«Природа добра, щедра, но …беззащитна. Её богатства – в наших руках. И пользуясь ими, мало платить родной природе любовью к ней: надо беречь и приумножать ее богатства.»
Н.В. Усенко [7]
Цели:
- Формирование исследовательских навыков в поиске, анализе явлений природы, человеческой деятельности.
- Формирование умений прогнозирования по имеющимся данным.
- Дальнейшее формирование навыков самостоятельной работы и познавательной деятельности.
Задачи: Научиться обрабатывать и обобщать полученную информацию в результате проведенных опытов. Научить учащихся переходить от наглядно-образного мышления к теоретическому
Учебные материалы: Учебник окружающего мира, карточки, схемы, презентация.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
Учитель. Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами на уроке продолжим работу по теме «Вещество необходимое для жизни». Но сегодня, мы будем учиться обрабатывать и обобщать полученную информацию в результате проведенных опытов. Но прежде чем приступить к нашим изучениям, давайте отгадаем, о каком веществе пойдет речь.
- На интерактивной доске высвечивается схема букв.
Возьмите листочки, зачеркните на них простым карандашом буквы, которые повторяются.
- Листок с буквами КРПДВТПОДРДКАТ лежит у каждого ученика на парте.
– О каком веществе пойдет речь на сегодняшнем уроке?
Дети. О воде.
У. Правильно ребята. Сегодня мы с вами будем очень много говорить о воде, вспоминать ранее изученное о воде.
Путешествуя по суше, мы познакомились с разными ее формами: равниной, холмом, горой, оврагом, пропастью. Но большая часть земной поверхности покрыта водой. Как называются водоемы, о которых я сейчас буду говорить:
- Самые большие водоёмы на Земле? (океаны)
- Части океанов, примыкающие к суше? (моря)
- Какая вода на вкус в океанах и морях? (солёная)
- Какая вода в реках? (пресная)
III. Постановка учебной задачи.
У. Мы много уже с вами говорили о воде, но что с ней происходит, почему это происходит и как нам предстоит узнать.
Разгадайте, о каком веществе я говорю сейчас.
Собрались ребятишки –
Сестрёнки и братишки:
Градинка, снежинка,
Льдинка и росинка,
Тёплая дождинка,
Пар-невидимка.
Д. О воде.
У. Правильно ребята и это то же все о воде. Вода – самая удивительная жидкость на Земле. Нет конца ее превращениям. Например, летом на вершине горы она в твердом состоянии, в виде снега и льда. При таянии становится жидкой, образуя горный ручей или реку. Испаряясь, она наполняет воздух невидимым водяным паром. [6]
В течение года вода постоянно переходит из одного состояния в другое. Такие превращения воды называются процессами. [6]
IV. Построение проекта выхода из затруднения.
У. Давайте представим, что мы сегодня с вами находимся в лаборатории по исследованию воды. Мы исследователи. Дома вы исследовали воду, каждый это делал сам по памятке, которую ему вручил исследователи прошлого урока. И вот сейчас мы будем учиться обрабатывать и обобщать полученную информацию в результате проведенных опытов. Памятка выданная на прошлом уроке. [4]
Памятка к проведению исследовательской работы дома (наблюдение, опыт)
Опыт 1. Процесс замерзания
- Приготовь своё рабочее место к работе.
- Положи в левую сторону исследуемый предмет, а в правую сторону приборы для исследования.
- Налей воду в формочку и поставь в морозильную камеру. Наблюдай за происходящим процессом.
Опыт 2. Процесс испарения
- Приготовь своё рабочее место к работе.
- Положи в левую сторону исследуемый предмет, а правую сторону приборы для исследования.
- Налей воды в блюдце и поставь в тёплое место.
- Наблюдай за происходящим процессом.
Опыт 3
- Приготовь своё рабочее место к работе
- Положи в левую сторону исследуемый предмет, а в правую сторону приборы для исследования.
- Налей в чайник солёную воду, доведи до кипения. Сковороду со снегом поставь над кипящего чайника , а под ней поставь тарелку.
- Наблюдай, что происходит. Попробуй на вкус капельки.
- Сделай свои выводы.
Домашнее задание
|
У. Выполнив опыты дома, закончи начатое объяснение. [приложение]
Опыт 1.
Я измерил (а) температуру воды и налил (а) ее в формочку. Поставил(а) ее и морозильную камеру Наблюдая за водой я увидел(а) , …..
Я налил(а) воду в сосуд и положил(а) в морозильную камеру. Наблюдая за водой в сосуде я увидел(а), …
У. Так что же произошло с водой, сделайте вывод.
Д. Превращение воды в твердое состояние, в виде снега и льда – называется процессом замерзания. Вода замерзает при температуре 0 градусов... Он занимает больший объем, чем вода.
Опыт 1.
Взяв блюдце я налил(а) немного воды и поставил(а) в теплое место. Наблюдая за водой я увидел(а), что вода …
Опыт 2.
Налью в чайник соленую воду, доведу ее до кипения. Поместил(а) сковороду со снегом и льдом над носиком кипящего чайника, а под ней поставил(а) тарелку. Попробовал(а) на вкус капельки, которые стекли в тарелку. Они …
У. А что сейчас произошло с водой, сделайте вывод.
Д. Водяной пар – это процесс испарения воды. Водяной пар не виден. Вода в облаках над морями соленая.
У. Вот вы и исследовали несколько процессов воды. А сейчас мы с вами исследуем вместе еще одно свойство воды. Возьмите все памятку и прочитайте ее.
Свойства льда
- Приготовь своё рабочее место к работе.
- Положи в левую сторону исследуемый предмет, а в правую сторону приборы для исследования.
- Начиная проводить опыт, подвинь к себе прибор для исследования, налей в него воды и опусти исследуемый предмет.
- Наблюдай за предметом.
У. Проведя опыт, что вы увидели?
Д. Мы увидели, что лед стал плавать на поверхности воды.
У. Какой вывод можно сделать?
Д. Лед легче воды
У. А что же пишут нам исследователи.
- «Самая крупная градина, массой более килограмма, выпала в Бангладеш 14 апреля 1986 году.
- Самые крупные капли дождя, размером почти 10 мм, выпали в США 17 августа 1953 году.
- Самый долгий дождь шёл в Индии почти целый год: с 12 августа 1960 г. По 31 июля 1961 года». [1]
V. Первичное закрепление.
- Коллективная работа.(запись на интерактивной доске и в тетради по образцу) [5]
VI. Включение в систему знаний.
- Индивидуальная работа в тетрадях.
– Рассмотри рисунки. Подпиши состояния воды (Жидкое, газообразное, твердое)
– Как при испарении изменяется расстояние между молекулами воды и их движение?
– Что надо изменить, чтобы вода превратилась в лёд?
- Самостоятельная работа с проверкой по эталону.
Разгадай кроссворд «Процессы»
- Этот процесс помогает мне стать невидимкой. (испарение)
- При этом процессе я становлюсь белой. (замерзание)
- Мне грустно терять свою твердость из-за этого процесса. (таяние)
- Этот процесс помогает мне пролиться дождём. (конденсация)
- ? (кипение)
VII. Рефлексия деятельности.
- Самооценка деятельности и подведение итогов.
- Какие процессы воды были исследованы?
- Что мы называем испарением воды?
- Что мы называем замерзанием воды?
- Что мы называем конденсацией?
Приложение
VIII. Домашнее задание.
У. Впишите в карточку, что вы узнали о воде.
- Запиши, что ты узнал о воде.
Список литературы:
- Авторский коллектив: Немченко Э.К., Титаренко А.М., Садовниченко Ю.А., Мешкова О.В., Жемеров А.О. 6 Новейший полный справочник школьника. Естественные науки/ Под ред. Т.И. Максимовой.- М.:Эксмо, 2008.- 576 с.
- Плешаков А.А. Зеленый дом. Методическое пособие для учителя начальных классов. – М.: Просвещение, 1997.
- Поглазова О.П. Окружающий мир : учебник – тетрадь для 2 кл. общеобразовательных учреждений . – 7-е изд.- Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2006.-80 с
- Поглазова О.П. Окружающий мир: учебник-тетрадь для 3 кл. четырехлетней начальной школы. Смоленск, Издательство «Ассоциация XXI век», 2003.-64 с.
- Постникова Е.А. Основы естественнонаучных и сельскохозяйственных знаний: Методическое пособие для учителя: Поурочные разработки: 1-2 классы. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 208 с.
- Сладович Анн Занимательный атлас – «Моря и океаны»:Издательство Атлас, 2007. 28 с.
- Усенко Н.В. Тропинка в лес: рассказы об амурской природе :Издательский дом «Приамурские ведомости», 2005. 204 с.