Классный час "А кто не знал о любви, тот все равно что не жил…"

Разделы: Классное руководство


В душе померк бы день, и тьма настала б вновь
когда бы из нее изгнали мы любовь.
Лишь тот блаженства знал, кто страстное сердце нежил,
А кто не знал любви, тот все равно, что не жил…
Ж. Мольер

Цель: Создать условия морально-психологической и практической подготовки к будущей семейной жизни.

Оборудование: Магнитофон, музыка: J. Last «Adagio», «Fantasie», карточки с ситуациями.

Эпиграфы на доске:

Любовь – величайшее приобретение человечества
Ф. Энгельс

Истинно человеческая любовь может быть основана только на взаимном уважении друг в друге человеческого достоинства, а не на одном капризе чувства и не на одной прихоти сердца

1 этап

Ведущий (звучит музыка J. Last «Fantasie»)

-Отдать тебе любовь?
- Отдай!
-Она в грязи…
-Отдай в грязи…
-Я погадать хочу…
-Гадай…
-Еще хочу спросить…
-Спроси…
-Допустим, постучусь…
-Впущу.
-Допустим, позову…
-Пойду.
-А если там беда?
-В беду.
-А если обману?
-Прощу.
-«Спой!» - прикажу тебе.
-Спою.
-Запри для друга дверь.
-Запру.
-Скажу тебе: «Убей!»
-Убью!
-Скажу тебе: «Умри!»
-Умру!
-А если захлебнусь?
-Спасу.
-А если будет боль?
-Стерплю.
-А если вдруг стена?
-Снесу.
-А если узел?
-Разрублю.
-А если 100 узлов?
-И сто.
-Любовь тебе отдать?
-Любовь.
-Не будет этого!
-За что?
-За то, что не люблю рабов! [1]

Вопрос: Какая она, настоящая любовь?

(фронтальное обсуждение)

Ведущий приводит свой пример

Звучит музыка J. Last «Adagio»

Один из юношей рассказал о настоящей любви так: «Там где мы жили раньше, было озеро, в нем жили 2 лебедя. Этих лебедей бережно хранили. Но однажды кто-то подстрелил одного лебедя и он умирал. Второй сначала не понял, что происходит, а потом, поняв, закричал, поднялся в воздух и, сделав прощальный крик, камнем бросился на землю, и такая боль была в прощальном крике, что люди, видевшие это, не смогли сдержать слез». Это похоже на легенду, но это правда. А теперь считайте, любовь это или нет.

2 этап. Закончите фразу любовь – это… (кто больше назовет возможных вариантов)

Вывод: Говорят, что любовь- чувство. Это не так. Любовь – парадоксальное состояние всех чувств, счастливое напряжение всей нашей эмоциональной системы. Не зря утверждают, что влюбленные, как и солдаты не болеют.

…равнодушный глаз видит человека кусками: плохо знает физику, не умеет танцевать, не модно одет и т.д. А любящий, воспринимает человека целиком…

…Недавно на дне моря нашли греческое судно, утонувшее еще до нашей эры. За два тысячелетия соленая вода выела все, что было на судне, даже скульптуру из мрамора. Только одна вещь сохранилась: серебряное колечко с бирюзой. Внутри колечка женским подчерком было написано: «Я отдала тебе все».

….Несколько десятилетий назад археологи нашли гробницу египетского фараона Тутанхамона. Он умер совсем молодым, девятнадцатилетним, а за месяц до смерти женился на пятнадцатилетней девочке. Сохранились очень странные, совсем не «царственные» изображения: мальчик и девочка перебрасываются яблоками, у бассейна брызгают друг друга водой…

Фараона похоронили, как положено, в дорогих одеждах, в головном уборе из золота. Но когда этот символ власти приподняли, под ним оказалось маленькое чудо: венок из полевых цветов. Кто мог, кто имел право положить его на лоб мертвому фараону? Только пятнадцатилетняя девочка, которая, плача, ходила по полю и собирала эти цветы…

…Неинтересных людей не бывает. В вашем классе наверняка есть незаметные юноши и девушки, которые таят в себе целый мир. Вы сами виноваты, что этого не знаете. А они раскроются где-нибудь в другом месте.

…Существует старинная арабская пословица: нет ничего проще, чем завоевать любовь, и нет ничего труднее, чем ее удержать.

…Арабы считали, что любящий должен знать 7 искусств: музыку, живопись, архитектуру, танец, пение, скульптуру и искусство тела. Но это совсем немного.

В Древней Индии существовали жрицы любви, которые должны были изучить 67 искусств, в том числе сценическое движение и плетение венков. А один индийский мудрец написал 234 трактата о любви. А теперь некоторым из нас, кажется, что вполне достаточно сказать: «Ты мне нравишься».

…Закрытая, замкнутая семья не бывает счастливой. Двое становятся счастливыми, когда у них возникает содружество в познании мира.

…Формула настоящей любви: как хорошо, что ты есть на этой земле.
Л. Жуховицкий «Счастливыми не рождаются». М., 1983.

3 этап. Придумать формулу любви и объяснить, почему вы выбрали именно такую. Работа в группах (3 мин.)

4 этап. Социологи считают, что сейчас среди молодежи брак по любви заключается свыше 70% пар. В идеале любовь во всех случаях должна сопутствовать вступлению в брак. Это необходимое условие.

Вопрос Достаточно ли только этого условия для вступления в брак?

Ответ

Брак – добровольный союз мужчины и женщины. Причем такой союз, который возлагает на супругов определенные юридические, моральные права и обязанности, порождает ответственность, как перед супругом, так и перед детьми. Поэтому ступающий в брак должен осознавать свой долг и свою ответственность перед обществом, семьей, самим собой. Это должно проявляться в заботе о материальном обеспечении и укреплении семьи, в воспитании своих будущих детей, в верности по отношению друг к другу и тд. Брак изменяет образ жизни людей. И к этому надо быть психологически и практически подготовленным. Необходимо знать требования семейной жизни; уметь вести хозяйство, предвидеть бытовые сложности, трудности родительства и тд. Наиболее удачно складываются отношения между супругами, если супруги нравственно и психологически совместимы. Эта совместимость выражается во взглядах и вкусах, уровне культуры и воспитанности, чертах характера и степени понимания друг друга.

Брак – величайший рубеж в жизни людей. Он требует наличие определенных гражданских и человеческих качеств, практических умений и навыков, готовности правильно строить семейные отношения, словом жизненной зрелости. Степень этой зрелости должна быть особенно высокой в тех случаях, когда в основе брака лежит не любовь, а лишь дружба или уважение.

5 этап. Представьте, что вы депутат, издающий закон о браке. В каком возрасте вы бы разрешили вступать в брак, почему? Какими обязанностями вы бы наделили супругов? (работа в группах 3 мин.)

Вопросы:

Девушкам Какими качествами должен обладать муж, чтобы вы были счастливы?

Юношам Какими качествами должна обладать жена, чтобы вы были счастливы.

Общий Почему в мире сейчас много разводов? Ваше мнение.

В счастливом браке, прочной семье заинтересованы многие: родители молодых супругов, друзья, товарищи по работе и, прежде всего сами супруги и общество. Прочность семьи в основном зависит от самих супругов. В первую очередь, от того, насколько вступающие в брак подготовлены к нему, прониклись чувством ответственности за себя и свою семью, воспитание детей, овладели знаниями и умениями, необходимыми в семейной жизни. Положительное влияние на прочность семьи оказывает нравственно – психологическая совместимость супругов и чувство любви между мужем и женой. Но и этого недостаточно. Семейные отношения не являются раз и навсегда сложившимися отношениями, они меняются, проходят через противоречия, нередко ссоры или даже конфликты. Для того чтобы укрепить семью, в первую очередь необходимо сохранение любви, бережное отношение к ней. Дл прочности семьи важны также экономическая база, верность супругов, уважение, взаимопомощь в ведении домашнего хозяйства. Не маловажное значение имеют взаимопонимание, умение идти на компромисс, считаться с мнением друг друга, терпимость к мелким слабостям, не влияющим отрицательно на семейные отношения

6 этап. Поговорим о функциях семьи. Вам предлагаются ситуации, а вы должны раскрыть функцию, о которой идет речь (можно ситуации обыграть)

Ситуации

№1

– Скоро наш первый совместный отпуск. Давай помечтаем, как мы его проведем.

- Давай! Знаешь, мне хочется, чтобы мы поехали куда-нибудь в горы. Природа замечательная. Костер, палатка, песни, новые друзья..

- А музеи, театры? Может быть, поедем куда-нибудь на экскурсию?

В Санкт – Петербург, например? (функция организации досуга)

№2

_Ты пришла поздно, а обеда опять нет? Я уже, который вечер щелкаю зубами, как голодный волк.

-Щелкай, щелкай! Мог бы и сам что-нибудь приготовить к моему приходу. Ведь я же на работе, занимаюсь делом, а не гуляю. В моей семье было так заведено: кто первый приходит, тот и готовит ужин (функция организации быта, ведение домашнего хозяйства).

№3

2 замужние девушки.

–Давай погуляем по парку.

–Нет! Я домой тороплюсь. Мы задумали маленький праздник с сюрпризом устроить сегодня 4 месяца со дня нашей свадьбы. Мы хотели вдвоем побыть. Послушать музыку, почитать вместе.

–Счастливая. А я дома отдыхать не могу. Как приду: кастрюли, веник, стирка. А сам на диване с газетой. Поучает, что и как на ужин приготовить (функция поддержания физических и духовных сил)

7 этап Рефлексия

Дополните предложения:

  • Любить – это значит…
  • Я хочу, чтобы мо любовь была…
  • Я не хочу, чтобы моя любовь была…
  • Быть любимым – это значит…
  • Любовь дает право на…
  • Любовь не дает права на…
  • Любовь требует от другого человека…
  • Любовь не требует…

8 этап.

В заключении я хотела бы прочитать стихотворение Р. Рождественского.

Все начинается с любви…
Твердят:
«Вначале
было
слово..»
А я провозглашаю снова:
Все начинается с любви!..
Все начинается с любви:
И озаренье,
и работа,
глаза цветов,
глаза ребенка-
Все начинается с любви.
Все начинается с любви!
С любви!
Все,
даже ненависть-
родная
и вечная сестра любви:
Все начинается с любви:
Мечты и страх,
Вино и порох,
Трагедия,
тоска
и подвиг-
Все начинается с любви.
Весна шепнет тебе:
«Живи…»
И ты от шепота качнешься,
И выпрямишься,
И начнешься…
Все начинается с любви!

Литература

  1. Маленкова Л.И. Человековедение – М.: Педагогическое общество,2000
  2. Технологии воспитательных дел в школе – Чебоксары: Клио,1999