Урок проводится с целью закрепления и проверки знаний по теме “Гидросфера”.
Ход игры
Учащиеся делятся на две команды, придумывают название своей команде и выбирают капитана. Состязание проходит в три раунда: 1 и 2 раунд – “Выбери вопрос”, 3 раунд – “Перестрелка”. Для первых двух раундов предлагаются следующие категории (номинации) вопросов (с записью на доске):
|
– 2 балла. – 3 балла. – 3 балла. – 4 балла. – 5 баллов. |
Учащиеся команд поочередно выбирают номинацию (категорию) вопросов. Отвечая правильно, ученик зарабатывает соответственное количество баллов для себя и своей команды. Если ответа нет или он неверный, то его команда, посовещавшись 5–10 секунд, может ответить на выбранный вопрос, но зарабатывая при этом для команды только 1 очко. В случае, когда и команда не знает правильного ответа, то возможность заработать 1 очко предоставляется команде-сопернице. На доске ведется запись очков для каждой команды. Суть 3 раунда – “Перестрелка” заключается в том, что к доске выходят одновременно по одному представителю от каждой команды и им задается один вопрос. Кто первым даст правильный ответ, тот зарабатывает для себя и команды 3 балла. В итоге игры определяется команда – победитель и индивидуальный лидер. Для выигравшей команды и индивидуального победителя можно заранее приготовить дипломы и небольшие призы, а в соответствии с набранными очками каждый учащийся за урок получает отметку.
Предлагаемые условия для оценивания: 2–4 балла – “3”, 5–9 баллов – “4”, 10–13 баллов – “5”.
Варианты номинаций и вопросы к ним:
1. Самое – самое…
- Самый большой по площади океан.
- Самое большое по площади море.
- Самое большое озеро мира.
- Самое глубокое озеро мира.
- Самая длинная река мира.
- Самая полноводная река мира.
- Самое соленое море Мирового океана.
- Самое соленое озеро планеты.
- Самый высокий водопад планеты.
- Самое длинное течение Мирового океана.
2. Номенклатура.
Что это и где (на каком материке или в каком океане) находится?
- Ниагарский.
- Конго.
- Обь.
- Черное.
- Янцзы.
- Мексиканский.
- Титикака.
- Белое.
- Ладожское.
- Гольфстрим.
3. Факты.
- Какая часть поверхности планеты (в %) занята водой?
- Чему равна средняя соленость вод Мирового океана?
- В каком году произошло погружение человека на дно Марианского желоба?
- Чему равна наибольшая глубина Мирового океана?
- Чему равна высота самого большого водопада мира?
- Чему равна глубина самого глубокого озера мира?
- Чему равна соленость самого соленого моря мира?
- Чему равна длина (в км) самой длинной реки мира?
- Чему равна температура воды Мирового океана на глубине 3 км?
- При какой температуре замерзает океаническая вода?
4. Термины.
- Что такое “морена”?
- Что такое “ледник”?
- Что такое “айсберг”?
- Что называется речной системой?
- Что такое “грунтовые воды”?
- Что такое “речной бассейн”?
- Что называется водоразделом?
- Что такое “межпластовые воды”?
- Что такое “паводок”?
- Что такое “снеговая линия”?
5. Теория.
- Почему вода в реке бежит и не кончается?
- Почему в северной части материка Северная Америка много озер?
- Почему не во всех горах есть летом снег?
- Почему опасны цунами?
- Почему Красное море – самое соленое в мире?
- Почему Москву называют портом 5 морей?
- Почему озеро Байкал – самое глубокое в мире?
- Какие подземные воды самые чистые и почему?
- Почему Северный Ледовитый океан – самый холодный из всех океанов?
- Почему соленость вод морей и океанов разная?
3 раунд. “Перестрелка”.
- Как называется начало реки?
- Как называется место впадения реки (в др. реку, озеро, море, океан)?
- Как называется сезонный разлив воды в реке?
- Как называется выход подземной воды на поверхность?
- Как называется часть речной долины, затапливаемая рекой во время разлива?
- Как называются подземные воды с повышенной температурой воды?
- Как называется расширенное устье реки?
- Как называются породы, легко пропускающие воду?
- Как называется участок земной поверхности, сильно увлажненный и поросший влаголюбивой растительностью?
- Как называются озера, из которых вытекают реки или хотя бы одна река?
- Как называется замкнутый водоем, образовавшийся на поверхности суши в природном углублении?
- Как называются подземные воды, содержащие повышенное количество растворенных веществ и газов?
- Как называются воды, содержащиеся в водоносном слое, не прикрытом сверху водоупорными породами?
Примечание для учителя:
– в зависимости от численности учащихся определите количество вопросов в номинациях и время на их обдумывание;
– информируйте учеников в начале игры о максимальном количестве вопросов в номинациях (если они есть);
– за выкрикивание и подсказки можно определить штрафные баллы (минус баллы);
– при большой численности класса и проведении урока-игры впервые, желательно планировать урок сдвоенным, можно с классным часом (кл. руководитель поможет при записи индивидуальных баллов, завершить игру можно совместным чаепитием), или поставить последним в расписании;
– данный урок – игру можно провести и между разными классами одной параллели в рамках школьной предметной недели по географии;
– предложенную схему урока – игры можно использовать для контрольного обобщения при изучении любых тем в 6–11 классах (подобные разработки у автора статьи есть по всем темам для указанных классов). Практика показала, что такие уроки приветствуются учащимися всех возрастов и оказывают меньшее психологическое давление по сравнению с обычной контрольной работой.