Урок русского языка на краеведческом материале

Разделы: Русский язык, Литература


Цель урока: Проверить уровень сформированности умения практического применения орфограмм, изученных в разделе «Морфемика».

Задачи урока:

  1. Знать орфограммы, изученные в разделе «Морфемика».
  2. Владеть понятиями «морфема», «морфемный разбор».
  3. Демонстрировать знание орфограмм в практической деятельности (работа с текстом).
  4. Воспитать интерес к творчеству Омских поэтов; любовь к родной природе.

Тип урока: контроль и коррекция знаний.

Ход урока

I. Оргмомент.

II. Целеполагание.

– Сегодня на уроке мы с вами должны определить уровень вашей
теоретической и практической подготовки по теме «Морфемика».

– Прочитайте тему урока. Что конкретно мы будем сегодня повторять?

  1. морфемы, морфемный разбор,
  2. орфограммы, связанные с написанием морфем.

– Урок будет построен на материале стихотворений Тимофея Максимовича Белозерова о природе родного края... и назовём мы его «В родной моей сторонушке на краешке земли...» по первой строчке одного из стихотворений. Что вы знаете о Тимофее Белозерове? (Т.М. Белозёров – известный в России омский поэт, посвятивший своё творчество детям).

III. Фронтальная работа.

– Послушаем эпиграф к уроку.

Брожу среди некошеных полей,
Среди седых курганов величавых.
Мне по душе покорность ковылей,
Затерянных в цветущих буйных травах...
Т.М. Белозёров

–Сегодня мы будем говорить не просто о природе, а об особом отношении к ней. Какова основная мысль отрывка из стихотворения Т. Белозёрова? В каких словах она выражается? (любовь к родной природе чувствуется в словах «Мне по душе...»).

– Назовите слова, в которых морфемы могут иметь варианты. (Варианты корней: брожу – бродишь, некошеных – косить, цветущих – цвести,
величавых – великих).

– В морфеме (корне) какого слова есть беглый гласный?

Среди – середина

– В каких морфемах чередование звуков на письме не отражается? Брожу, полей, ковылей, цветущих.

– Назовите слова, которые не могут иметь окончания. Какой частью речи они являются? (вовсю, звонко – наречия).

III. Морфемный разбор слов. При разборе слова давать определения морфем.

– Назовите слово по морфемам. Окончание возьмите из слова стих-и, приставку из слова пере-читатъ, суффикс из слова птич-к-а, корень из слова лес-ной. Это слово прелески.

– Вспомним известное нам стихотворение, которое начинается с этого слова.

– Как оно называется? «Родина» (чтение стихотворения Т.М. Белозёрова учащимися).

Перелески да снега
Синие до боли,
Тёмно-синяя тайга
Окаймляет поле.
Деревенька вдалеке
В опояске тына,
Скотный двор в березняке,
На реке плотина.
Стрекотание сорок,
У крыльца солома,
И отеческий порог
Старенького дома.

морфемный разбор слов из этого стихотворения.

  • «О-каймл-я-ет» (кайма, каёмка, окаймить)
  • «Отеч-еск-ий» (отечество, отец, отчий, отчизна)- беглые гласные
  • «(В) берез-няк-е» (берёза, подберёзовик, берёзовый)

– Дайте определения окончанию, основе, приставке, суффиксу, корню.

– Какие орфограммы мы будем сегодня повторять? (Учащиеся называют виды орфограмм.)

IV. Работа по индивидуальным карточкам.

Карточка 1.

Прочитайте словосочетания и отрывки из стихотворений Т. Белозёрова. Выпишите слова с орфограммой «Буквы з-, с- на конце приставок» и обозначьте её. Сделайте выводы. Какие слова вы не выписали и почему?

Ра(з,с)правила крылья синица –
Ра(з,с)свет просыпать не годится.
«Сосна»

Ветром смяло, ра(з,с)качало
Заводь в бликах золотых,
В(з,с)бунтоваласъ у причала
Стая лодок номерных.
«Свежий ветер»

Бе(з,с)крайние просторы, (з,с)десь необычайно красиво, незабываемые ра(з,с)светы, бе(з,с)численные озёра, (з,с)дувает ветерком, (з,с)доровый воздух

Карточка 2.

Прочитайте словосочетания и отрывки из стихотворений Т. Белозёрова.

Запишите слова с пропущенными буквами и выделенные словосочетания, сделайте вывод о правописании корней -лаг-, -лож-; -рос-, -раст-. Выделите морфемы в словах под цифрой 2.

И хмурые степные валуны
Прорастают в тёмные курганы...
«И вот опять иду я в чисто поле...»

И я, устало глядя на дорогу
И подл..жив под голову ружьё,
Согрелся сам...
«Ночлег»

В густые зар..сли2 сохатый
Уходит, цел и невредим.
«Сохатый»

Выр..сли2 на лугу, распол..жились на холме, молоденький р..сток, выр..щенная пшеница, прил..гать усилия.

Карточка 3.

Прочитайте словосочетания и отрывки из стихотворений Т. Белозёрова. Выпишите слова с пропущенными буквами, сделайте вывод о правописании о, ё в корнях слов после шипящих. Перечислите все слова-исключения, какие вы знаете.

Не сравним ни с чем на свете
Летний ш..пот родных берёз.
«Мчится в солнечной ракете...»

Шум ветвей, и снова тишина
Ш..рохами, звуками полна.
«Перед грозой»

Буду сыт я ч..рствым хлебом с солью,
Буду пить из ч..рного ведра.
«Дума»

Щ..лканъе белки, вырастить крыж..вник, ш..коладного цвета, ч..ткие очертания.

Карточка 4.

Прочитайте словосочетания и отрывки из стихотворений Т. Белозёрова. Выпишите слова с пропущенными буквами, в которых после ц пишутся и, ы. Сделайте выводы. Какие слова вы не выписали и почему?

Нет слаще сибирских ранеток,
Когда их морозц.. побьют.
«Ранетки»

Со звёздами и серпиком луны
Река полна глубокой тишины,
И запоздалый белый теплоход
По ней в затон на ц.. почках идёт.
«Со звёздами и серпиком луны...»

Ц..кл стихотворений, оц..нить красоту берёз, коллекц..я бабочек, сестриц..н платок, и..тата из стихотворения, добрые традиц..и, ц..нтральная часть России.

Одновременно с выполнением индивидуальных заданий идёт работа классом.

Проверим, как вы усвоили названные орфограммы?

Игра «Четвёртый лишний»

1. Здесь 2. циновка 3. вырастить 4. шёлк 5. растение
Сделать цилиндр росла шёпот растрепали
Здание иена выращенный шомпол разрослась
здоровье цитрусовые росток жёлудь поросль

– составьте свою игру «Четвёртый лишний» или загадайте слово, которое мы должны назвать по морфемам.

V. Проверка индивидуальной работы у доски (выборочно). Учащиеся делают выводы.

VI. Проверка усвоения орфограмм с помощью тестов «Орфограммы в приставках и корнях».

1 вариант.

  1. В какой строчке во всех словах пропущена буква С:
    а) ..доровье, ра..смотреть, ра..гневанный;
    б) ..делать, ра..вет, бе..пощадный;
    в) в..кипела, ..дание, в..бежать;
    г) бе..заботный, ра..кинулась, ..беречь.

  2. В какой строчке во всех словах пропущена буква И:
    а) ц..новка, птенц.., лекц..я;
    б) синиц..н, дирекц..я, ц..трусовый;
    в) спец..и, ц..ган, ц..клон;
    г) дикц..я, ц..ркуль, делегац..я.

  3. В какой строчке во всех словах пропущена буква Ё:
    а) ж..лтый, ч..лка, ш..л;
    б) обж..ра, ч..ткий, ш..лковый;
    в) щ..лкать, крыж..вник, щ..тка;
    г) ч..порный, ш..рты, ж..лудь.

  4. В какой строчке все слова с чередующимися гласными в корне слова
    а) ср..щение, р..сток, р..са;
    б) осл..жнить, сл..жение, предл..гать;
    в) прил..гать, р..сток, р..сли;
    г) л..жный, сл..жить. р..стрепали.

2 вариант.

  1. В какой строчке во всех словах пропущена буква С:
    а) ни..вержение, ..доровый, ра..хождение;
    б) бе..духовный, бе..сердечный, во..раст;
    в) ра..цвет, ..дание, ра..путать;
    г) во..хождение, бе.смысленный, ..делать.

  2. В какой строчке во всех словах пропущена буква И:
    а) революц..я, дикц..я, ц..клон;
    б) ц..плёнок, отц.., репетиц..я;
    в) ц..ркуль, куриц..н, ц..ган;
    г) ц..ркач, молодц.., акац..я.

  3. В какой строчке во всех словах пропущена буква Ё:
    а) ш..рох, ш..пот, ж..рдочка;
    б) ш..в, ш..мпол, ч..рный;
    в) ч..рточка, ч..ткий, ч..лка;
    г) ш..лковый, ш..рты, капюш..н.

  4. В какой строчке все слова с чередующимися гласными в корне слова
    а) р..скошный, р..стение, сл..жение;
    б) предл..гать, сл..гать, отр..сль;
    в) зал..жить, предпол..жить, л..жный;
    г) р..са, р..сток, выр..щенный.

VII. Физкульминутка.

Поставьте руки на пояс, если данные пары слов являются однокоренными

Купаться – покупка –
Пылить – запылился +
Сырость – сыроватый +
Ранний – ранить –
Простой – просить –
Поклон – кланяться +
Гора – горе –
Дела – поделки +

Руки на плечи, если в слове есть приставка.

Растение –
Рас-топить +
О-топление +
Отец –
По-делка +
Подвиг –
Под-делка +

VIII. Работа с текстами стихотворений Т. Белозёрова.

– Послушаем отрывки из стихотворений Т.Белозёрова о природе родного края. Перед вами каждый из прослушанных текстов. Выберите понравившийся вам текст и выполните к нему задание.

I текст

Прочитайте, выпишите слова с орфограммами, изученными в разделе «Морфемика», обозначьте в них орфограммы. Найдите слово, соответствующее схеме. Если осталось время, выпишите слова с проверяемыми безударными гласными в корне.

Тишины, безветрия полны
Золотые солнечные дани...
Поседели листья бузины,
А плоды ещё краснее стали.
Мир лесов бескрайних и равнин,
Тихие рассветы и закаты...
«Тишины, безветрия полны...»

II текст

Прочитайте, выпишите слова с орфограммами, изученными в разделе «Морфемика», обозначьте в них орфограммы. Найдите слово, соответствующее схеме. Если осталось время, выпишите слова с проверяемыми согласными в корне.

Посидим да поглядим,
Как по дну овражка
Тихим облачком седым
Стелется ромашка.
Поглядим на дальний луг
С жёлтыми стогами.
Поглядим, как чёрный жук
Шевелит ногами
«Новое лукошко»

III текст

Прочитайте, выпишите слова с орфограммами, изученными в разделе «Морфемика», обозначьте в них орфограммы. Найдите слово, соответствующее схеме. Если осталось время, выпишите слово с уменьшительно-ласкательным суффиксом.

Струится дождь за капюшон плаща,
Молчат в кустах нахохленные птицы.
Осинничек над озером в пшенице
Стоит, листвой беззвучно трепеща.
«За городом»

IX. Пунктуационный разбор предложения

Синицы радостно снуют, и воробьи пируют.

X. Домашнее задание

Стр. 183, упр. 455.

XI. В заключение урока послушаем строки из стихотворения Т. Белозёрова

Я богат! Я всё ещё богат
Светом звёзд на синем небосклоне,
Золотыми бликами в затоне,
Ветерком, подувшим наугад…
«О себе»

Назовите слово, в котором два корня (неб-о-с-клон-е).

Обратите внимание на слово «затон». Мы сегодня встречали слово «заводь». Оба эти слова обозначают «речной залив» Как называются такие слова (синонимы).

О каком богатстве идёт речь в этом отрывке? (У поэта есть родина, родная земля, поэтому он считает себя богатым)