Цель урока: Проверить уровень сформированности умения практического применения орфограмм, изученных в разделе «Морфемика».
Задачи урока:
- Знать орфограммы, изученные в разделе «Морфемика».
- Владеть понятиями «морфема», «морфемный разбор».
- Демонстрировать знание орфограмм в практической деятельности (работа с текстом).
- Воспитать интерес к творчеству Омских поэтов; любовь к родной природе.
Тип урока: контроль и коррекция знаний.
Ход урока
I. Оргмомент.
II. Целеполагание.
– Сегодня на уроке мы с вами должны определить уровень вашей
теоретической и практической подготовки по теме «Морфемика».
– Прочитайте тему урока. Что конкретно мы будем сегодня повторять?
- морфемы, морфемный разбор,
- орфограммы, связанные с написанием морфем.
– Урок будет построен на материале стихотворений Тимофея Максимовича Белозерова о природе родного края... и назовём мы его «В родной моей сторонушке на краешке земли...» по первой строчке одного из стихотворений. Что вы знаете о Тимофее Белозерове? (Т.М. Белозёров – известный в России омский поэт, посвятивший своё творчество детям).
III. Фронтальная работа.
– Послушаем эпиграф к уроку.
Брожу среди некошеных полей,
Среди седых курганов величавых.
Мне по душе покорность ковылей,
Затерянных в цветущих буйных травах...
Т.М. Белозёров
–Сегодня мы будем говорить не просто о природе, а об особом отношении к ней. Какова основная мысль отрывка из стихотворения Т. Белозёрова? В каких словах она выражается? (любовь к родной природе чувствуется в словах «Мне по душе...»).
– Назовите слова, в которых морфемы могут иметь варианты. (Варианты
корней: брожу – бродишь, некошеных – косить, цветущих – цвести,
величавых – великих).
– В морфеме (корне) какого слова есть беглый гласный?
Среди – середина
– В каких морфемах чередование звуков на письме не отражается? Брожу, полей, ковылей, цветущих.
– Назовите слова, которые не могут иметь окончания. Какой частью речи они являются? (вовсю, звонко – наречия).
III. Морфемный разбор слов. При разборе слова давать определения морфем.
– Назовите слово по морфемам. Окончание возьмите из слова стих-и, приставку из слова пере-читатъ, суффикс из слова птич-к-а, корень из слова лес-ной. Это слово прелески.
– Вспомним известное нам стихотворение, которое начинается с этого слова.
– Как оно называется? «Родина» (чтение стихотворения Т.М. Белозёрова учащимися).
Перелески да снега
Синие до боли,
Тёмно-синяя тайга
Окаймляет поле.
Деревенька вдалеке
В опояске тына,
Скотный двор в березняке,
На реке плотина.
Стрекотание сорок,
У крыльца солома,
И отеческий порог
Старенького дома.
морфемный разбор слов из этого стихотворения.
- «О-каймл-я-ет» (кайма, каёмка, окаймить)
- «Отеч-еск-ий» (отечество, отец, отчий, отчизна)- беглые гласные
- «(В) берез-няк-е» (берёза, подберёзовик, берёзовый)
– Дайте определения окончанию, основе, приставке, суффиксу, корню.
– Какие орфограммы мы будем сегодня повторять? (Учащиеся называют виды орфограмм.)
IV. Работа по индивидуальным карточкам.
Карточка 1.
Прочитайте словосочетания и отрывки из стихотворений Т. Белозёрова. Выпишите слова с орфограммой «Буквы з-, с- на конце приставок» и обозначьте её. Сделайте выводы. Какие слова вы не выписали и почему?
Ра(з,с)правила крылья синица –
Ра(з,с)свет просыпать не годится.
«Сосна»
Ветром смяло, ра(з,с)качало
Заводь в бликах золотых,
В(з,с)бунтоваласъ у причала
Стая лодок номерных.
«Свежий ветер»
Бе(з,с)крайние просторы, (з,с)десь необычайно красиво, незабываемые ра(з,с)светы, бе(з,с)численные озёра, (з,с)дувает ветерком, (з,с)доровый воздух
Карточка 2.
Прочитайте словосочетания и отрывки из стихотворений Т. Белозёрова.
Запишите слова с пропущенными буквами и выделенные словосочетания, сделайте вывод о правописании корней -лаг-, -лож-; -рос-, -раст-. Выделите морфемы в словах под цифрой 2.
И хмурые степные валуны
Прорастают в тёмные курганы...
«И вот опять иду я в чисто поле...»
И я, устало глядя на дорогу
И подл..жив под голову ружьё,
Согрелся сам...
«Ночлег»
В густые зар..сли2 сохатый
Уходит, цел и невредим.
«Сохатый»Выр..сли2 на лугу, распол..жились на холме, молоденький р..сток, выр..щенная пшеница, прил..гать усилия.
Карточка 3.
Прочитайте словосочетания и отрывки из стихотворений Т. Белозёрова. Выпишите слова с пропущенными буквами, сделайте вывод о правописании о, ё в корнях слов после шипящих. Перечислите все слова-исключения, какие вы знаете.
Не сравним ни с чем на свете
Летний ш..пот родных берёз.
«Мчится в солнечной ракете...»
Шум ветвей, и снова тишина
Ш..рохами, звуками полна.
«Перед грозой»
Буду сыт я ч..рствым хлебом с солью,
Буду пить из ч..рного ведра.
«Дума»Щ..лканъе белки, вырастить крыж..вник, ш..коладного цвета, ч..ткие очертания.
Карточка 4.
Прочитайте словосочетания и отрывки из стихотворений Т. Белозёрова. Выпишите слова с пропущенными буквами, в которых после ц пишутся и, ы. Сделайте выводы. Какие слова вы не выписали и почему?
Нет слаще сибирских ранеток,
Когда их морозц.. побьют.
«Ранетки»
Со звёздами и серпиком луны
Река полна глубокой тишины,
И запоздалый белый теплоход
По ней в затон на ц.. почках идёт.
«Со звёздами и серпиком луны...»Ц..кл стихотворений, оц..нить красоту берёз, коллекц..я бабочек, сестриц..н платок, и..тата из стихотворения, добрые традиц..и, ц..нтральная часть России.
Одновременно с выполнением индивидуальных заданий идёт работа классом.
Проверим, как вы усвоили названные орфограммы?
Игра «Четвёртый лишний»
1. Здесь | 2. циновка | 3. вырастить | 4. шёлк | 5. растение |
Сделать | цилиндр | росла | шёпот | растрепали |
Здание | иена | выращенный | шомпол | разрослась |
здоровье | цитрусовые | росток | жёлудь | поросль |
– составьте свою игру «Четвёртый лишний» или загадайте слово, которое мы должны назвать по морфемам.
V. Проверка индивидуальной работы у доски (выборочно). Учащиеся делают выводы.
VI. Проверка усвоения орфограмм с помощью тестов «Орфограммы в приставках и корнях».
1 вариант.
-
В какой строчке во всех словах пропущена буква С:
а) ..доровье, ра..смотреть, ра..гневанный;
б) ..делать, ра..вет, бе..пощадный;
в) в..кипела, ..дание, в..бежать;
г) бе..заботный, ра..кинулась, ..беречь. -
В какой строчке во всех словах пропущена буква И:
а) ц..новка, птенц.., лекц..я;
б) синиц..н, дирекц..я, ц..трусовый;
в) спец..и, ц..ган, ц..клон;
г) дикц..я, ц..ркуль, делегац..я. -
В какой строчке во всех словах пропущена буква Ё:
а) ж..лтый, ч..лка, ш..л;
б) обж..ра, ч..ткий, ш..лковый;
в) щ..лкать, крыж..вник, щ..тка;
г) ч..порный, ш..рты, ж..лудь. -
В какой строчке все слова с чередующимися гласными в корне слова
а) ср..щение, р..сток, р..са;
б) осл..жнить, сл..жение, предл..гать;
в) прил..гать, р..сток, р..сли;
г) л..жный, сл..жить. р..стрепали.
2 вариант.
-
В какой строчке во всех словах пропущена буква С:
а) ни..вержение, ..доровый, ра..хождение;
б) бе..духовный, бе..сердечный, во..раст;
в) ра..цвет, ..дание, ра..путать;
г) во..хождение, бе.смысленный, ..делать. -
В какой строчке во всех словах пропущена буква И:
а) революц..я, дикц..я, ц..клон;
б) ц..плёнок, отц.., репетиц..я;
в) ц..ркуль, куриц..н, ц..ган;
г) ц..ркач, молодц.., акац..я. -
В какой строчке во всех словах пропущена буква Ё:
а) ш..рох, ш..пот, ж..рдочка;
б) ш..в, ш..мпол, ч..рный;
в) ч..рточка, ч..ткий, ч..лка;
г) ш..лковый, ш..рты, капюш..н. - В какой строчке все слова с чередующимися гласными в корне слова
а) р..скошный, р..стение, сл..жение;
б) предл..гать, сл..гать, отр..сль;
в) зал..жить, предпол..жить, л..жный;
г) р..са, р..сток, выр..щенный.
VII. Физкульминутка.
Поставьте руки на пояс, если данные пары слов являются однокоренными
Купаться – покупка –
Пылить – запылился +
Сырость – сыроватый +
Ранний – ранить –
Простой – просить –
Поклон – кланяться +
Гора – горе –
Дела – поделки +
Руки на плечи, если в слове есть приставка.
Растение –
Рас-топить +
О-топление +
Отец –
По-делка +
Подвиг –
Под-делка +
VIII. Работа с текстами стихотворений Т. Белозёрова.
– Послушаем отрывки из стихотворений Т.Белозёрова о природе родного края. Перед вами каждый из прослушанных текстов. Выберите понравившийся вам текст и выполните к нему задание.
I текст
Прочитайте, выпишите слова с орфограммами, изученными в разделе «Морфемика», обозначьте в них орфограммы. Найдите слово, соответствующее схеме. Если осталось время, выпишите слова с проверяемыми безударными гласными в корне.
Тишины, безветрия полны
Золотые солнечные дани...
Поседели листья бузины,
А плоды ещё краснее стали.
Мир лесов бескрайних и равнин,
Тихие рассветы и закаты...
«Тишины, безветрия полны...»
II текст
Прочитайте, выпишите слова с орфограммами, изученными в разделе «Морфемика», обозначьте в них орфограммы. Найдите слово, соответствующее схеме. Если осталось время, выпишите слова с проверяемыми согласными в корне.
Посидим да поглядим,
Как по дну овражка
Тихим облачком седым
Стелется ромашка.
Поглядим на дальний луг
С жёлтыми стогами.
Поглядим, как чёрный жук
Шевелит ногами
«Новое лукошко»
III текст
Прочитайте, выпишите слова с орфограммами, изученными в разделе «Морфемика», обозначьте в них орфограммы. Найдите слово, соответствующее схеме. Если осталось время, выпишите слово с уменьшительно-ласкательным суффиксом.
Струится дождь за капюшон плаща,
Молчат в кустах нахохленные птицы.
Осинничек над озером в пшенице
Стоит, листвой беззвучно трепеща.
«За городом»
IX. Пунктуационный разбор предложения
Синицы радостно снуют, и воробьи пируют.
X. Домашнее задание
Стр. 183, упр. 455.
XI. В заключение урока послушаем строки из стихотворения Т. Белозёрова
Я богат! Я всё ещё богат
Светом звёзд на синем небосклоне,
Золотыми бликами в затоне,
Ветерком, подувшим наугад…
«О себе»
– Назовите слово, в котором два корня (неб-о-с-клон-е).
Обратите внимание на слово «затон». Мы сегодня встречали слово «заводь». Оба эти слова обозначают «речной залив» Как называются такие слова (синонимы).
О каком богатстве идёт речь в этом отрывке? (У поэта есть родина, родная земля, поэтому он считает себя богатым)