Урок развития речи во 2-м классе

Разделы: Начальная школа


Цели:

Обучающие:

  • Научить составлять текст-описание по картинке с использованием различных средств художественной выразительности.
  • Показать роль деталей в художественном описании.
  • Подготовить учащихся к самостоятельной работе над сочинением-миниатюрой.

Воспитывающие:

  • воспитывать самостоятельность;
  • творческую активность;
  • умение общаться;
  • эстетическое восприятие произведений искусства;
  • воспитывать чувство красоты, интерес к творчеству.

Развивающие:

  • развивать способность внимательного отношения к значению слов и их употреблению в устной и письменной речи;
  • развивать умение анализировать, выделять главное;
  • развивать монологическую и диалогическую речь.

Ход урока

I. Организационный момент. (Звучит музыка.)

Открываем двери в сказку, чтоб не потеряться,
Вы должны всегда, ребята, за руки держаться.
Только дружная команда справится с заданьем,
Я успехов и удачи всем вам пожелаю!

– Возьмитесь за руки, улыбнитесь друг другу, мысленно пожелайте удачи на уроке. Садитесь.

II. Актуализация опорных знаний.

Учитель: В некотором царстве, в некотором государстве, в некотором районе, в некотором городе стоит у реки теремок, теремок. Он ни низок, ни высок, ни высок. И трудятся в этом теремке замечательные люди – педагоги, и учатся в этом теремке не менее замечательные дети!

– Что сейчас я вам сейчас рассказывала? (Правильно, сказку.) Как вы уже поняли, сказки можно рассказывать обо все на свете, используя особый язык, интонации, жесты. Все вы хорошо знакомы со сказками.

– Посмотрите, сколько книг со сказками я для вас приготовила. (Выставка книг со сказками.)

– Прочитайте названия книг. Какая из них “лишняя”? (В.Одоевский “Мороз Иванович”.)

– Почему? (Это авторская сказка, а остальные – русские народные.)

– Чем авторская сказка отличается от русской народной?

– Какие еще сказочные приметы вы знаете?

1-й ученик.

Мы с хорошей сказкой неразлучны,
А чудес у сказки – до небес!
Вы представьте: как бы стало скучно,
Если б в мире не было чудес!

2-й ученик.

Когда и кто ее сложил
В своей избушке где-то –
И самый старый старожил
Не даст тебе ответа.

3-й ученик.

И про зверей, и про царей,
И что на свете было –
Все сказка в памяти своей
Нам с вами сохранила.

4-й ученик.

Плывут угрюмые века,
Плывут, как в небе облака.
Спешат, бегут за годом год,
А сказка – на тебе! – живет!

5-й ученик.

Она живет в любом дому
И странствует по странам. А почему?
Да потому, что без нее нельзя нам!

Вместе:

Сказка ложь – а в ней намек,
Добрым молодцам урок...

Демонстрируется отрывок сказки “По щучьему веленью”.

III. Работа по картинкам.

– Отрывок из какой сказки вы видели? (По щучьему веленью…)

– Какая это сказка? (Русская народная.)

– Вспомни сказку. Какой момент изображен на первом рисунке? На втором рисунке?

– Определите цель нашего урока.

– Что щука сказала Емеле?
  1. Положи где взял!
  2. Сейчас как укушу за нос!
  3. Емеля, отпусти меня, я тебе пригожусь.

(С помощью светофоров дети показывают правильный ответ.)

– Опиши щуку.

1. Помощь:

Добрые глаза, реснички, приветливая улыбка.

– Как ты думаешь, эта щука добрая? (Ответы с помощью смайликов.)

– Посмотри на этот рисунок. Чем похожи эти рыбы?

2. Помощь: Обе щуки, видны полностью, есть пятнышки, зеленоватый цвет, плавники.

– Какие слова подходят к волшебной щуке, а какие к речной?

3. Помощь: Добрая, злая, хищная, улыбчивая, приветливая, хмурая, сердитая, веселая, страшная, красивая, симпатичная.

– Какая щука тебе больше нравится? Почему?

– Какого цвета щука из сказки?

– Из чего сделано ведро, в котором сидит щука?

– Какого оно цвета?

4. Помощь: Коричневый, светло-коричневый, зеленый, обруч, ручка.

– На чем стоит ведро со щукой?
  1. на льду
  2. на полу
  3. на столе

– Какими красками художник нарисовал эту картинку?

5. Помощь: Яркими, светлыми, веселыми.

– Почему?

– Можно ли назвать щуку положительным героем?

– Почему?

– Попробуй сам описать картинку по плану:

План:

  1. Кто (какой сказочный персонаж) изображен на рисунке.
  2. Из какой он сказки.
  3. Что он делает, его поза.
  4. Какое у него лицо (морда).
  5. Какое у него настроение, какой характер
  6. Во что он одет, какого цвета его одежда
  7. Где находится этот персонаж, что ты видишь на заднем плане.
  8. Какие краски использовал художник (яркие, тусклые, светлые, темные...)
  9. Твое отношение к этому персонажу (нравится, хотел бы с ним встретиться, поиграть, подружится).
  10. Твое отношение к этой картинке (нравится, приятно на нее смотреть)

Послушай, как описал этот рисунок Гномик, сравни его описание с тем, которое сделал ты.

Звучит аудиозапись.

Пример описания:

Волшебная щука

На рисунке говорящая щука из сказки “По щучьему велению”. Ее держит в руках Емеля. У нее добрые глаза, черные реснички, приветливая улыбка. Это очень симпатичная рыба. Щука выглядит веселой и доброй. Наверное, Емеля только что поймал ее в проруби. Она просит отпустить ее и учит Емелю волшебным словам.

У щуки зеленоватая мордочка, зеленые полоски и красные плавники. Она очень нарядная.

Ведро, которым Емеля поймал щуку стоит на льду. Позади виден зимний лес и деревня, занесенная снегом. Все краски на рисунке яркие, светлые. Художник передал свое веселое настроение.

Я не прочь познакомиться с такой сказочной рыбой. Она мне очень нравится.

– Мы побывали в сказке “По щучьему веленью”. В сказках всегда присутствует волшебство. А.хотели бы вы сами немного побыть волшебниками?

IV. Творческая работа.

– Мы будем ставить кляксы и превращать их в забавных человечков, животных, в красивые цветочки и другие предметы. (Ставим кляксы любой краской по желанию, затем складываем листок, раскрываем и дорисовываем полученный образ.)

На что похожа клякса на беленьком листочке?
Сказать, конечно, можно, что это просто точка.
Быть может, присмотревшись и помечтав немножко,
Мы можем, что угодно увидеть на листочке.

– Посмотрим, какие мы талантливые художники!

Работа учащихся на листе.

– Спасибо вам всем за работу. У нас получилась великолепная выставка ваших творческих работ (несколько работ показать и прокомментировать).

V. Домашнее задание.

– Попробуйте к своим произведениям сочинить волшебную историю. Пусть она начинается так: “Однажды я нашел волшебную палочку…”

– Попробуй сам записать то, что ты придумал, в свою тетрадь “Я сочиняю”.

V. Рефлексия:

На доске 2 ведра – красное и зеленое (сложить в конце урока свои рисунки). (Красный цвет – восторженное настроение, зеленый – спокойное.)

– Если чувствую себя хорошо, комфортно – кладу рисунки в красное ведро, если нет – в зеленое.