Контрольно-обобщающий урок-игра по теме "Гидросфера" в 6-м классе

Разделы: География


Урок проводится с целью закрепления и проверки знаний по теме “Гидросфера”.

Ход игры

Учащиеся делятся на две команды, придумывают название своей команде и выбирают капитана. Состязание проходит в три раунда: 1 и 2 раунд – “Выбери вопрос”, 3 раунд – “Перестрелка”. Для первых двух раундов предлагаются следующие категории (номинации) вопросов (с записью на доске):

  1. Самое – самое…
  2. Номенклатура
  3. Факты
  4. Термины
  5. Теория
– 2 балла.
– 3 балла.
– 3 балла.
– 4 балла.
– 5 баллов.

Учащиеся команд поочередно выбирают номинацию (категорию) вопросов. Отвечая правильно, ученик зарабатывает соответственное количество баллов для себя и своей команды. Если ответа нет или он неверный, то его команда, посовещавшись 5–10 секунд, может ответить на выбранный вопрос, но зарабатывая при этом для команды только 1 очко. В случае, когда и команда не знает правильного ответа, то возможность заработать 1 очко предоставляется команде-сопернице. На доске ведется запись очков для каждой команды. Суть 3 раунда – “Перестрелка” заключается в том, что к доске выходят одновременно по одному представителю от каждой команды и им задается один вопрос. Кто первым даст правильный ответ, тот зарабатывает для себя и команды 3 балла. В итоге игры определяется команда – победитель и индивидуальный лидер. Для выигравшей команды и индивидуального победителя можно заранее приготовить дипломы и небольшие призы, а в соответствии с набранными очками каждый учащийся за урок получает отметку.

Предлагаемые условия для оценивания: 2–4 балла – “3”, 5–9 баллов – “4”, 10–13 баллов – “5”.

Варианты номинаций и вопросы к ним:

1. Самое – самое…

  1. Самый большой по площади океан.
  2. Самое большое по площади море.
  3. Самое большое озеро мира.
  4. Самое глубокое озеро мира.
  5. Самая длинная река мира.
  6. Самая полноводная река мира.
  7. Самое соленое море Мирового океана.
  8. Самое соленое озеро планеты.
  9. Самый высокий водопад планеты.
  10. Самое длинное течение Мирового океана.

2. Номенклатура.

Что это и где (на каком материке или в каком океане) находится?

  1. Ниагарский.
  2. Конго.
  3. Обь.
  4. Черное.
  5. Янцзы.
  6. Мексиканский.
  7. Титикака.
  8. Белое.
  9. Ладожское.
  10. Гольфстрим.

3. Факты.

  1. Какая часть поверхности планеты (в %) занята водой?
  2. Чему равна средняя соленость вод Мирового океана?
  3. В каком году произошло погружение человека на дно Марианского желоба?
  4. Чему равна наибольшая глубина Мирового океана?
  5. Чему равна высота самого большого водопада мира?
  6. Чему равна глубина самого глубокого озера мира?
  7. Чему равна соленость самого соленого моря мира?
  8. Чему равна длина (в км) самой длинной реки мира?
  9. Чему равна температура воды Мирового океана на глубине 3 км?
  10. При какой температуре замерзает океаническая вода?

4. Термины.

  1. Что такое “морена”?
  2. Что такое “ледник”?
  3. Что такое “айсберг”?
  4. Что называется речной системой?
  5. Что такое “грунтовые воды”?
  6. Что такое “речной бассейн”?
  7. Что называется водоразделом?
  8. Что такое “межпластовые воды”?
  9. Что такое “паводок”?
  10. Что такое “снеговая линия”?

5. Теория.

  1. Почему вода в реке бежит и не кончается?
  2. Почему в северной части материка Северная Америка много озер?
  3. Почему не во всех горах есть летом снег?
  4. Почему опасны цунами?
  5. Почему Красное море – самое соленое в мире?
  6. Почему Москву называют портом 5 морей?
  7. Почему озеро Байкал – самое глубокое в мире?
  8. Какие подземные воды самые чистые и почему?
  9. Почему Северный Ледовитый океан – самый холодный из всех океанов?
  10. Почему соленость вод морей и океанов разная?

3 раунд. “Перестрелка”.

  1. Как называется начало реки?
  2. Как называется место впадения реки (в др. реку, озеро, море, океан)?
  3. Как называется сезонный разлив воды в реке?
  4. Как называется выход подземной воды на поверхность?
  5. Как называется часть речной долины, затапливаемая рекой во время разлива?
  6. Как называются подземные воды с повышенной температурой воды?
  7. Как называется расширенное устье реки?
  8. Как называются породы, легко пропускающие воду?
  9. Как называется участок земной поверхности, сильно увлажненный и поросший влаголюбивой растительностью?
  10. Как называются озера, из которых вытекают реки или хотя бы одна река?
  11. Как называется замкнутый водоем, образовавшийся на поверхности суши в природном углублении?
  12. Как называются подземные воды, содержащие повышенное количество растворенных веществ и газов?
  13. Как называются воды, содержащиеся в водоносном слое, не прикрытом сверху водоупорными породами?

Примечание для учителя:

– в зависимости от численности учащихся определите количество вопросов в номинациях и время на их обдумывание;

– информируйте учеников в начале игры о максимальном количестве вопросов в номинациях (если они есть);

– за выкрикивание и подсказки можно определить штрафные баллы (минус баллы);

– при большой численности класса и проведении урока-игры впервые, желательно планировать урок сдвоенным, можно с классным часом (кл. руководитель поможет при записи индивидуальных баллов, завершить игру можно совместным чаепитием), или поставить последним в расписании;

– данный урок – игру можно провести и между разными классами одной параллели в рамках школьной предметной недели по географии;

– предложенную схему урока – игры можно использовать для контрольного обобщения при изучении любых тем в 6–11 классах (подобные разработки у автора статьи есть по всем темам для указанных классов). Практика показала, что такие уроки приветствуются учащимися всех возрастов и оказывают меньшее психологическое давление по сравнению с обычной контрольной работой.