Компетенции и проектная деятельность

Разделы: Иностранные языки


Целью написания данной работы является систематизация и соединение воедино знаний, полученных в ходе изучения различных дисциплин на курсах МИОО, методической литературы и собственного педагогического опыта по использованию проектов на уроках и во внеурочной деятельности, как одной из активных форм обучения английскому языку.

В концепции модернизации российского образования, определяющей цели общего образования, подчеркивается необходимость «ориентации образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей». Таким образом, мы учителя иностранных языков на своих уроках и во внеурочной деятельности тоже должны формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также создавать предпосылки для самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. все те ключевые компетентности, которые определяют современное качество образования.

Однако хочется заметить, что компетентностный подход в определении целей и cодержания общего образования не является совершенно новым для наших учителей, хотя он и не был определяющим. Он просто не был доминирующим при построении типовых учебных программ, стандартов и контрольно-измерительных материалов. Но меняется общество, меняется социальный заказ и сегодня нужна такая система обеспечения качества подготовки школьников, которая бы отвечала потребностям современного мирового рынка труда. Таким образом, компетентностный подход в образовании – это попытка привести в соответствие, с одной cтороны, потребность личности интегрировать себя в деятельность общества и, с другой, потребность общества использовать потенциал каждой личности для обеспечения своего экономического, культурного и политического саморазвития.

Компетентностный подход - один из подходов, который противопоставляется «знаниевому» в понимании накопления учеником и трансляции преподавателем готового знания, т.е. информации, сведений. Он позволяет решать проблему, типичную для российской школы, когда ученики могут хорошо овладеть набором теоретических знаний по всем предметам, но испытывают значительные трудности в деятельности, требующей использования этих знаний для решения конкретных задач или проблемных ситуаций и даже не могут решить элементарные бытовые ситуации лежащие в сфере социальных компетенций (написать заявление, заполнить бланк, составить отчет, обратиться с просьбой к администратору и т.д.).

Как и большинство своих коллег, работающих в школе учителей иностранного языка, основной задачей своей работы считаю формирование потребности учащихся в самовоспитании, самовыражении, т.е. научить учиться, научить общаться, научить заботиться о своем здоровье, дать профессиональные навыки и сформировать общие и коммуникативные компетенции.

Общие компетенции включают:

  1. способность учиться (ability to learn),
  2. экзистенциальную компетентность (existential competence),
  3. декларативные знания (declarative knowledge),
  4. умения и навыки (skills and know-how)

Коммуникативная компетенция (Communicative language competence), включает:

  1. лингвистический компонент (linguistic component - lexical, phonological, syntactical knowledge and skills),
  2. социолингвистический компонент (sociolinguistic component),
  3. прагматический компонент (pragmatic component - knowledge, existencial competence and skills and know-how relating to the linguistic system and its sociolinguistic variation).

Для формирования этих компетенций при обучении иностранным языкам хорошо работает метод проектов. На протяжении уже нескольких лет в своей работе я использую метод проектов на уроках и во внеурочной деятельности. Метод проектов широко использовался в России в 30-е годы и был незаслуженно забыт, т.к. не дал положительных результатов. Причин было несколько, но обсуждение их не является целью данной работы. Сегодня же метод проектов вновь используется, правда уже в обновленном виде. Сегодня методисты и учителя-практики осознанно стараются помочь проектам занять надлежащее место в школьной практике обучения иностранным языкам. Об этом говорит и тот факт, что ежегодно увеличивается число участников конкурсов проектных работ на иностранных языках различного уровня, включая и международные. Именно осмысление и применение этого метода в новой социально-культурной ситуации в свете требований к образованию на современной ступени общественного развития позволяет говорить о школьном проекте как о педагогической технологии, которая позволяет эффективно формировать компетенции учащихся и решать задачи личностно-ориентированного подхода в обучении подрастающего поколения.

Что представляет собой проектная методика обучения английскому языку в школе? Применительно к уроку иностранного языка, проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполненный учащимися комплекс мероприятий, завершением которого является презентация творческого, интеллектуального продукта. Проект ценен тем, что в ходе его выполнения, школьники учатся самостоятельно приобретать знания, решать поставленные задачи, получать опыт познавательной и учебной деятельности и, что очень важно, увеличивают свой словарный запас, расширяют свой кругозор, отрабатывают навыки письма и еще многие другие общеучебные навыки. Если раньше тематика проектов или исследовательских работ моих учеников была связана исключительно со странами изучаемого языка, или с Россией (и были ориентированы на сопоставление и сравнение событий, явлений, фактов из истории и жизни людей разных стран), то теперь они могут выбирать тему интересную им. Даже если тема проектной работы не соответствует изучаемым в курсе темам, то её презентацию – защиту можно провести в предметную неделю, на школьном конкурсе проектов или на кружке. Самые удачные по исполнению работы можно представить на окружных и городских конкурсах.

Итак, рассмотрим какие компетенции мы можем формировать на каждом этапе проектной или исследовательской работы.

Этап Результат Компетенции
0. Создание поля выбора области исследования аккумулирование и актуализация знаний в проблемных областях Ценностно-мотивационный компонент (общеучебная компетенция)
компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности
, основанной на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации, в том числе и внешкольных
социокультурная комптенция
1. Постановка исследовательского вопроса.
Постановка целей и задач исследования.
  стратегическая компетенция
общеучебная компетенция

социолингвистическая компетенция
2. Сбор информации о том, что уже известно по данной теме. Анализ литературы, Систематизация знаний, выделение главного, отбрасывание несущественного. учебно-познавательная компетенция
3. Выдвижение гипотезы, построение модели.   компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности
4. Выбор методики исследования Знания о методах и методиках, представления о допущениях данной методики и измеряемых параметрах  образовательная компетентностьстратегическая котентноть
5. Получение результатов Порождение эмпирического знания компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельностиобразовательная компетенция
6. Анализ результатов и получение ответа на поставленный вопрос Порождение экспериментального знания образовательная компетенция
социокультурная компетенция
 
7. Написание работы   языковая компетенция
8. Осмысление результатов относительно исходных задач и целей Обобщение знания образовательная компетентность
9. Презентация знания Знание о формах презентации грамматическая (grammatical competence) или лингвистическая (linguistic) компетенция
социолингвистическая
компетенция (sociolonguistic competence)
дискурсивная компетенция (discourse competence)
социокультурная
компетенция (sociocultural competence)

Действительно, работа над проектом дает возможность учителю реализовать конкретно поставленные перед учеником задачи на данном этапе обучения иностранному языку (ориентируясь на уровень уже сформированных умений и навыков), привлечь знания из других областей (литература, география, история, страноведение и т.д.), внести творчество в образовательный процесс, а так же продолжить работу по формированию образовательной компетенции учащегося / учащихся.

Формирование образовательной компетенции учащегося очень важно, так как именно от уровня сформированности этой компетенции зависит насколько ценностным будет у ученика отношение к предмету и процессу образования в целом. От этого зависит и степень его овладения определенными компетенциями в той или иной предметной области, и интерес к содержанию и процессу учебной деятельности. Любой практикующий учитель знает, что именно образовательная компетенция обеспечивает мотивацию учащихся и развитие их креативности.

Деятельностная характеристика очень важна для общеучебной компетенции. Проектная методика предполагает, что деятельность учащегося основана на содержании изучаемого предмета, с одной стороны, и задачей развития общеучебных знаний и умений и переноса их на другие виды деятельности, с другой. В работе ученика над проектом процесс создания его собственной образовательной деятельности и обеспечения ее функционирования на всех этапах движения от задачи к воплощенному результату очевиден, может быть проконтролирован учителем и в итоге выражен в виде определенной компетентности. Содержание данного компонента включает содержание образования в рамках предметной и учебно-познавательной деятельности учащегося.

Социальный же компонент образовательной компетенции, обусловлен необходимостью представления способности и готовности школьников к включению в совместно-распределенную деятельность в образовательном процессе. Этому ученик учится и тогда, когда работает над индивидуальным проектом, и тем более если это групповой проект. Развитие социального компонента в проектной работе обеспечивает социальную адаптацию школьника как в процессе его деятельности в школе, так и развитие умений и навыков социализации для его деятельности в других сферах общения.

В процессе работы над проектом наравне с формированием целостной системы универсальных знаний, умений и навыков, мы также формируем навык самостоятельной

деятельности, инициативности и личной ответственности обучающихся, что ведет к саморазвитию.

На мой взгляд, все образовательные и воспитательные задачи, определенные для современной школы в разделе Иностранные языки могут быть реализованы в той или иной степени и через метод проектов.

Библиография.

    1. Зимняя И.А., Сахарова Т.Е. Проектная методика обучения английскому языку// Иностранные языки школе. – 1991 - № 3 – С.10 (С. 9 –15)
    2. Игнатьев В.В. и Крупенина М.В. На путях к методу проектов / Сборник 1930.
    3. Карпенко К.А., Королева Е.Л. и др.. Опыт организации учебно – исследовательской деятельности//Журнал «Исследовательская работа школьников» №1, 2002., С.130-134 .
    4. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка//Иностранные языки в школе. – 2000.№1.
    5. Чечиль И. Метод проектов // Директор школы. – 1998. - № 3,4.