Интегрированное занятие "В гостях у Хозяйки Медной горы"

Разделы: Работа с дошкольниками


Ребёнок – солнце, вокруг которого должны вращаться все средства образования.
Дж. Дьюи

Цель: Развитие речи и познавательных способностей детей средствами совместного творческого взаимодействия ДОУ и семьи.

Задачи:

  • Упражнять детей в составлении творческих рассказов от собственного лица с опорой на схему.
  • Обогащать словарный запас детей образными выражениями, эпитетами.
  • Формировать умения эмоционально и выразительно общаться, развивать фантазию и память, передавать образы персонажей посредством мимики, жестов, движений.
  • Совершенствовать интерес к художественному слову и театрализованной деятельности.
  • Воспитывать любовь к малой родине.

Оборудование:

  • Макет пещеры с куклой «Хозяйкой Медной горы» и «малахитовой» шкатулкой;
  • Выставка камней (более 30 видов натуральных камней), изделий: броши, серьги, браслеты, статуэтки, картины;
  • Книги, открытки;
  • Слайды с изображением камней и украшений;
  • Аудиокассеты и диски с использованием произведений: Франц Шуберт «Аве Мария», А. Буренина «Коммуникативные танцы», Е. Поплянова «Игровые танцы»;
  • Стихотворение М.Я. Балашовой (февраль 2001 год);
  • Карта России;
  • Схемы-помощницы;
  • Избушка деда Коковани;
  • Маски: девочки, деда, кошки и «Серебряного копытца»;
  • Искусственные «камни-самоцветы»;
  • Музыкальный центр.

Предварительная работа:

Накопление и активизация словаря по теме:

  • Воспитатели знакомят детей с творчеством П.П. Бажова, читают и анализируют его художественные произведения.
  • Групповое посещение выставки «Симфония Уральского камня».
  • Дети совместно с родителями подбирают материал на заданную тему. С логопедом составляют описательный рассказ, схематично изображая каждое предложение.

Музыкальный руководитель готовит детей к театрализованной деятельности:

  • Ведёт работу над развитием эмоциональной сферы и интонационной стороной речи в играх, сценическом действии.

Совместная работа педагогов и родителей:

  • Оформление выставки камней и изделий из камня.
  • Изготовление макета пещеры.

Ход занятия

Звучит музыка Франца Шуберта «Аве Мария», дети входят в зал. Их встречает Хозяйка Медной горы.

Хозяйка Медной горы: Здравствуйте, гости мои дорогие. Вы узнали меня?

Ответы детей:Хозяйка медной горы.

Хозяйка Медной горы: Правильно. Я – Хозяйка Медной горы. Как меня ещё называют?

Ответы детей: Каменной девой; Малахитницей, повелительницей ящериц.

Хозяйка Медной горы: Совершенно верно. Прибыла я к вам с Уральских гор, там владения мои и приглашаю вас в сказку дивную, изумрудную, Малахитовую.

Уральские горы, закаты, рассветы,
Черемух – рябиновый край,
Родыгиным в песнях Урал наш воспетый,
И мы воспоем наш Урал.
Солнце осушит алмазные росы,
Раскроют цветы лепестки,
Уральских камней драгоценную россыпь
Покажет "хозяйка горы".

Подводит детей к карте России.

Хозяйка Медной горы: Эти строки об Уральских горах. Давайте вспомним их месторасположение. В каком направлении вытянуты Уральские горы?

Дети: С севера на юг: от берегов Северного Ледовитого океана на юг на тысячи километров. (Дети показывают указкой на карте расположение Уральских гор.)

Хозяйка Медной горы: Издавна Урал называют «Каменный пояс Земли Русской», а знаете почему?

Дети: Потому что он перепоясывает Россию.

Хозяйка Медной горы: Что значит, перепоясывает, как вы понимаете это слово?

Ответы детей:Уральские горы похожи на пояс, который делит Россию на две части.

Хозяйка Медной горы:А ещё и потому, что раньше люди на Руси носили широкие пояса и за этим поясом хранили деньги и драгоценности, то есть казну свою, своё богатство. Вот и в моих владениях – уральском поясе богатств не сосчитать. Каких только камней самоцветов у меня нет.В своё царство приглашаю и богатством удивлю. Малахитом усыпаю и пещеру покажу.

Хозяйка Медной горы подводит детей к макету пещеры.

Вот и вход в мою пещеру изумрудную. При входе вас встречают ящерицы – подружки мои, помощницы верные. Они-то и укажут путь-дорогу к камням моим. Ну что, за ними?

Хозяйка горы приглашает детей на выставку камней.

Хозяйка Медной горы: Давайте вспомним, какими камнями самоцветами богат наш Урал. Об этом нам с вами рассказывали в музее.

Дети: Селенит, малахит, пирит, агат, алмаз, кварц и т.д.

Хозяйка Медной горы: Полюбуйтесь и на мои камни: Вот самый тяжёлый – свинец, а это кварцы. Вот кварц «Волосатик». Посмотрите на свет, видите волосы внутри? По легенде, богиня любви Венера, купаясь в горном источнике, потеряла прядь своих чудесных золотых волос. Обнаружила пропажу, когда наступила зима и вода замерзла вместе с волосами. Вначале Венера очень расстроилась. Но волосы в замерзшей воде выглядели так красиво, что богиня решила не забирать их, а чтобы никто не смог посягнуть на божественные локоны, превратила лед в прозрачный камень.И с тех пор люди находят диковинный хрусталь, хранящий волосы Венеры.

Красивая легенда?

Почти про каждый камень создана легенда. Так люди пытались объяснить появление камней.

Жизнь человека на Урале связана с камнями: и характер, и силу сравнивали с ними и даже голос. Например:

Если голос звонкий, говорили как?

Дети: Серебряный голос.

Хозяйка Медной горы: Если глаза голубые?

Дети: Бирюзовые глаза.

Хозяйка Медной горы: Если человек сильный?

Дети: То у него стальные мышцы.

Хозяйка Медной горы: Ну, а если характер хороший?

Дети: Золотой характер.

Хозяйка Медной горы: А что ещё у человека может быть золотым? Как вы думаете?

Дети: Сердце (что значит – сердце золотое?), доброе, чуткое, внимательное….

Руки (что значит – руки золотые?) ….

Хозяйка Медной горы: Молодцы, мне понравились ваши ответы.Теперь вам я предлагаю пофантазировать. Представьте, что вы камень. И о себе вы должны рассказать так, что бы вызвать интерес. Вот послушайте мой рассказ:

Я – яшма.
Цвет мой красный, синий, зеленый, фиолетовый, белый и даже черный. Бываю одноцветной, но чаще пятнистой или с разноцветными полосками.
Ни один камень в мире не имеет такой полной палитры красок.
Я очень твёрдая, но если откалываюсь, то создаю очень тонкие и острые режущие кромки.
В настоящее время из меня делают ювелирные украшения, скульптуры, посуду, шкатулки и вазы.
Меня используют и в технике, я приношу пользу человеку.

Перед вами находятся камни и схемы-помощницы, по которым вы сейчас составите свои рассказы.

Дети демонстрируют свои рассказы, используя схемы-помощницы.

МАЛАХИТ (Приложение 1)

Я – малахит.
Я единственный в мире узорчатый зелёный минерал.
В Древнем Египте меня измельчали в порошок и использовали для приготовления косметических и глазных мазей.
В Древнем Риме из меня вырезали детские амулеты.
В России – мелкие декоративные предметы и украшения, в том числе и пуговицы.
Большими глыбами в Зимнем дворце отделаны Малахитовый и Георгиевский залы.
Я защищаю от опасностей маленьких детей.
Если верить легендам, я могу сделать человека невидимым, а тот, кто пьет из чаши, способен понимать язык животных.

Хозяйка Медной горы: Ребята, а что значит большие глыбы? Как вы понимаете?

Ответы детей: Камни больших размеров, большие камни.

Хозяйка Медной горы: Малахит считается «русским камнем». В сказке П. Бажова «Хозяйка Медной горы» волшебница преподносит Даниле-мастеру малахитовую шкатулку с дарами Уральских гор.

СЕЛЕНИТ, ГИПС, АЛЕБАСТР (Приложение 2)

У меня много названий: селенит, гипс, алебастр.
Я – прекрасный поделочный камень.
Очень мягкий, меня можно поцарапать ногтем.
Именно с меня началось камнерезное искусство.
Я белого и медового цвета!
Во мне переливаются и солнечный луч, и электрический свет, которые проходят через мою матовую поверхность.
Я считаюсь священным камнем.
Из меня изготавливают круглые бусы или статуэтки с нежным натуральным переливом, различные фигурки и изделия.
Я приношу в дом доброту и радость.

Хозяйка Медной горы: Что значит камнерезное искусство?

Ответы детей: Резьба по камню, много делают поделок из камня.

ПИРИТ (ЗОЛОТАЯ ОБМАНКА) (Приложение 3)

Меня зовут Серный колчедан или золотая обманка, научное моё название – пирит.
Я ярко-желтого золотистого цвета.
Без меня не обходится ни одна коллекция минералов.
При нагревании на огне образую сероводород (газ с запахом тухлых яиц).
Боюсь ударов, но достаточно тверд, способен царапать стекло. Древние люди для высекания огня и искр ударяли мной о кремень.
Первые спички человека это я.
Из меня получают серную кислоту, которую используют для приготовления удобрений и взрывчатых веществ.

Хозяйка Медной горы: Ребята, почему народ называл пирит – золотой обманкой?

Ответы детей: При солнечном свете он похож на золото.

Хозяйка Медной горы: А для древнего человека, что было важнее золото или пирит?

Ответы детей: Пирит, потому что использовали для высечения огня. Огонь нужен для жизни.

ЛАЗУРИТ (Приложение 4)

Я мягкий и хрупкий минерал, легко обрабатываюсь и полируюсь.
Мой цвет от синего до голубовато-серого или зеленовато-серого, но больше всего я люблю синий или сине-фиолетовый цвет.
Нет у меня прозрачности и яркого блеска.
Яркий и сверкающий на солнечном свету, становлюсь тёмным и мрачным при свечах и электрическом освещении.
Находят меня только очень высоко в горах.
Я очень дорогой камень.
В наше время из меня делают различные украшения: кольца, броши, серьги, кулоны, бусы, шары и шкатулки.

Хозяйка Медной горы: Уважаемый лазурит, а какую пользу вы приносите человеку?

Ответы детей: Я самый богатый камень.

Хозяйка Медной горы: В древние времена лазурит называли сапфиром. Это очень красивый и дорогой камень. Мы с вами прослушали ребят, рассказ о каком камне вас больше всего заинтересовал.

Ответы детей. Дети обосновывают свои ответы и выбирают самого лучшего рассказчика.

Хозяйка Медной горы: Молодцы ребята, вы хорошо поработали, у вас получились замечательные рассказы.

А сейчас мои ящерицы приглашают вас на игру «Мы в пещере побывали» (исполняется на мотив русской народной мелодии «Ах, вы сени»).

Дети под музыку исполняют песню и в соответствии с текстом выполняют движения.

Вход в пещеру мы нашли Дети идут простым шагом.
И как ящерки ползли. Двигаются вприсядку, разводят
Вы ползли руками в стороны.
И мы ползли,
Вход в пещеру мы нашли.
По пещере мы идём Идут простым шагом.
И по камушку найдём. Приседают, поднимают
Вот один, «воображаемый» камушек правой рукой.
Вот другой, поднимают левой рукой.
Потанцуем мы с тобой. Кружатся с вытянутыми в стороны ладошками.
«Кладут».

Мы в пещере побывали, Останавливаются,
Сталактиты увидали. Смотрят вверх.
Капля раз, Шлёпают правой ладошкой о левую ладошку.
Капля два, Шлёпают левой ладошкой о правую ладошку.
Сверху капает вода. Держат перед собой раскрытые ладони.
Из пещеры мы идём, Идут маршевым шагом
Песню звонкую поём. и поют.
Ля-ля-ля,
Ля-ля-ля,
Из пещеры мы идём.

(По окончании игры дети садятся на стульчики).

Хозяйка Медной горы: Мы с вами знаем, что про камни люди складывали легенды. А донёс события тех времён до нас Павел Петрович Бажов. С творчеством Павла Петровича Бажова мы с вами знакомы. В этом году ему бы исполнилось 130 лет.

С какими городами Урала была связана его жизнь?

Ответы детей.

Хозяйка Медной горы:Правильно. Ребята, давайте вспомним сказы П.П. Бажова.

Ответы детей: Малахитовая шкатулка, Каменный цветок, Хрупкая веточка, Две ящерки, Огневушка-поскакушка.

Хозяйка Медной горы: Вы ребята, одевайтесь и в героев превращайтесь.

(Дети надевают маски и показывают отрывок из сказа П.П. Бажова «Серебряное копытце».)

В избушке сидят Дарёнка и кошка Мурёнка. Дарёнка выглядывает в окно.

Дарёнка: Что-то деда Коковани уже два дня нет. Обещал быстро с лошадью вернуться. Наверное, завтра непременно будет.

Мурёнка: Правильно говоришь, правильно.

Дарёнка: Так хочется Серебряное копытце увидеть. Видела, как он по лужкам бегал, и рожки показал, и копытце. Не видела только, как он этим копытцем драгоценные камушки выбивает. В следующий раз видно покажет.

Мурёнка: Правильно говоришь, правильно.

Звучит сказочная мелодия, появляется Серебряное копытце, разбрасывает камушки. Приглашает Мурёнку и они исполняют польку (аудиокассета «Коммуникативные танцы А. Бурениной»).

Выходит Кокованя, удивляется.

Кокованя: Красота-то какая. Собрать бы надо богатство-то.

Собирает в шапку «самоцветы».

Дарёнка: Оставь, дедо, ещё завтра полюбуемся.

Кокованя: А ещё лучше пусть ребята соберут да гору самоцветную сделают, чтобы память об этом осталась.

Дети собирают рассыпанные «самоцветы» и аппликационным способом создают гору самоцветов.

Хозяйка Медной горы: Как вы работаете быстро да умело, всех бы вас взяла к себе в мастера.

Хранит Урал в своих горах преданья старины глубокой,
В дремучих пихтовых лесах озёра прячет синеокие.
Здесь каждый камень сказку знает и тихо шепчет песнь свою.

Вот и побывали вы у меня в гостях, полюбовались пещерой и самоцветами моими.

Пусть ваша гора останется мне на память, а вам я дарю шкатулку с камнями (сладкий сюрприз).

Серебряное копытце, ты ребяток посади и с собою увези.

До свидания.

Под музыку (диск «Игровые танцы» Е. Попляновой) дети «уезжают» на Серебряном копытце.