Целью написания данной работы является систематизация и соединение воедино знаний, полученных в ходе изучения различных дисциплин на курсах МИОО, методической литературы и собственного педагогического опыта по использованию проектов на уроках и во внеурочной деятельности, как одной из активных форм обучения английскому языку.
В концепции модернизации российского образования, определяющей цели общего образования, подчеркивается необходимость «ориентации образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей». Таким образом, мы учителя иностранных языков на своих уроках и во внеурочной деятельности тоже должны формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также создавать предпосылки для самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. все те ключевые компетентности, которые определяют современное качество образования.
Однако хочется заметить, что компетентностный подход в определении целей и cодержания общего образования не является совершенно новым для наших учителей, хотя он и не был определяющим. Он просто не был доминирующим при построении типовых учебных программ, стандартов и контрольно-измерительных материалов. Но меняется общество, меняется социальный заказ и сегодня нужна такая система обеспечения качества подготовки школьников, которая бы отвечала потребностям современного мирового рынка труда. Таким образом, компетентностный подход в образовании – это попытка привести в соответствие, с одной cтороны, потребность личности интегрировать себя в деятельность общества и, с другой, потребность общества использовать потенциал каждой личности для обеспечения своего экономического, культурного и политического саморазвития.
Компетентностный подход - один из подходов, который противопоставляется «знаниевому» в понимании накопления учеником и трансляции преподавателем готового знания, т.е. информации, сведений. Он позволяет решать проблему, типичную для российской школы, когда ученики могут хорошо овладеть набором теоретических знаний по всем предметам, но испытывают значительные трудности в деятельности, требующей использования этих знаний для решения конкретных задач или проблемных ситуаций и даже не могут решить элементарные бытовые ситуации лежащие в сфере социальных компетенций (написать заявление, заполнить бланк, составить отчет, обратиться с просьбой к администратору и т.д.).
Как и большинство своих коллег, работающих в школе учителей иностранного языка, основной задачей своей работы считаю формирование потребности учащихся в самовоспитании, самовыражении, т.е. научить учиться, научить общаться, научить заботиться о своем здоровье, дать профессиональные навыки и сформировать общие и коммуникативные компетенции.
Общие компетенции включают:
- способность учиться (ability to learn),
- экзистенциальную компетентность (existential competence),
- декларативные знания (declarative knowledge),
- умения и навыки (skills and know-how)
Коммуникативная компетенция (Communicative language competence), включает:
- лингвистический компонент (linguistic component - lexical, phonological, syntactical knowledge and skills),
- социолингвистический компонент (sociolinguistic component),
- прагматический компонент (pragmatic component - knowledge, existencial competence and skills and know-how relating to the linguistic system and its sociolinguistic variation).
Для формирования этих компетенций при обучении иностранным языкам хорошо работает метод проектов. На протяжении уже нескольких лет в своей работе я использую метод проектов на уроках и во внеурочной деятельности. Метод проектов широко использовался в России в 30-е годы и был незаслуженно забыт, т.к. не дал положительных результатов. Причин было несколько, но обсуждение их не является целью данной работы. Сегодня же метод проектов вновь используется, правда уже в обновленном виде. Сегодня методисты и учителя-практики осознанно стараются помочь проектам занять надлежащее место в школьной практике обучения иностранным языкам. Об этом говорит и тот факт, что ежегодно увеличивается число участников конкурсов проектных работ на иностранных языках различного уровня, включая и международные. Именно осмысление и применение этого метода в новой социально-культурной ситуации в свете требований к образованию на современной ступени общественного развития позволяет говорить о школьном проекте как о педагогической технологии, которая позволяет эффективно формировать компетенции учащихся и решать задачи личностно-ориентированного подхода в обучении подрастающего поколения.
Что представляет собой проектная методика обучения английскому языку в школе? Применительно к уроку иностранного языка, проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполненный учащимися комплекс мероприятий, завершением которого является презентация творческого, интеллектуального продукта. Проект ценен тем, что в ходе его выполнения, школьники учатся самостоятельно приобретать знания, решать поставленные задачи, получать опыт познавательной и учебной деятельности и, что очень важно, увеличивают свой словарный запас, расширяют свой кругозор, отрабатывают навыки письма и еще многие другие общеучебные навыки. Если раньше тематика проектов или исследовательских работ моих учеников была связана исключительно со странами изучаемого языка, или с Россией (и были ориентированы на сопоставление и сравнение событий, явлений, фактов из истории и жизни людей разных стран), то теперь они могут выбирать тему интересную им. Даже если тема проектной работы не соответствует изучаемым в курсе темам, то её презентацию – защиту можно провести в предметную неделю, на школьном конкурсе проектов или на кружке. Самые удачные по исполнению работы можно представить на окружных и городских конкурсах.
Итак, рассмотрим какие компетенции мы можем формировать на каждом этапе проектной или исследовательской работы.
Этап | Результат | Компетенции |
0. Создание поля выбора области исследования | аккумулирование и актуализация знаний в проблемных областях | Ценностно-мотивационный компонент (общеучебная компетенция) компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанной на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации, в том числе и внешкольных социокультурная комптенция |
1. Постановка исследовательского вопроса. Постановка целей и задач исследования. |
стратегическая компетенция общеучебная компетенция социолингвистическая компетенция |
|
2. Сбор информации о том, что уже известно по данной теме. | Анализ литературы, Систематизация знаний, выделение главного, отбрасывание несущественного. | учебно-познавательная компетенция |
3. Выдвижение гипотезы, построение модели. | компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности | |
4. Выбор методики исследования | Знания о методах и методиках, представления о допущениях данной методики и измеряемых параметрах | образовательная компетентностьстратегическая котентноть |
5. Получение результатов | Порождение эмпирического знания | компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельностиобразовательная компетенция |
6. Анализ результатов и получение ответа на поставленный вопрос | Порождение экспериментального знания | образовательная компетенция социокультурная компетенция |
7. Написание работы | языковая компетенция | |
8. Осмысление результатов относительно исходных задач и целей | Обобщение знания | образовательная компетентность |
9. Презентация знания | Знание о формах презентации | грамматическая (grammatical competence) или лингвистическая (linguistic) компетенция социолингвистическая компетенция (sociolonguistic competence) дискурсивная компетенция (discourse competence) социокультурная компетенция (sociocultural competence) |
Действительно, работа над проектом дает возможность учителю реализовать конкретно поставленные перед учеником задачи на данном этапе обучения иностранному языку (ориентируясь на уровень уже сформированных умений и навыков), привлечь знания из других областей (литература, география, история, страноведение и т.д.), внести творчество в образовательный процесс, а так же продолжить работу по формированию образовательной компетенции учащегося / учащихся.
Формирование образовательной компетенции учащегося очень важно, так как именно от уровня сформированности этой компетенции зависит насколько ценностным будет у ученика отношение к предмету и процессу образования в целом. От этого зависит и степень его овладения определенными компетенциями в той или иной предметной области, и интерес к содержанию и процессу учебной деятельности. Любой практикующий учитель знает, что именно образовательная компетенция обеспечивает мотивацию учащихся и развитие их креативности.
Деятельностная характеристика очень важна для общеучебной компетенции. Проектная методика предполагает, что деятельность учащегося основана на содержании изучаемого предмета, с одной стороны, и задачей развития общеучебных знаний и умений и переноса их на другие виды деятельности, с другой. В работе ученика над проектом процесс создания его собственной образовательной деятельности и обеспечения ее функционирования на всех этапах движения от задачи к воплощенному результату очевиден, может быть проконтролирован учителем и в итоге выражен в виде определенной компетентности. Содержание данного компонента включает содержание образования в рамках предметной и учебно-познавательной деятельности учащегося.
Социальный же компонент образовательной компетенции, обусловлен необходимостью представления способности и готовности школьников к включению в совместно-распределенную деятельность в образовательном процессе. Этому ученик учится и тогда, когда работает над индивидуальным проектом, и тем более если это групповой проект. Развитие социального компонента в проектной работе обеспечивает социальную адаптацию школьника как в процессе его деятельности в школе, так и развитие умений и навыков социализации для его деятельности в других сферах общения.
В процессе работы над проектом наравне с формированием целостной системы универсальных знаний, умений и навыков, мы также формируем навык самостоятельной
деятельности, инициативности и личной ответственности обучающихся, что ведет к саморазвитию.
На мой взгляд, все образовательные и воспитательные задачи, определенные для современной школы в разделе Иностранные языки могут быть реализованы в той или иной степени и через метод проектов.
Библиография.
- Зимняя И.А., Сахарова Т.Е. Проектная методика обучения английскому языку// Иностранные языки школе. – 1991 - № 3 – С.10 (С. 9 –15)
- Игнатьев В.В. и Крупенина М.В. На путях к методу проектов / Сборник 1930.
- Карпенко К.А., Королева Е.Л. и др.. Опыт организации учебно – исследовательской деятельности//Журнал «Исследовательская работа школьников» №1, 2002., С.130-134 .
- Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка//Иностранные языки в школе. – 2000.№1.
- Чечиль И. Метод проектов // Директор школы. – 1998. - № 3,4.