Тренинговое занятие "Пагубные пристрастия"

Разделы: Биология, Школьная психологическая служба


Цели:

  • мотивировать учащихся на обсуждение темы “Наркотические вещества и их последствия, или пагубные пристрастия”;
  • выявить причины токсичного влияния на организм человека этанола, никотина, наркотических веществ;
  • выявить последствия влияния токсинов на организм человека;
  • предоставить учащимся возможность выражать свои чувства;
  • активизировать работу учащихся посредством тренинга и развивать поведенческие навыки отказа от употребления наркотиков;
  • способствовать формированию здорового образа жизни.

Возрастная группа: 14–17 лет.

Все участники тренинга – учащиеся 10-х классов, сидят по кругу, приветствие всех и мотивация на работу с помощью энергизаторов.

Энергизаторы

  1. Здравствуй друг, здравствуй брат!
    Нашей встрече каждый рад.
    Здравствуй мир, здравствуй век!
    Здравствуй, добрый человек!
     
  2. Предложить учащимся сесть в кругу поближе друг к другу и поздороваться большими пальцами рук, локотками, плечиками, спинками.

Мотивировать учащихся на обсуждение темы “Наркотики” через обращение к чувствам, установкам детей с помощью приема “Ассоциации”(6).

Прием “Ассоциации”. Каждому ученику выдаются три полоски бумаги, ведущий медленно называет слова, учащиеся при этом должны записать на полосках бумаги свои ассоциации по поводу произнесенных слов, например, солнце – тепло, свечение и т. д. Просьба: работать самостоятельно, писать разборчиво, откровенно. Учитель говорит: “Наркотик”, учащиеся записывают свои ассоциации, затем через минуту снова произносится это же слово и учащиеся пишут ассоциации, это же повторяется в третий раз. Далее сбор материалов с ассоциациями, перемешивание, раздача трех ассоциаций каждому, каждый ученик зачитывает вслух всей группе доставшиеся ассоциации, во время чтения каждый ученик выбирает несколько личностно значимых ассоциаций и записывает в свою тетрадь. (Ответы наших учащихся: наркотик – убийца, это тихая война, короткое удовольствие, первая выкуренная сигарета, гибель от передозировки, добровольное сумасшествие и др.). Значит, употребление алкогольных напитков, психотропных веществ, курение – это пагубные пристрастия человека. Итак, тема занятия “Пагубные пристрастия”. Распространение наркотиков отрицательно влияет на все стороны жизни современного общества.

Мозговой штурм: Но почему же люди одурманиваются?

Правила мозгового штурма: называть свои идеи, нельзя идеи повторять, идеи не оцениваются и не критикуются, каждый высказывает свое мнение, все ответы фиксируются ведущим на плакате.

Возможные ответы ребят:

  • дань моде;
  • групповые зависимость и давление (лесть, шантаж, уговоры, запугивание, насмешки, похвала, подкуп, призыв “делай, как мы”, обман и др.);
  • отказаться в компании неудобно (хотя не куришь);
  • интересно, какие при этом будут ощущения?;
  • кто-то хочет понравиться тем друзьям, кто уже курит или выпивает, некоторые делают назло своим близким – из-за обиды или просто хотят показать свою независимость;
  • эти вещества дадут облегчение в горе;
  • низкий уровень информированности о вреде никотина, алкоголя, наркотиков;
  • финансовая свобода некоторых подростков;
  • легкая доступность купли-продажи наркотических веществ;
  • плохая организация подросткового досуга;
  • несформированность системы собственных ценностей у подростков.
  • По данным СМИ причины, побудившие курить и одурманиваться:
  • Влияние друзей – 31%
  • Любопытство – 26%
  • Стресс – 24%

Если душа подростка или взрослого человека пуста, в ней поселяется “дьявол” и это ведет к рискованному поведению.

Энергизатор “Как заражаются ВИЧ”(6).

  1. Учащимся раздаются карточки, то, что, записано на карточках, учащиеся должны держать в секрете. Каждый, свободно перемещаясь должен собрать 3 подписи на свою карточку и сесть.
  2. Попросить встать учащегося с крестиком на карточке. Извиниться и объяснить, что по условиям игры, результаты его анализа показали наличие у него ВИЧ – инфекции.
  3. Попросить тех, у кого есть имя этого человека в карточке, встать. Сказать им, что они подверглись риску заражения. Попросить встать тех, у кого есть имена тех учащихся, которые уже сейчас стоят. Они тоже подверглись риску заражения. Продолжить процесс до тех пор, пока все учащиеся не поднимутся, кроме тех, которые ни с кем не контактировали, не подписывали ничьих карточек и не давали подписывать свою.
  4. Попросить стоящих учащихся посмотреть, нет ли на их карточке буквы “в”. Это означает, что они воздерживались от половых контактов и не подвергались риску заражения. Они могут сесть. Остальные должны условно сдать тест на ВИЧ.
  5. Сказать учащимся, что это всего лишь игра, показывающая, как происходит распространение ВИЧ. Напомнить, что ВИЧ – инфекция не передается обычным путем и что все учащиеся в группе здоровы. ВИЧ передается только тогда, когда происходит контакт с жидкостями: спермой, вагинальными выделениями, молоком зараженной матери, с кровью.

Обсудить с учащимися следующие вопросы:

  1. Что чувствует сейчас тот, у кого на карточке есть крестик?
  2. Что вы чувствуете по отношению к нему?
  3. Что почувствовали те из вас, кого “не взяли в игру” с самого начала?
  4. Что почувствовали участники, которые узнали, что воздержание от полового контакта защитило их от ВИЧ– инфекции?

Подвести группу к выводу, что иногда нелегко поступать не так, как все остальные, но именно такое поведение является самым безопасным.

Информация для размышления (компьютерные слайды о негативном влиянии наркотиков на организм человека, об эпидемии ВИЧ/СПИДа на территории Иркутской области). Презентация 1.

Групповая работа. Распределение учащихся на 4 кооперативные группы. В группах учащиеся работают 15 минут.

В группах учащиеся обсуждают информацию для размышления (см. приложение)(1–5), обобщают, формулируют выводы и фиксируют их на плакатах.

1-я группа: Последствия употребления наркотиков;

2-я группа: Последствия употребления табака;

3-я группа: Последствия употребления алкогольных напитков;

4-я группа: Последствия заражения ВИЧ/СПИД.

Затем проходит презентация результатов работы каждой группы, обсуждение в тренинговом кругу. Учащиеся при этом осознают, что курение, употребление алкоголя и наркотиков – удел слабых и безвольных людей. Альтернативой приему наркотиков являются учеба и творчество, физкультура и спорт, любая активная жизнедеятельность. Страстно увлеченный каким-либо полезным делом человек редко пробует наркотики или совсем не пробует.

Рефлексия. Что в ходе занятия заставило вас задуматься? Что вы сегодня осознали?

Высказывания учащихся по кругу: я почувствовал(а), что……;я понял(а), что…..

Ведущий. Ребята, наполняйте свои души новыми знаниями, событиями, делами. Открывайте для себя что-то новое! Душа не терпит пустоты! Если душа пуста, в ней поселяется дьявол по имени “наркотик”.

Чувство собственного достоинства – вот загадочная
стезя, на которой разбиться запросто, но обратно свернуть
нельзя, потому что без промедления, вдохновенный,
чистый, живой, раствориться, в пыль превратиться
человеческий облик твой.

Чувство собственного достоинство –
это просто портрет любви.
Я люблю вас, мои товарищи, –
боль и нежность в моей крови.
Что б там тьма и зло ни пророчили, кроме этого, ничего не
придумало человечество для спасения своего.
Б. Окуджава

Нет – табаку! Нет – наркотикам! Нет – алкоголю!
Выбирай себе лучшую долю.
Выведи себя на правильный путь,
Дай легким своим свободно вздохнуть.
Чтобы здоровым остаться,
Нужно творчеством заниматься.
Так что в жизни тебе решать:
Как быть и что выбирать.

В конце занятия подросткам можно раздать информационные листки “Узелки на память” для самостоятельного изучения (3–5).

Приложение.

Информация к размышлению.

  • Ежедневно в США никотин уносит 320 тыс. жизней, и эта цифра, по мнению главного хирурга этой страны, намного превышает смертность от алкоголя.
  • Данные социологических исследований в нашей стране показывают, что 30% мужчин и 5% женщин впервые пытались курить уже в 10 лет. А в возрасте до 18 лет курят, получая удовольствие от этого 34% мальчиков и 26 % девочек.
  • Табачный дым, прежде всего, поражает органы дыхания. Разрушение их начинается со слизистой оболочки рта, затем – глотка, гортань, бронхи и легкие. По данным ученых, курильщики в 15-20 раз чаще страдают злокачественными опухолями органов дыхания. Распространенные заболевания курильщиков: гипертоническая болезнь, хронический бронхит, эмфизема легких, раковые заболевания.
  • У некурящих из-за “обкуривания” их курящими людьми могут возникать приступы астмы, развиваться аллергия, обостряться течение ишемической болезни сердца. Наличие полония, радиоактивного свинца и висмута в табачном дыме опасно не только тем, кто курит, но и всем кто дышит этим дымом, прежде всего детям.
  • Головная боль, головокружение, сердцебиение, разбитость – это частые жалобы некурящих взрослых и детей, которым приходится подолгу находиться в прокуренных помещениях.
  • Ученые установили, что сломанные конечности у курящих срастаются медленнее и тяжелее, чем у некурящих. Никотин способствует сужению кровеносных сосудов, в результате чего сокращается кровоток вокруг сломанной кости.
  • Удалось выявить связь между курением и раком. Оказывается, под воздействием веществ, содержащихся в дыме, происходят мутации гена, отвечающего за организацию обороны организма человека от раковых заболеваний. Ученые предполагают, что вредоносные вещества соединяются с генетическим материалом в клетках и избирательно “обессиливают” ген контроля за раком.
  • По данным Минздрава США, в стране ежегодно умирают 390 тыс. человек от болезней, связанных с курением, около 150 тыс. человек – с употреблением алкоголя и 4000–5000 человек – от наркотиков.
  • Табачный деготь – сильный канцероген, то есть вещество, вызывающее злокачественные опухоли органов дыхания. При сгорании 1 кг табака образуется в среднем 55 г табачного дегтя. Человек, который ежедневно выкуривает 10 сигарет, за год пропускает через себя 400 г табачного дегтя.
  • Курение обуславливает 80% смертей мужчин от болезней сердечно-сосудистой системы в возрасте 35–45 лет. Вследствие курения в России ежегодно смертельно заболевают до 100 тыс. человек.

Информация к размышлению.

  • Первые сообщения о таинственной смертельной болезни появились в США в 1978 году. В 1983 году ученым удалось выделить возбудителя заболевания, получившего название ВИЧ. Он поражает клетки иммунной системы организма, призванные бороться с инфекцией.
  • Почти сразу после попадания ВИЧ в организм у инфицированного человека возникает состояние, напоминающее грипп. Это состояние обычно быстро проходит, не вызывая особых опасений, поскольку в сознании инфицированного человека оно не связывается с ВИЧ.
  • Попав в организм, вирус постепенно разрушает иммунную систему. Поэтому у больного развиваются многочисленные болезни: пневмония, рак, инфекционные заболевания, обычно не свойственные людям со здоровой иммунной системой. Эта последняя стадия заболевания называется СПИДом. Больной резко теряет в весе (10% и более), месяцами страдает от повышенной температуры тела, сильного ночного потоотделения, хронической усталости, увеличения лимфатических узлов, постоянного кашля и расстройств кишечника. В конце концов, наступает момент, момент, когда сопротивляемость организма окончательно утрачивается, а многочисленные болезни настолько обостряются, что человек умирает.
  • Исследования показали, что ВИЧ в разных количествах может содержаться в различных жидкостях организма: крови, материнском молоке, сперме, во влагалищных выделениях, в значительно меньшей степени – в выделениях слизистых оболочек и слюне.
  • Пути заражения ВИЧ – инфекции:
    – незащищенный половой контакт с инфицированным ВИЧ или больным СПИДом человеком;
    – попадание крови инфицированного ВИЧ или СПИДом в организм здорового человека;
    – передача ВИЧ от инфицированной или больной СПИДом матери ребенку;
    – применение нестерильных медицинских инструментов, включая иглы для введения наркотиков, прокалывания ушей, нанесения татуировок или акупунктуры.
  • ВИЧ-инфекция не передается бытовым путем, при пользовании общей посудой, одеждой, полотенцами, туалетом. Плавая в одном бассейне, здороваясь, обнимаясь, целуясь человек не получит возбудителя данной инфекции, т. е. ВИЧ не передается воздушно – капельным путем.
  • ВИЧ– инфекция относится к долго текущим заболеваниям. С момента заражения до смерти может пройти от 2–3 до 10–15 лет.
  • Показатель заболеваемости ВИЧ-инфекцией по России в среднем составляет 171 случай на 100 тысяч населения. В шести регионах России – Свердловская, Самарская, Иркутская, Оренбургская области, г.г. Екатеринбург, Санкт-Петербург – показатель распространенности ВИЧ-инфекции превышает 500 случаев на 100 тыс. жителей.

Информация к размышлению.

  • Ты думаешь, что наркомания начинается с первого укола? Нет!
    Наркомания начинается с первой выкуренной сигареты.
  • Прежде, чем купить и попробовать наркотик или любой токсикант, подумай: а зачем тебе это надо? Кроме дополнительных проблем ничего хорошего не получишь.
  • Если, попробовав дури, тебе захотелось повторить, знай, ты – в начале пути к своей безвременной смерти. Но еще до ее прихода ты испытаешь такие муки и страдания, каких не пожелаешь своему злейшему врагу.
  • Итак, где бы, в какой-бы ситуации ты ни оказался – скажи сам себе твердо и решительно: НАРКОТИКУ – НЕТ!
  • Лжец тот, кто делит наркотики на сильные и слабые, утверждая при этом, что последние безвредны.
  • Эйфория от приема наркотика длиться несколько минут, а состояние безразличия, душевной опустошенности, вялости, дремоты и горячего бреда – всю жизнь.
  • Начиная употреблять наркотики, не думай, что ты пользуешься свободой. Наоборот, ты начал ее терять, передавая себя в рабство.
  • У меня есть защита от депрессии – я не пью и не колюсь.
  • Я буду продолжать работать над собой столько, сколько потребуется, даже если потребуется – всю жизнь.
  • “Наркоманы находятся в страшных муках от передозировки наркотика, от отравления разбавителями, от СПИДа, гепатита, от заражения крови, от несчастных случаев, от убийств и самоубийств…”
  • “Наркоман убивает медленной мучительной смертью не только себя, но и своих родных и близких, загоняет свою семью в беду и боль, в горе и смерть…”
  • “Ребенок, родившейся у наркоманки, от рождения обладает наркотической зависимостью…”
  • Одним из мотивов употребления наркотиков является интерес, который значительно быстрее реализуется в группе. Употребление наркотика нередко свидетельствует об отсутствии других путей, возможностей и способностей самоутверждения.
  • К самоутверждению через употребление наркотиков большую склонность имеют лица с генетической ослабленностью и получившие дурное воспитание.
  • Чем возвышеннее желание, потребности и привычки у человека, тем выше уровень развития его мозга, и наоборот.
  • Трудность лечения наркомании заключается в прочности психической зависимости от наркотика.
  • Все токсические вещества подавляют интеллект, волю, устойчивость к стрессам, не позволяет трезво оценивать действительность.
  • Первым признаком психической зависимости от наркотиков являются мысли о его употреблении.
  • Человеку свойственно оправдывать свои действия. У всех наркоманов имеется устойчивое убеждение о “пользе” наркотического вещества.
  • При употреблении наркотиков в первую очередь происходят изменения в психике: формируется психическая опустошенность, душевная холодность, неспособность к сочувствию и сопереживанию, эмоциональному контакту с другими людьми, глубокий эгоизм. Наркоман равнодушен даже к собственным детям и родителям, все это вместе называется психосоциальной деградацией личности.
  • Особенно неустойчивы к наркотическому соблазну те, кто обладает низкой выносливостью, а также те, кто склонен к экспериментам над собой, кто считает, что “ в жизни нужно все попробовать”. Наркотики, как показывает жизнь, привязывают к себе даже самых волевых людей. Привязывают, а потом уничтожают.

Информация к размышлению.

  • Люди спиваются постепенно, незаметно для себя и нередко для окружающих. Никто от формирования алкогольной зависимости не застрахован! Никто из алкоголиков не мечтал им стать.
  • Алкоголь в любых дозах через формирование структурных изменений мозга подавляет интеллект, инициативность, творческие способности, снижает социальную активность, подавляет чувство гордости, чести, ответственности, заметно снижает половые способности мужчин и женщин, подавляет человека физически и нравственно, отягощает наследственность.
  • Установлено, что алкогольный яд вызывает структурные изменения в организме. При длительном употреблении алкоголя перерождаются ткани, и наблюдается их атрофия, что особенно заметно проявляется в мозге. Сначала происходи атрофия больших полушарий и мозжечка, растяжение и запустение их коры в связи с гибелью корковых нейронов. Изменение структуры головного мозга возникает уже при “умеренном” потреблении алкоголя. У 85% пьющих “умеренно” и у 95% алкоголиков отмечается уменьшение коры головного мозга. Параллельно отмечается снижение умственных способностей.
  • В человеческом мозге алкоголь окисляется в 4000 раз медленнее, чем в печени. Алкоголь концентрируется в клетках головного мозга до одного месяца. Употребляя алкоголь, человек каждый раз выводит из строя тысячи активно работающих клеток головного мозга. Поэтому у всех пьющих, даже в “умеренных” дозах, людей при вскрытии обнаруживаются целые кладбища мертвых клеток мозга – “явление сморщенного мозга”. По данным ВОЗ, если люди в сфере науки, искусства пьют “умеренно”, то на 15–20% дебилизируется их интеллект.
  • Продолжительность жизни алкоголика сокращается примерно на 20 лет и в среднем не превышает 50-летнего возраста.
  • Дети пьющих родителей спиваются раза в 4–5 быстрее, чем дети непьющих родителей. Женщины спиваются в силу биологических причин намного быстрее мужчин. Психическая деградация женщин идет в 3–5 раз быстрее, нежели у пьющих мужчин. Люди, как правило, спиваются через употребление слабоалкогольных изделий – пива, шампанского, вина и т. д.
  • Алкоголизм в подростково-юношеском возрасте формируется в сжатые сроки, обычно тем быстрее, чем раньше начато употребление алкоголя. Нередко он формируется в течение 2–4 лет.
  • Алкоголь – оружие массового уничтожения населения. Индейцы Северной Америки в свое время были уничтожены не только огнестрельным оружием, но и “огненной водой” (алкоголем).
  • Уважающие себя люди никогда не употребляют токсические вещества. Алкоголь и другие токсические вещества продаются для людей заблудших, независимо от возраста, социального положения и образования, а также для людей, которые желают обманываться.
  • Вода – единственный напиток мудрецов.

Литература:

  1. Макеева А. Г. Долго ли до беды? М.: Линка-пресс, 2000.
  2. Макеева А. Г. Не допустить беды. М.: Просвещение, 2003.
  3. Маюров А. Н. , Маюров Я. А. Алкоголь – шаг в пропасть. Кн. 3. М.: Педагогическое общество России, 2004.
  4. Маюров А. Н., Маюров Я.А. Наркотики, выход из наркотического круга. Кн. 4. М.: Педагогическое общество России, 2004.
  5. Ягодинский В. Н. Уберечь от дурмана. М.: Просвещение, 1989.
  6. Учебное пособие по профилактике ВИЧ/СПИДа “Полезная прививка” под общей ред. О.Л. Романовой. М.: 2004.