Это занятие в экологическом кружке позволяет расширить круг интересов учащихся, совместного их творчества, познание нового. История русской выхухоли является только частным случаем одной большой беды: ведь еще много видов животных и растений находятся на грани исчезновения и нуждаются в охране. Описание этого частного случая станет одним из кирпичиков, формирующих в сознании ребенка общую картину проблемной ситуации нашего времени. Обаятельность и необычный внешний вид сделают выхухоль превосходным средством для воспитания у детей позитивного восприятия природы и бережного к ней отношения.
Цель: Расширить представления детей о необходимости охраны животных.
Задачи:
- Познакомить детей с Красной книгой;
- Ознакомить детей со зверьком русская выхухоль, с её образом жизни, повадком и причиной сокращения его численности;
- Обучать работать в парах, группах;
- Развивать внимание и наблюдательность;
- Воспитывать у учащихся доброту, сострадание к животным.
Оборудование: Изображения выхухоля, текст о выхухоли, трафарет выхухоля, Красная книга.
Ход занятия
I. Орг. момент.
II. Беседа о Красной книге.
Учитель: Как вы думаете, почему эту книгу назвали именно красной книгой, а не желтой, синей?
Дети: Красный цвет – это значит внимание, стоп, не убивайте этих животных, не губите эти растения.
- Красный цвет – это сигнал опасности.
Учитель: Красная книга – не закон об охране природы, это лишь факты, собранные учеными о животных и растениях.
III. Введение новой темы «Русская выхухоль».
(На доске слово «выхухоль»)
(Создание проблемной ситуации).
Учитель: Вам знакомо это слово? Может где-то слышали, читали?
Дети: Нет.
Учитель: Ваши предположения.
(Ответы детей).
Учитель: Что нам нужно узнать?
(Ответы детей).
Физкультпауза.
IV. Работа с текстом о выхухоли. (Работа в парах).
(Текст из сайта www.ecosystema.ru). Решение проблемы.
- О каком животном вы узнали из текста?
- Где обитает выхухоль?
- Как звали ласково Выхухоль?
- Чем покрыто тело выхухоля?
- Чем служит ему хвост?
- Какого цвета у него мех?
- Чем питается выхухоль?
- В какой воде может жить русская выхухоль?
- Выхухоль включена в Красную книгу Российской Федерации?
- Почему стремительно сокращается численность этих необычных животных?
- Как вы думаете, что нужно делать, чтобы не исчезли с лица земли животные и растения?
Физкультминутка.
V. Творческая работа в группах.
Детям раздаются трафареты выхухоля для обводки, раскраски и дорисовки места его обитания.
(Презентация рисунков по группам)
VI. Итог занятия.
- Почему эта книга называется Красной?
- О каком животном мы сегодня узнали?
- Что интересного вы узнали о выхухоли?
- Понравился ли вам обаятельное и необычное животное русская выхухоль?
Постарайтесь, пребывая на природе, пользоваться правилом: прежде чем что-то сделать, подумайте, не навредите ли вы природе.
VII. Рефлексия.
- Если вам понравилось занятие, поднимите карточку с улыбающимся человечком. А если вам не понравилось, то с грустным лицом.
Спасибо за занятие. До свидания!
Литература:
- Информация из сайта www.ecosystema.ru
- Начальная школа № 6, 1998г., стр.38