Цели урока:
- Образовательная.
Познакомить с творчеством Л.Н.Толстого, учить читать вдумчиво, осознано.
Дать понятие о круговороте воды, как важнейшем явлении в природе, о состоянии воды. - Развивающая.
Развивать умение сравнивать, анализировать, выделять существенные признаки. - Воспитывающая.
Воспитывать чувство эстетического восприятия окружающего мира.
Оздоровительная. Создание психологического комфорта на уроке, предупреждение учебной перегрузки.
Оборудование:
- учебник “Родная речь 3 класс”,
- учебник “Мир вокруг нас 3 класс”,
- таблица “Круговорот воды в природе”,
- карточки, мультимедиа;
- для опыта: спиртовка, колба с водой, штатив, блюдце со льдом.
Ход урока
1. Организационный момент. Мотивация.
Сегодня мы совершим увлекательную прогулку. А вот с кем мы отправимся, вы мне скажите сами. Отгадайте загадку.
Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали,
А пошли искать их днем,
Ищем, ищем – не найдем. (Роса.)
Раскрывается понятие слова.
Роса – маленькие капли влаги, оседающие на растениях, почве при наступлении утренней или вечерней прохлады. (Словарь С. И. Ожигова.)
2. Актуализация знаний.
Росинка-капелька росы. Она нам поможет в нашей прогулке. (Приложение 1) В начале нашего урока давайте выясним: какая бывает роса на траве.
– Где вы наблюдали выпадение росы?
– В какое время суток это происходило?
Давайте откроем учебник “Родная речь” на стр. 162 и прочитаем рассказ Л.Н.Толстого “Какая бывает роса на траве”
– Какой это текст?
– А каких алмазах рассказывает автор?
Раскрывается понятие слова. Алмазы – прозрачные драгоценные камни.
– Подумайте, с какой целью Толстой написал рассказ?
Обратите внимание, с какой любовью автор рассказывает нам о красоте родной природы.
3. Постановка проблемы.
– Как образуется роса?
Можете ли вы сейчас ответить на этот вопрос? Достаточно ли у нас знаний для ответа на этот вопрос?
Ответим на этот вопрос в конце урока. А поможет нам в этом маршрутный лист “Изменения и путешествие воды” (Приложение 1). На нем мы будем отмечать путь воды, все, что узнаем нового.
4. Работа над новым материалом.
Росинка предлагает нам вспомнить, что мы знаем о воде? Сегодня мы познакомимся с тремя состояниями воды и узнаем, “куда девается вода из моря”?
В учебнике “Родная речь” на стр.163 прочитаем 1 абзац из рассказа Л.Н.Толстого “Куда девается вода из моря?”
– Чем заинтересовался автор?
– Какой главный вопрос задает нам Лев Николаевич? Давайте постараемся на него ответить.
– В каком состоянии находится вода в реках, озерах, морях?
Отметка детьми в маршрутном листе (вода – жидкое состояние).
– Весной с крыш капает вода, наступает резкое похолодание, что происходит с водой?
Лед – это твердое состояние воды.
Отметка детьми в маршрутном листе (вода – жидкое состояние – твердое состояние).
Мама ставит чайник на плитку, наливает воду, вода нагревается и превращается в … (пар).
Пар – это газообразное состояние воды.
А как превращается вода в газообразное состояние в природе? Обращается внимание детей на такое явление, как туман.
Отметка детьми в маршрутном листе (вода – жидкое состояние – твердое состояние – газообразное состояние)
С помощью мультимедиа показывается вода в трех состояниях (иллюстрации).
На доске по ходу урока формируется схема.
Чтение материала из учебника “Мир вокруг нас” стр. 53–54.
– О каком веществе можно так сказать?
Я и туча, и туман,
Я ручей и океан,
Я летаю и бегу,
И стеклянной быть могу. (Вода)
Давайте посмотрим, что вы занесли в маршрутный лист?
Выполнение заданий, карточка № 1 (для слабых обучающихся), № 2 (для средних обучающихся), № 3 (для сильных обучающихся) с последующей самопроверкой. Приложение 2.
5. Физкультминутка.
Росинка приготовила нам практическую работу, которая поможет ответить на вопрос, который мы поставили в начале урока.
Круговорот воды в природе. Проведение опыта с соблюдением всех правил техники безопасности .
- Нагреть воду в колбе до состояния кипения.
- На штативе закрепить блюдце со льдом.
При нагревании воды происходит испарение, на блюдце образуется конденсат.
Конденсация – переход вещества из газообразного в жидкое.
Дети наблюдают за проведением опыта и фиксируют запись в маршрутном листке: вода – испаряется, охлаждается, выпадает в виде осадков.
– Как объяснить то, что мы наблюдаем?
Вода испаряется. Невидимый пар поднимается вверх. Соприкасаясь с холодным предметом, он снова получается в воду. Капли воды увеличиваются, отрываются и падают. Так происходит круговорот воды в природе.
На доске схема “Круговорот воды в природе”. Дети при помощи маршрутного листа пытаются рассказать, как происходит круговорот воды в природе.
Чтение учебного материала из учебника “Мир вокруг нас”, стр. 54–55.
Выполнение заданий в группах, карточка № 4 (Приложение 3), с последующей проверкой. Первая группа правильно выполнившая задание в карточке становится консультантом и оценщиком для других групп.
В учебнике “Родная речь” на стр.163 прочитаем второй абзац из рассказа Л.Н.Толстого “Куда девается вода из моря?”
– Какой процесс описывает Л.Н.Толстой?
– Вернемся к нашему вопросу.
Достаточно ли у нас знаний, чтоб ответить на поставленный нами вопрос в начале урока?
– Как образуется роса? Приложение 4
6. Обобщение.
– Что происходит с молекулами воды при изменении состояния воды? (стр. 53) Демонстрация молекулы воды в разном состоянии с помощью мультимедиа проектора.
В жидком состоянии молекулы воды соединены не очень крепко, поэтому вода течет, куда захочет.
В твердом состоянии молекулы воды соединены в строгом порядке.
В газообразном состоянии молекулы пара расположены далеко друг от друга, поэтому они быстро разлетаются по комнате.
7. Вывод.
– В каких состояниях находится вода в природе?
– Приведите примеры.
Вода постоянно совершает круговорот: испаряется с поверхности земли, образует облака, в виде дождя и снега возвращается на землю.
На доске вывешиваются таблички с опорными терминами, словами.
8. Итог урока.
– О каких состояниях воды и образованиях рассказывает в своих рассказах Л.Н.Толстой?
– В каких трех состояниях находится вода в природе?
– Кто расскажет, как происходит круговорот воды в природе?
9. Выставление оценок за урок. Домашнее задание.