Интегрированный урок в 3-м классе (литературное чтение + окружающий мир)

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • Образовательная.
    Познакомить с творчеством Л.Н.Толстого, учить читать вдумчиво, осознано.
    Дать понятие о круговороте воды, как важнейшем явлении в природе, о состоянии воды.
  • Развивающая.
    Развивать умение сравнивать, анализировать, выделять существенные признаки.
  • Воспитывающая.
    Воспитывать чувство эстетического восприятия окружающего мира.

Оздоровительная. Создание психологического комфорта на уроке, предупреждение учебной перегрузки.

Оборудование:

  • учебник “Родная речь 3 класс”,
  • учебник “Мир вокруг нас 3 класс”,
  • таблица “Круговорот воды в природе”,
  • карточки, мультимедиа;
  • для опыта: спиртовка, колба с водой, штатив, блюдце со льдом.

Ход урока

1. Организационный момент. Мотивация.

Сегодня мы совершим увлекательную прогулку. А вот с кем мы отправимся, вы мне скажите сами. Отгадайте загадку.

Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали,
А пошли искать их днем,
Ищем, ищем – не найдем. (Роса.)

Раскрывается понятие слова.

Роса – маленькие капли влаги, оседающие на растениях, почве при наступлении утренней или вечерней прохлады. (Словарь С. И. Ожигова.)

2. Актуализация знаний.

Росинка-капелька росы. Она нам поможет в нашей прогулке. (Приложение 1) В начале нашего урока давайте выясним: какая бывает роса на траве.

– Где вы наблюдали выпадение росы?

– В какое время суток это происходило?

Давайте откроем учебник “Родная речь” на стр. 162 и прочитаем рассказ Л.Н.Толстого “Какая бывает роса на траве”

– Какой это текст?

– А каких алмазах рассказывает автор?

Раскрывается понятие слова. Алмазы – прозрачные драгоценные камни.

– Подумайте, с какой целью Толстой написал рассказ?

Обратите внимание, с какой любовью автор рассказывает нам о красоте родной природы.

3. Постановка проблемы.

– Как образуется роса?

Можете ли вы сейчас ответить на этот вопрос? Достаточно ли у нас знаний для ответа на этот вопрос?

Ответим на этот вопрос в конце урока. А поможет нам в этом маршрутный лист “Изменения и путешествие воды” (Приложение 1). На нем мы будем отмечать путь воды, все, что узнаем нового.

4. Работа над новым материалом.

Росинка предлагает нам вспомнить, что мы знаем о воде? Сегодня мы познакомимся с тремя состояниями воды и узнаем, “куда девается вода из моря”?

В учебнике “Родная речь” на стр.163 прочитаем 1 абзац из рассказа Л.Н.Толстого “Куда девается вода из моря?”

– Чем заинтересовался автор?

– Какой главный вопрос задает нам Лев Николаевич? Давайте постараемся на него ответить.

– В каком состоянии находится вода в реках, озерах, морях?

Отметка детьми в маршрутном листе (вода – жидкое состояние).

– Весной с крыш капает вода, наступает резкое похолодание, что происходит с водой?

Лед – это твердое состояние воды.

Отметка детьми в маршрутном листе (вода – жидкое состояние – твердое состояние).

Мама ставит чайник на плитку, наливает воду, вода нагревается и превращается в … (пар).

Пар – это газообразное состояние воды.

А как превращается вода в газообразное состояние в природе? Обращается внимание детей на такое явление, как туман.

Отметка детьми в маршрутном листе (вода – жидкое состояние – твердое состояние – газообразное состояние)

С помощью мультимедиа показывается вода в трех состояниях (иллюстрации).

На доске по ходу урока формируется схема.

Чтение материала из учебника “Мир вокруг нас” стр. 53–54.

– О каком веществе можно так сказать?

Я и туча, и туман,
Я ручей и океан,
Я летаю и бегу,
И стеклянной быть могу. (Вода)

Давайте посмотрим, что вы занесли в маршрутный лист?

Выполнение заданий, карточка № 1 (для слабых обучающихся), № 2 (для средних обучающихся), № 3 (для сильных обучающихся) с последующей самопроверкой. Приложение 2.

5. Физкультминутка.

Росинка приготовила нам практическую работу, которая поможет ответить на вопрос, который мы поставили в начале урока.

Круговорот воды в природе. Проведение опыта с соблюдением всех правил техники безопасности .

  1. Нагреть воду в колбе до состояния кипения.
  2. На штативе закрепить блюдце со льдом.

При нагревании воды происходит испарение, на блюдце образуется конденсат.

Конденсация – переход вещества из газообразного в жидкое.

Дети наблюдают за проведением опыта и фиксируют запись в маршрутном листке: вода – испаряется, охлаждается, выпадает в виде осадков.

– Как объяснить то, что мы наблюдаем?

Вода испаряется. Невидимый пар поднимается вверх. Соприкасаясь с холодным предметом, он снова получается в воду. Капли воды увеличиваются, отрываются и падают. Так происходит круговорот воды в природе.

На доске схема “Круговорот воды в природе”. Дети при помощи маршрутного листа пытаются рассказать, как происходит круговорот воды в природе.

Чтение учебного материала из учебника “Мир вокруг нас”, стр. 54–55.

Выполнение заданий в группах, карточка № 4 (Приложение 3), с последующей проверкой. Первая группа правильно выполнившая задание в карточке становится консультантом и оценщиком для других групп.

В учебнике “Родная речь” на стр.163 прочитаем второй абзац из рассказа Л.Н.Толстого “Куда девается вода из моря?”

– Какой процесс описывает Л.Н.Толстой?

– Вернемся к нашему вопросу.

Достаточно ли у нас знаний, чтоб ответить на поставленный нами вопрос в начале урока?

– Как образуется роса? Приложение 4

6. Обобщение.

– Что происходит с молекулами воды при изменении состояния воды? (стр. 53) Демонстрация молекулы воды в разном состоянии с помощью мультимедиа проектора.

В жидком состоянии молекулы воды соединены не очень крепко, поэтому вода течет, куда захочет.

В твердом состоянии молекулы воды соединены в строгом порядке.

В газообразном состоянии молекулы пара расположены далеко друг от друга, поэтому они быстро разлетаются по комнате.

7. Вывод.

– В каких состояниях находится вода в природе?

– Приведите примеры.

Вода постоянно совершает круговорот: испаряется с поверхности земли, образует облака, в виде дождя и снега возвращается на землю.

На доске вывешиваются таблички с опорными терминами, словами.

8. Итог урока.

– О каких состояниях воды и образованиях рассказывает в своих рассказах Л.Н.Толстой?

– В каких трех состояниях находится вода в природе?

– Кто расскажет, как происходит круговорот воды в природе?

9. Выставление оценок за урок. Домашнее задание.