Спасатель – профессия сегодняшнего дня

Разделы: ОБЖ, Технология


Место урока в учебной программе: урок входит в блок знакомства с профессиями, вызвавшими интерес у учащихся. Содержание блока определяется в результате анкетирования “Профессии, о которых хочу узнать больше”.

Цель: формирование информационной основы адекватного представления о профессии спасатель.

Основные виды деятельности: беседа, работа с источниками в группах.

Ход урока

В детстве на вопрос “Кем ты хочешь стать, когда вырастешь?” у каждого был четкий ответ. Он определялся отчасти временем. Наши бабушки и дедушки хотели стать метростроевцами и комбайнерами, мамы и папы – летчиками и космонавтами, наше поколение – артистами, музыкантами, банкирами. В детстве все казалось просто. Но, повзрослев, мы опять задаем себе этот вопрос “Кем быть?”. Как сложно найти свой ответ, ведь понимаешь. Что выбор нужно сделать на всю жизнь, чтобы не разочароваться самому, стать профессионалом и любить свое дело.

Человек выбирает профессиональную деятельность в соответствии со своими убеждениями и ценностями. Но по данным опросов около 70% старшеклассников не знают, какой профессии отдать предпочтение. Сегодня знакомимся с профессией, которая по результатам опроса вызвала у вас интерес. Что это за профессия, вы определите, ответив на вопросы кроссворда.

Учащиеся работают с кроссвордом и определяют, о какой профессии идет речь.

  1. Подвижность, способность к быстрому реагированию.
  2. Неконтролируемое горение, пламя, широко охватывающее что-то.
  3. Способность человека жить в экстремальных ситуациях.
  4. Ритмичное движение стенок артерии.
  5. Повреждение механизма, машины, устройства, объекта, вызывающее перебой в работе и создающее угрозу жизни и здоровью людей.
  6. Скопление льда в русле реки во время ледохода, вызывающее стеснение водного течения и связанный с этим подъем уровня воды.
  7. Определение местонахождения.
  8. Резкий перелом, разрушительный поворот, катастрофа.
  9. Прибрежное водное пространство для стоянки судов.

Сегодня говорим о профессии спасатель, давайте определим что нам необходимо выяснить.

Учащиеся называют примерные вопросы, из которых составляют план изучения материала о профессии.

  1. Профессиональная сфера деятельности (специфика профессии).
  2. Профессиональные требования и востребованность специалистов.
  3. Социальный статус (нормативная база, связанная с профессиональной деятельностью).
  4. Способ получения профессии.

Учащиеся работают в группах.

Задание 1 (одинаковое для всех групп).

Какими качествами должен обладать спасатель, распределите по степени важности, ответ аргументируйте. (2 минуты).

Выступления от каждой группы.

При подготовке к сегодняшнему уроку было дано опережающее задание провести мини-исследование: социологический опрос по теме: “Информированность населения о деятельности Службы спасения” и представить результаты в виде диаграммы или презентации.

Вопросы:

  1. Знаете ли Вы о деятельности службы спасения в Северодвинске?
    А) да Б) нет
  2. Источник информации о деятельности службы спасения:
    А) телевидение Б) газеты В) знакомые, друзья
  3. Как вы считаете, по каким вопросам чаще всего обращаются в службу спасения?
    А) чрезвычайные ситуации Б) ДТП В) бытовые проблемы

Результаты исследования: Всего опрошено – 45 человек – знакомых, случайных прохожих

Рис. 1. Количество людей, знающих о деятельности службы спасения в Северодвинске

Рис. 2. Источники информации о деятельности службы спасения

Рис. 3. Вопросы, по которым чаще всего обращаются в службу спасения

Задание 2 (Работа в группах с источниками. Источники выдаются каждому участнику группы).

Учащиеся работают в группах с документами, отвечают на вопросы к ним, учитель консультирует их в случае затруднения. Задания определены с учетом развития учебных умений группы. В ходе обсуждения учащиеся составляют записи на листах формата А3. При подведении итогов листы вывешиваются на доску.

Группа № 1.

Распределить задание в группе. Представить ответ в виде опорного конспекта на листе А-3. Проанализировать данные по случаям обращения жителей города в службу спасения.

Классификация выездов службы спасения г. Северодвинска 2009 год 
Работы по деблокации 594
поисково-спасательные работы на суше 33
поисково-спасательные работы на воде 20
поисково-спасательные работы под водой 9
травма, заболевание, несчастный случай 32
ДТП 26
обрушение зданий, конструкций 16
предотвращение самоубийства 1
профилактические мероприятия 56
работа с животными 50
угроза террористического акта 2
ликвидация последствий стихии 48
химический инцидент 73
пожар 14
эвакуация погибшего 16

Какими профессиональными качествами, с вашей точки зрения, должен обладать спасатель (специальные, психологические)? Незнакомые термины и слова посмотреть в словаре.

Группа № 2.

Распределить задание в группе. Представить ответ в виде опорного конспекта на листе А-3. Проанализировать ст. 25, 28 Федерального закона “Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей”. Как профессиональная деятельность спасателей защищена законом?

Статья 25. Права спасателей.

1. Спасатели, привлеченные к работам по ликвидации чрезвычайных ситуаций, имеют право на внеочередное приобретение билетов на все виды транспорта при следовании к месту проведения указанных работ.

  • в ходе проведения работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций спасатели имеют право на полную и достоверную информацию, необходимую для выполнения ими своих обязанностей;
  • беспрепятственный проход на территорию и производственные объекты организаций, в жилые помещения для проведения работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций;
  • требование от всех лиц, находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций, соблюдения установленных мер безопасности;
  • экипировку и оснащение в соответствии с технологией проведения аварийно-спасательных работ;
  • использование для спасения людей и в случае крайней необходимости в порядке, установленном законодательством России, средств связи, транспорта, имущества и иных материальных средств организаций, находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций.

3. Медицинская и психологическая реабилитация спасателей, принимавших участие в проведении спасательных работ, осуществляется в медицинских организациях и реабилитационных центрах.

4. Спасатели имеют право на совершенствование своих теоретических знаний и профессионального мастерства в рабочее время в установленном порядке.

5. Спасатели имеют право на обеспечение питанием при несении дежурства с оплатой расходов за счет средств, выделяемых на содержание аварийно-спасательных служб.

6. Спасатели, пострадавшие в ходе исполнения обязанностей, возложенных на них трудовым договором, имеют право на первоочередное медицинское обслуживание и выплаты в размере среднемесячной заработной платы по основному месту работы.

7. Спасатели имеют право на льготное пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 28. Режим работы (службы) и отдыха спасателей.

1. В повседневной деятельности режим работы (службы) определяется правилами внутреннего трудового распорядка, графиками дежурств, расписаниями занятий или иных мероприятий по специальной подготовке.

2. Режим работы спасателей в течение рабочего дня и рабочего года определяется действующими медицинскими требованиями и санитарно-гигиеническими нормами.

3. Время дежурства спасателей на дому в режиме ожидания учитывается в размере одной четвертой часа за каждый час дежурства.

4. При проведении работ по ликвидации ЧС режим работы и продолжительность рабочего дня спасателей могут быть изменены и устанавливаются руководителями ликвидации ЧС с учетом характера ЧС, особенностей проведения работ по их ликвидации и медицинских рекомендаций.

5. Спасателям ежегодно предоставляется очередной отпуск продолжительностью: спасателям, имеющим непрерывный стаж работы на должностях спасателей до 10 лет, – 30 суток; более 10 лет, – 35 суток; более 15 лет, – 40 суток.

Группа № 3.

Распределить задание в группе. Представить ответ в виде опорного конспекта на листе А-3. Проанализировать ст. 27 Федерального закона “Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей”. Сравнить обыденные представления граждан об обязанностях спасателей с данными Федерального закона.

Статья 27. Обязанности спасателей.

1. Спасатели обязаны:

  • быть в готовности к участию в проведении работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций, совершенствовать свою физическую, специальную, медицинскую, психологическую подготовку;
  • совершенствовать навыки действий в составе аварийно-спасательных формирований; неукоснительно соблюдать технологию проведения аварийно-спасательных работ;
  • активно вести поиск пострадавших, принимать меры по их спасению, оказывать им первую медицинскую и другие виды помощи;
  • неукоснительно выполнять приказы, отдаваемые в ходе проведения работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций руководителями аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, в составе которых спасатели принимают участие в проведении указанных работ;
  • разъяснять гражданам правила безопасного поведения в целях недопущения чрезвычайных ситуаций и порядок действий в случае их возникновения.
Представления граждан об обязанностях спасателей Федеральный закон
Конкретными действиями ликвидировать аварийную ситуацию  
Проникнуть в опасное место
Оказать необходимую помощь

Группа № 4.

Распределить задание в группе. Представить ответ в виде опорного конспекта на листе А-3. На основе “Требований к уровню профессиональной подготовки спасателей” определить: Какие виды работ должен уметь выполнять спасатель? Подумать: какими качествами должен обладать спасатель? Чем обусловлены требования к уровню профессиональной деятельности?

Спасатель должен уметь:

  • подготавливать к работе оборудование, инструменты, приспособления, владеть навыками и приемами эксплуатации;
  • перемещаться в условиях пересеченной местности, преодолевать водные преграды, скальные участки, снежные склоны, расщелины, завалы;
  • пользоваться средствами пожаротушения;
  • оценивать создавшуюся обстановку и принимать оптимальное решение;
  • проводить поиск пострадавших;
  • извлекать пострадавших из очага поражения и транспортировать их в безопасное место;
  • оказывать первую помощь пострадавшим;
  • проводить разборку завалов;
  • выполнять работы при воздействии одного или нескольких экстремальных факторов;
  • осуществлять высадку в очаг поражения с вертолета и самолета на парашюте, по веревочной системе, с наземных и водных транспортных средств;
  • выполнять водолазные работы;
  • выполнять работы с соблюдением требований техники безопасности;
  • выполнять поисково-спасательные и аварийно-восстановительные работы в условиях практически любых ЧС природного и техногенного характера;
  • ориентироваться на местности;
  • организовывать эвакуацию пострадавших и населения из опасной зоны;
  • проводить спасательные работы с животными;
  • оказывать психологическое воздействие на пострадавшего, предотвращать панические настроения и брать на себя роль лидера.

Спасатель должен обладать специфическими, присущими только этой профессии, следующими основными профессиональными качествами:

  • длительное время выполнять однообразные движения, при наличии больших физических и эмоциональных нагрузок, в неудобных рабочих позах;
  • быстро передвигаться и выполнять работы в различных условиях, а также при наличии реальной и потенциальной опасности;
  • самостоятельно выбирать оптимальный темп работы, соизмерять его с темпом работы других спасателей, техники и оборудования;
  • оперативно воспринимать и быстро обрабатывать информацию в условиях плохой видимости, звуковых помех, резких перепадов освещенности, запыленности, задымленности и других отвлекающих факторов;
  • адекватно реагировать на внезапно возникшую опасность;
  • переносить значительные кратковременные физические и нервно-эмоциональные перегрузки,
  • переносить неприятные впечатления без выраженного эмоционального напряжения;
  • самостоятельно вносить изменения в работу и быстро принимать решения при изменении ситуации;
  • быстро и точно совершать действия и сохранять устойчивость двигательных реакций под влиянием экстремальных факторов, в условиях дефицита времени;
  • согласовывать свою деятельность с работой других спасателей;
  • накапливать опыт, извлекать ошибки и уметь осознавать степень риска.

Группа № 5.

Распределить задание в группе. Представить ответ в виде опорного конспекта на листе А-3. На уроках курса “Основы выбора профессии” вы уже знакомились с классификацией профессий. Проанализировать на основе этой классификации профессию спасатель.

I. Классификация

1. . "Человек – живая природа" (П). Представители этого типа имеют дело с растительными и животными организмами, микроорганизмами и условиями их существования. Сюда можно отнести профессии, связанные с изучением живой и неживой природы, с уходом за растениями и животными, с профилактикой и лечением заболеваний растений и животных.

2. "Человек – техника" (и неживая природа) (Т). Работники имеют дело с неживыми, техническими объектами труда. Тип включает в себя профессии, связанные с созданием, монтажом, сборкой и наладкой технических средств.

3. "Человек – человек" (Ч). Предметом интереса, распознавания, обслуживания здесь являются социальные системы, сообщества, группы населения, люди разного возраста. К профессиям типа относятся профессии, связанные с медицинским обслуживанием и правовой защитой человека.

4. "Человек – знаковая система" (З). Естественные и искусственные языки, условные знаки, символы, цифры, формулы – вот предметные миры, которые занимают представителей профессий этого типа. Тип объединяет профессии, связанные с текстами, цифрами, формулами, и таблицами, с чертежами, картами, схемами, звуковыми сигналами.

5. "Человек – художественный образ " (X). Явления, факты художественного отображения действительности – вот что занимает представителей этого типа профессии. К типу можно отнести профессии, связанные с созданием, проектированием, моделирование художественных произведений, с изготовлением различных изделий по эскизу, образцу.

II. Классификация. Эти пять типов профессий разделяют по признаку целей на три класса.

1. Гностические профессии (Г) (от древнегреч. “гнозис” – знание). Примеры:

  • в типе “человек – природа” – контролер-приемщик фруктов, дегустатор чая;
  • в типе “человек – техника” – контролер готовой продукции в машиностроении, мастер-диагност сельскохозяйственной техники;
  • в типе “человек – человек” – судебно-медицинский эксперт, врачебно-трудовой эксперт, социолог;
  • в типе “человек – знаковая система” – корректор типографии, контролер полуфабрикатов и готовой продукции в полиграфии, бухгалтер-ревизор;
  • в типе “человек – художественный образ” – искусствовед, музыковед, театровед.

2. Преобразующие профессии (II). Примеры:

  • в типе "человек – природа" – мастер-животновод, аппаратчик по выращиванию дрожжей, агроном по защите растений, зооинженер;
  • в типе "человек – техника" – слесарь-ремонтник, токарь, оператор прокатного стана;
  • в типе "человек – человек" – учитель, педагог-тренер, инженер-педагог, экскурсовод;
  • в типе "человек – знаковая система" – машинистка-стенографистка, бухгалтер;
  • в типе "человек – художественный образ" – цветовод-декоратор, живописец по фарфору, лепщик.

3. Изыскательские профессии (И). Примеры:

  • в типе "человек – природа" – летчик-наблюдатель лесного хозяйства, биолог-исследователь;
  • в типе "человек – техника" – раскройщик верха обуви, раскладчик лекал,
  • инженер-конструктор; в типе "человек – человек" – воспитатель, организатор производства;
  • в типе "человек – знаковая система" – программист, математик;
  • в типе "человек – художественный образ" – художник по проектированию интерьера, композитор.

Подведение итогов – выступления представителей от групп по результатам проделанной работы.

В завершение нашего урока мне хочется процитировать слова заслуженного спасателя России Е. Легошина: “Главное качество спасателя – это сознательность, разумность, понимание того, что от твоих действий зависит жизнь человека. Самое важное в нашей профессии – не ухудшить ситуацию. Спасатель не имеет права допустить ситуацию, в которой придется помогать уже ему. Именно поэтому он должен обладать специальными навыками, знаниями, быть образованным, ну и, конечно, физически здоровым”.

Рефлексия.

  1. Оценить работу внутри группы и работу группы в целом. (Кто работал, выступал с идеями и предложениями.)
  2. Подумайте пожалуйста, что вы могли сказать по теме урока, но вас не спросили? Выступают желающие от каждой группы.
  3. Вы знаете, что на уроках мы формируем с вами ключевые компетенции. Посмотрите, пожалуйста в список, который вам уже знаком и определите, какие ключевые компетенции мы с вами продолжали формировать на уроке и каким образом? (Обсуждение в группе, ответы групп.)

Готовность к разрешению проблем, то есть готовность анализировать нестандартные ситуации, ставить цели и соотносить их с устремлениями других людей, планировать результат своей деятельности и разрабатывать алгоритм его достижения, оценивать результаты своей деятельности, позволяет принять ответственное решение в той или иной ситуации и обеспечить своими действиями его воплощение в жизнь.

Технологическая компетенция, то есть готовность к пониманию инструкции, описания технологии, алгоритма деятельности, к четкому соблюдению технологии деятельности, позволяет осваивать и грамотно применять новые технологии, технологически мыслить в тех или иных жизненных ситуациях.

Готовность к самообразованию, то есть способность выявлять пробелы в своих знаниях и умениях при решении новой задачи, оценивать необходимость той или иной информации для своей деятельности, осуществлять информационный поиск и извлекать информацию из различных источников на любых носителях, позволяет гибко изменять свою профессиональную квалификацию, самостоятельно осваивать знания и умения, необходимые для решения поставленной задачи.

Готовность к использованию информационных ресурсов, то есть способность делать аргументированные выводы, использовать информацию для планирования и осуществления своей деятельности, позволяет человеку принимать осознанные решения на основе критически осмысленной информации.

Готовность к социальному взаимодействию, то есть способность соотносить свои устремления с интересами других людей и социальных групп, продуктивно взаимодействовать с членами группы (команды), решающей общую задачу, позволяет использовать ресурсы других людей и социальных институтов для решения задач.

Коммуникативная компетенция, то есть готовность получать в диалоге необходимую информацию, представлять и цивилизованно отстаивать свою точку зрения в диалоге и в публичном выступлении на основе признания разнообразия позиций и уважительного отношения к ценностям других людей, позволяет использовать ресурс коммуникации для решения задач.