонстрируются на том же дисплее, где фиксируется и текущее время. Часы запоминают даже дату и время, когда был сделан каждый снимок. Имеется цифровой “телеобъектив”, приближающий снимаемые объекты в два раза. Фотографии можно передавать в компьютер или другие такие же часы. Разумеется качество миниатюрных фотографий невысоко: каждая из них состоит всего из 25 тысяч элементов (в “настоящих” цифровых камерах их от полумиллиона до шести миллионов). Но подкупает возможность повсюду носить с собой не обременяющий размерами и весом фотоаппарат.
О песочных часах (практическая работа) (слайд 4).
Наберите теперь две пригоршни сухого песка и медленно высыпайте его через щель между ладонями. Обратите внимание на то, что вначале высыпаются песчинки, лежащие непосредственно над отверстием. А затем – песчинки, расположенные вокруг отверстия в нижних слоях, т.е. ближе к нему.
Продолжим эксперимент. Возьмем лист бумаги, свернем его в трубку, положим горизонтально и засыплем снаружи песком. Конструкция из бумаги будет выдерживать довольно большие нагрузки. Прочность ей придает не только трубчатая форма; нужно, чтобы вокруг трубки и сверху толстым слоем лежал сухой песок. Почему песок не расплющивает трубку, даже если надавить сверху на песок ладонью? Дело в том, что под давлением песчинки перестраиваются так, что заклинивают друг друга, мешая взаимному перемещению. В науке это явление носит название “появление арочных структур”. В арке каждый отдельный элемент не может переместиться в направления действия внешней силы – он зажат враспор соседними элементами, которым и передает действующую нагрузку. В результате под давлением (внешним и внутренним) песок утрачивает подвижность и приобретает свойства твердого тела.
По этой причине в песочных часах песок пересыпается равномерно, независимо от высоты его столба (в отличие от воды!). и первыми высыпаются песчинки именно верхнего, потому что не связаны арочными структурами.
Сценка.
Служивый: Как к ракетному заведению приписали, ни сна тебе, ни отдыха. Пороху на эти ракеты немыслимо уходит, материалу всякого и денег без счета, о хо-хо! Слуга! Машину заграничную!
Слуга (вносит ящичек – арифмометр). Ишь, чего удумали иноземцы! Машина самосчетная.
Служивый (крутит ручку). Разорила на ракетах машина заграничная! На счетах-то оно может дешевле выйдет.
Слуга подает счеты.
Служивый (считает, что-то записывая карандашом и приговаривая). Убытки, убытки…(раздается бой часов), пора на службу, заведение ракетное! Раньше придешь – выгонят, опоздаешь – высекут! (Уходит.)
2-й ведущий: Ребята, прокомментируйте эту сцену.
Правильный ответ: Ракета – очень старое оружие. В 1680 году в Москве было “ракетное заведение”, а в конце XVIII века, когда в России появился отличный русский порох, производство стало массовым. Карандашом служивый не мог пользоваться, его изобрели во Франции в конце XVIII века. Арифмометр – машина, выполняющая сложение и вычитание, в середине XVII века уже была, а счеты были еще в начале XVII века.
Ученик: Рассказ о счетах и калькуляторах (Приложение 3); (Слайд 5,6.)
Учитель физики. Рассказ об А. Нобеле и его изобретениях (Приложение 4).
1-й ведущий: Дорогие гости! Как вам в нашем салоне? Тепло, ли вам?
Есть тепло душевное, человеческое, а есть тепло физическое.
Ученик: История термометра (Приложение 5); (Слайд 7.)
Забегает коробейник. Под музыку “Коробейники”:
Мыла пахучие –
По две гривны за кусок!
Румяна нелинючие –
Молодись за пятачок!
Вот и камни самоцветные
В перстеньке, как жар горят!
Есть и любчики заветные –
Хоть кого приворожат!
(Коробейник вынимает из коробки спички, очки, зеркало, ……)
Ведущий предлагает купить товары, которые были в “таком-то” веке.
Участники покупают товары (торгуются) и рассказывают о них.
Ученик: Рассказ о спичках (Приложение 6); (Слайд 8.)
Ученик: Рассказ о зеркале (Приложение 7); (Слайд 9.)
Учитель истории. К нам пришли гости, наши дорогие родители. Они станцуют нам русский танец с гармошкой.
Танец “Гармонь любимая”.
Ученик: Рассказ о гармошке (Приложение 8); (Слайд 10.)
Ученик: Рассказ об очках (Приложение 9); (Слайд 11.)
1-й ведущий: И еще одно уютное творение есть в нашем салоне. Это “русская чайная машина”. Так на Западе называли наш самовар.
2-й ведущий: Замечательное свойство самовара отвлекать нехитрой работой, втягивать в неторопливый ритм, врачевать чаепитием душевные раны. И тогда в душе звучит веселая музыка.
Ученик: Рассказ о самоваре. (Слайд 12.)
Самовар пыхтит искрится –
Щедрый, круглый, золотой.
Озаряет наши лица
Он своею добротой.
Лучше доктора любого
Лечит скуку и тоску
Чашка вкусного, крутого,
Самоварного чайку!
Самовары появились в России в середине 18 в., когда в домах стали пить чай и кофе. Но еще раньше в русской домашней утвари существовали многочисленные сбитенники и сосуды, способные “сами варить”.
Производство самоваров со 2 половины 18 в. было налажено в Москве, Петербурге, Ярославле и Архангельске. Но самым главным “самоварным центром” стала Тула. 1-ую тульскую самоварную фабрику основал в 1778г. Иван Лисицын.
Учитель истории: (дополняет) о Самоваре.
Вот самовар мерцающий, потливый,
Стоит со шпорой крана как петух.
Самым известным атрибутом русского стола конечно же являлся блестящий и пышущий самовар, который, как “водогрейный для чаю сосуд с медной трубой”, по своим размерам мог быть большим (на несколько ведер), средним (около ведра и маленьким (на 1–2 стакана)).
Самовар вносил в чаепитие праздничность и располагал к неспешной застольной беседе. Во время вечернего чаепития домохозяин с полотенцем на шее выпивал по 20–25 чашек чая. Согласно питейным традициям того времени первые 5 чашек домочадцы пили вприглядку (т.е.глядя на сахарную голову, выставленную посредине стола), затем вприлизку (облизывая свой сектор 7-килограммовой сахарной головы), потом впригрызку (отгрызая свою часть сахара от головы) и лишь под конец чаепития – вприкуску (откусывая по маленькому кусочку от большого куска сахара, завернутого в тряпицу).
В трактирах, расположенных вдоль почтовых трактов, ямщиков потчевали двумя кусками колотого сахара и парой чая, выставляя на стол перед посетителем трактира два чайника: большой – с крутым кипятком, налитым из самовара, и маленький – со свежезаваренным чаем или зельем: морковным или травяным сбором.
1-й ведущий: Наше путешествие закончилось. Есть родословная не только у людей, но и у вещей.
2-й ведущий: И у вещей есть юбилеи, столетия, двухсотлетия и тысячелетия.
1-й ведущий: И вещи проходят “эволюцию”.
2-й ведущий: Мы с вами свидетели возникновения новых вещей – компьютеров, например. И даже не удивляемся тому, насколько замечателен наш век.
1-й ведущий: И, может быть, в третьем тысячелетии будут ломать голову новые эрудиты: что такое магнитофон, телевизор, компьютер.
2-й ведущий: И ты уверена, что будут такие игры, как сегодня?
1-й ведущий: Вот в этом я абсолютно убеждена!
Все участники мероприятия приглашаются на чаепитие.
Учитель истории: Существует ли на Земле хоть одно подобное место, (в котором) где чай играет такую важную роль, как на Севере. Чай! Магическое слово для северян. Он важен и необходим в лютые холода. Потребность в чае у северян такова, что скорее он согласится не есть, ежели не пить чаю. Я хочу заметить, что на Севере чай стал мерилом человеческих отношений. Когда все в порядке, то чай льется рекой, ну а если нет, то говорят “чай пьют врозь”. А чтобы отношения были более сердечными, предлагаю всем вместе попить чайку. Чай человеку подать – уважение оказать.
Литература.
- Рабинович Е.Г. Судьба вещей. М., 1983 г.
- Популярная художественная энциклопедия: В 2 т. М., 1986 г.
- Внеклассная работа по истории. Авторы – составители: Р.Н.Чеброва, А.В. Бармин. Саратов, ОАО “Издательство “Лицей”, 2003 г.
- Журнал “Наука и жизнь”. 2002 г. (№ 7, 8,10,12), 2003 г., 2006, 2007, 2008 г.
- Еженедельная методическая газета для преподавателей физики, астрономии и естествознания “Физика”. № 39, 16-23 октября, 2004 г., с. 27–31.
- Интернет-ресурсы.