Цель: обобщить знания учащихся о глаголе как части речи.
Задачи:
- развивать умение выделять признаки глагола как части речи;
- развивать абстрактное и образное мышление, память, речь;
- расширять кругозор учащихся;
- воспитывать интерес к языку, любовь к родной природе.
Тип урока: закрепление изученного материала
Оборудование: магнитофон, аудиозапись, карта страны Глаголии
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Постановка задач урока
– Ребята, нас пригласили в страну Глаголию. Но подойти к дворцу не так просто. Жители страны будут чинить нам препятствия, проверять наши знания об изученной части речи – глаголе. Итак, отправляемся в путь!
III. Закрепление пройденного материала
1. Закрепление знаний личных окончаний глаголов (индивидуальная работа).
Первое препятствие. Минутка чистописания.
– Нужно перейти речку, построив через неё мост из сочетаний букв, данных в узоре на карте.
– Что вы заметили в узоре? ( Это личные окончания глаголов и формообразующие суффиксы начальной формы глаголов)
– Какие личные окончания имеют глаголы 1 спряжения? 2-го спряжения?
Задание по вариантам:
1 вариант списывает личные окончания глаголов 1-го спряжения, 2 вариант – 2-го спряжения.
Проверка. (1 вариант – ешь, ет, ут; 2 вариант – ишь, ит, ат)
2. Словообразовательная работа. Комментированый словарный диктант (фронтальная работа).
Второе препятствие.
– «Утолить жажду» можно при условии, если попавшие в «колодец» слова будут превращены в неопределённую форму глагола. Запишите полученные глаголы.
(Дети достают из «колодца» слова с пропущенными буквами и образовывают глаголы неопределенной формы)
К…лесо - колесить, …бед - обедать, ч…рный – чернеть, б…седа - беседовать, св…бода – освободить, п…беда - победить, …дрес – адресовать, пут…шествие – путешествовать.
– Какое слово связано с нашим уроком? (Путешествие)
– На каждой парте лежит толковый словарь О.В. Ожегова. Найдите значение слова «путешествие» в толковом словаре. (Работа со словарём в парах)
– Назовите известных путешественников. (Христофор Колумб – испанский мореплаватель. Джеймс Кук – английский мореплаватель, руководитель трех кругосветных экспедиций. Николай Николаевич Миклухо-Маклай – российский путешественник). Многие имена русских путешественников, сделавших мировые открытия, давших цивилизации уникальные научные находки и описания, являются гордостью нашего народа – русские мореплаватели, именами которых названы моря и проливы: Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен, Витус Беринг, Фердинанд Петрович Врангель, Михаил Петрович Лазарев и др. Я надеюсь, что вы будете такими же смелыми, целеустремлёнными, как они.
– Мы с вами продолжаем путешествие по стране Глаголии. Можно ли от полученных глаголов образовать другие формы глаголов? (Да. Глаголы настоящего, будущего и прошедшего времени)
3. Физминутка.
4. Самостоятельная работа.
Третье препятствие.
– На пути во Дворец стоит частый лес, через который надо проложить три дорожки, ведущие к Дворцу. Такими дорожками станут три группы глаголов, которые вы должны образовать от глаголов начальной формы и записать в тетради.
Работа по рядам:
1 ряд образует глаголы прошедшего времени;
2 ряд – настоящего времени;
3 ряд – прошедшего времени.
При затруднении учащиеся могут воспользоваться карточкой-помощницей
Карточка-помощница | |
Прошедшее время | Что делал? Что сделал? |
Настоящее время | Что делает? |
Будущее время | Что сделает? Что будет делать? |
По окончании работы проверка.
1 ряд | 2 ряд | 3 ряд |
колесил | колесит | буду колесить |
чернел | чернеет | буду чернеть |
беседовал | беседует | буду беседовать |
освобождал | освобождает | буду освобождать |
побеждал | побеждает | буду побеждать |
адресовал | адресует | буду адресовать |
путешествовать | путешествует | буду путешествовать |
5. Четвёртое препятствие. Лексико-образовательная работа
.
– Мы справились с заданиями. Перед нами Дворец времён глаголов, в котором 3 зала. В каждом из них живут времена глаголов. У входа в залы стоят сундуки с одеждой. Заходя в зал, глаголы могут переодеться в свою одежду – форму. Посмотрите внимательно на эти сундуки. Что это за одежда? (Грамматические признаки глаголов)
6. Пятое препятствие. Конструирование текста «В Дворцовом парке» (Звучит тихая музыка)
– Закройте глаза! Аллеи ведут нас в дворцовый парк, который полон солнечного света, аромата душистых трав и цветов, звонких голосов птиц.
– Откройте глаза! Составьте и запишите небольшой текст о том, что вы себе представили. Глаголы в предложениях употребляйте в соответствии с целью своего высказывания.
Проверка. После выполнения работы учащиеся обмениваются тетрадями, оценивают составленные тексты. (1-2 учащихся читают составленный текст)
IV. Итог урока.
– Чем заинтересовала вас страна Глаголия?
– На какие вопросы сказочных жителей страны вы ответили?
– Можно ли обойтись в речи без глаголов?
– Что нового вы узнали на уроке?
– Заполните кластер «Глагол»
V. Домашнее задание:
выписать глаголы из текста, составленного на уроке, определить их спряжение; выполнить морфологический разбор любых трёх глаголов; составить синквейн по теме «Глагол».