Цели:
Обучающие:
- Научить составлять текст-описание по картинке с использованием различных средств художественной выразительности.
- Показать роль деталей в художественном описании.
- Подготовить учащихся к самостоятельной работе над сочинением-миниатюрой.
Воспитывающие:
- воспитывать самостоятельность;
- творческую активность;
- умение общаться;
- эстетическое восприятие произведений искусства;
- воспитывать чувство красоты, интерес к творчеству.
Развивающие:
- развивать способность внимательного отношения к значению слов и их употреблению в устной и письменной речи;
- развивать умение анализировать, выделять главное;
- развивать монологическую и диалогическую речь.
Ход урока
I. Организационный момент. (Звучит музыка.)
Открываем двери в сказку, чтоб не потеряться,
Вы должны всегда, ребята, за руки держаться.
Только дружная команда справится с заданьем,
Я успехов и удачи всем вам пожелаю!
– Возьмитесь за руки, улыбнитесь друг другу, мысленно пожелайте удачи на уроке. Садитесь.
II. Актуализация опорных знаний.
Учитель: В некотором царстве, в некотором государстве, в некотором районе, в некотором городе стоит у реки теремок, теремок. Он ни низок, ни высок, ни высок. И трудятся в этом теремке замечательные люди – педагоги, и учатся в этом теремке не менее замечательные дети!
– Что сейчас я вам сейчас рассказывала? (Правильно, сказку.) Как вы уже поняли, сказки можно рассказывать обо все на свете, используя особый язык, интонации, жесты. Все вы хорошо знакомы со сказками.
– Посмотрите, сколько книг со сказками я для вас приготовила. (Выставка книг со сказками.)
– Прочитайте названия книг. Какая из них “лишняя”? (В.Одоевский “Мороз Иванович”.)
– Почему? (Это авторская сказка, а остальные – русские народные.)
– Чем авторская сказка отличается от русской народной?
– Какие еще сказочные приметы вы знаете?
1-й ученик.
Мы с хорошей сказкой неразлучны,
А чудес у сказки – до небес!
Вы представьте: как бы стало скучно,
Если б в мире не было чудес!
2-й ученик.
Когда и кто ее сложил
В своей избушке где-то –
И самый старый старожил
Не даст тебе ответа.
3-й ученик.
И про зверей, и про царей,
И что на свете было –
Все сказка в памяти своей
Нам с вами сохранила.
4-й ученик.
Плывут угрюмые века,
Плывут, как в небе облака.
Спешат, бегут за годом год,
А сказка – на тебе! – живет!
5-й ученик.
Она живет в любом дому
И странствует по странам. А почему?
Да потому, что без нее нельзя нам!
Вместе:
Сказка ложь – а в ней намек,
Добрым молодцам урок...
Демонстрируется отрывок сказки “По щучьему веленью”.
III. Работа по картинкам.
– Отрывок из какой сказки вы видели? (По щучьему веленью…)
– Какая это сказка? (Русская народная.)
– Вспомни сказку. Какой момент изображен на первом рисунке? На втором рисунке?
– Определите цель нашего урока.
– Что щука сказала Емеле?
(С помощью светофоров дети показывают правильный ответ.) |
– Опиши щуку.
1. Помощь:
Добрые глаза, реснички, приветливая улыбка.
– Как ты думаешь, эта щука добрая? (Ответы с помощью смайликов.)
– Посмотри на этот рисунок. Чем похожи эти рыбы?
2. Помощь: Обе щуки, видны полностью, есть пятнышки, зеленоватый цвет, плавники.
– Какие слова подходят к волшебной щуке, а какие к речной?
3. Помощь: Добрая, злая, хищная, улыбчивая, приветливая, хмурая, сердитая, веселая, страшная, красивая, симпатичная.
– Какая щука тебе больше нравится? Почему?
– Какого цвета щука из сказки?
– Из чего сделано ведро, в котором сидит щука?
– Какого оно цвета?
4. Помощь: Коричневый, светло-коричневый, зеленый, обруч, ручка.
– На чем стоит ведро со щукой?
– Какими красками художник нарисовал эту картинку? |
5. Помощь: Яркими, светлыми, веселыми.
– Почему?
– Можно ли назвать щуку положительным героем?
– Почему?
– Попробуй сам описать картинку по плану:
План:
- Кто (какой сказочный персонаж) изображен на рисунке.
- Из какой он сказки.
- Что он делает, его поза.
- Какое у него лицо (морда).
- Какое у него настроение, какой характер
- Во что он одет, какого цвета его одежда
- Где находится этот персонаж, что ты видишь на заднем плане.
- Какие краски использовал художник (яркие, тусклые, светлые, темные...)
- Твое отношение к этому персонажу (нравится, хотел бы с ним встретиться, поиграть, подружится).
- Твое отношение к этой картинке (нравится, приятно на нее смотреть)
Послушай, как описал этот рисунок Гномик, сравни его описание с тем, которое сделал ты.
Звучит аудиозапись.
Пример описания:
Волшебная щука
На рисунке говорящая щука из сказки “По щучьему велению”. Ее держит в руках Емеля. У нее добрые глаза, черные реснички, приветливая улыбка. Это очень симпатичная рыба. Щука выглядит веселой и доброй. Наверное, Емеля только что поймал ее в проруби. Она просит отпустить ее и учит Емелю волшебным словам.
У щуки зеленоватая мордочка, зеленые полоски и красные плавники. Она очень нарядная.
Ведро, которым Емеля поймал щуку стоит на льду. Позади виден зимний лес и деревня, занесенная снегом. Все краски на рисунке яркие, светлые. Художник передал свое веселое настроение.
Я не прочь познакомиться с такой сказочной рыбой. Она мне очень нравится.
– Мы побывали в сказке “По щучьему веленью”. В сказках всегда присутствует волшебство. А.хотели бы вы сами немного побыть волшебниками?
IV. Творческая работа.
– Мы будем ставить кляксы и превращать их в забавных человечков, животных, в красивые цветочки и другие предметы. (Ставим кляксы любой краской по желанию, затем складываем листок, раскрываем и дорисовываем полученный образ.)
На что похожа клякса на беленьком листочке?
Сказать, конечно, можно, что это просто точка.
Быть может, присмотревшись и помечтав немножко,
Мы можем, что угодно увидеть на листочке.
– Посмотрим, какие мы талантливые художники!
Работа учащихся на листе.
– Спасибо вам всем за работу. У нас получилась великолепная выставка ваших творческих работ (несколько работ показать и прокомментировать).
V. Домашнее задание.
– Попробуйте к своим произведениям сочинить волшебную историю. Пусть она начинается так: “Однажды я нашел волшебную палочку…”
– Попробуй сам записать то, что ты придумал, в свою тетрадь “Я сочиняю”.
V. Рефлексия:
На доске 2 ведра – красное и зеленое (сложить в конце урока свои рисунки). (Красный цвет – восторженное настроение, зеленый – спокойное.)
– Если чувствую себя хорошо, комфортно – кладу рисунки в красное ведро, если нет – в зеленое.