Вещество, необходимое для жизни: «Замерзнет или испарится?»

Разделы: Начальная школа


«Природа добра, щедра, но …беззащитна. Её богатства – в наших руках. И пользуясь ими, мало платить родной природе любовью к ней: надо беречь и приумножать ее богатства.»
Н.В. Усенко [7]

Цели:

  • Формирование исследовательских навыков в поиске, анализе явлений природы, человеческой деятельности.
  • Формирование умений прогнозирования по имеющимся данным.
  • Дальнейшее формирование навыков самостоятельной работы и познавательной деятельности.

Задачи: Научиться обрабатывать и обобщать полученную информацию в результате проведенных опытов. Научить учащихся переходить от наглядно-образного мышления к теоретическому

Учебные материалы: Учебник окружающего мира, карточки, схемы, презентация.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

Учитель. Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами на уроке продолжим работу по теме «Вещество необходимое для жизни». Но сегодня, мы будем учиться обрабатывать и обобщать полученную информацию в результате проведенных опытов. Но прежде чем приступить к нашим изучениям, давайте отгадаем, о каком веществе пойдет речь.

  • На интерактивной доске высвечивается схема букв.

Возьмите листочки, зачеркните на них простым карандашом буквы, которые повторяются.

  • Листок с буквами КРПДВТПОДРДКАТ лежит у каждого ученика на парте.

– О каком веществе пойдет речь на сегодняшнем уроке?

Дети. О воде.

У. Правильно ребята. Сегодня мы с вами будем очень много говорить о воде, вспоминать ранее изученное о воде.

Путешествуя по суше, мы познакомились с разными ее формами: равниной, холмом, горой, оврагом, пропастью. Но большая часть земной поверхности покрыта водой. Как называются водоемы, о которых я сейчас буду говорить:

  • Самые большие водоёмы на Земле? (океаны)
  • Части океанов, примыкающие к суше? (моря)
  • Какая вода на вкус в океанах и морях? (солёная)
  • Какая вода в реках? (пресная)

III. Постановка учебной задачи.

У. Мы много уже с вами говорили о воде, но что с ней происходит, почему это происходит и как нам предстоит узнать.

Разгадайте, о каком веществе я говорю сейчас.

Собрались ребятишки –
Сестрёнки и братишки:
Градинка, снежинка,
Льдинка и росинка,
Тёплая дождинка,
Пар-невидимка.

Д. О воде.

У. Правильно ребята и это то же все о воде. Вода – самая удивительная жидкость на Земле. Нет конца ее превращениям. Например, летом на вершине горы она в твердом состоянии, в виде снега и льда. При таянии становится жидкой, образуя горный ручей или реку. Испаряясь, она наполняет воздух невидимым водяным паром. [6]

В течение года вода постоянно переходит из одного состояния в другое. Такие превращения воды называются процессами. [6]

IV. Построение проекта выхода из затруднения.

У. Давайте представим, что мы сегодня с вами находимся в лаборатории по исследованию воды. Мы исследователи. Дома вы исследовали воду, каждый это делал сам по памятке, которую ему вручил исследователи прошлого урока. И вот сейчас мы будем учиться обрабатывать и обобщать полученную информацию в результате проведенных опытов. Памятка выданная на прошлом уроке. [4]

Памятка к проведению исследовательской работы дома (наблюдение, опыт)

Опыт 1. Процесс замерзания

  1. Приготовь своё рабочее место к работе.
  2. Положи в левую сторону исследуемый предмет, а в правую сторону приборы для исследования.
  3. Налей воду в формочку и поставь в морозильную камеру. Наблюдай за происходящим процессом.

Опыт 2. Процесс испарения

  1. Приготовь своё рабочее место к работе.
  2. Положи в левую сторону исследуемый предмет, а правую сторону приборы для исследования.
  3. Налей воды в блюдце и поставь в тёплое место.
  4. Наблюдай за происходящим процессом.

Опыт 3

  1. Приготовь своё рабочее место к работе
  2. Положи в левую сторону исследуемый предмет, а в правую сторону приборы для исследования.
  3. Налей в чайник солёную воду, доведи до кипения. Сковороду со снегом поставь над кипящего чайника , а под ней поставь тарелку.
  4. Наблюдай, что происходит. Попробуй на вкус капельки.
  5. Сделай свои выводы. 
Домашнее задание
  1. Исследуй процесс замерзания воды.
    Опыт 1. Замерзание воды.
  2. Исследуй процесс испарения воды.
    Опыт 1. Водяной пар.
    Опыт 2. Соленость воды.

У. Выполнив опыты дома, закончи начатое объяснение. [приложение]

Опыт 1.

Я измерил (а) температуру воды и налил (а) ее в формочку. Поставил(а) ее и морозильную камеру Наблюдая за водой я увидел(а) , …..

Я налил(а) воду в сосуд и положил(а) в морозильную камеру. Наблюдая за водой в сосуде я увидел(а), …

 

У. Так что же произошло с водой, сделайте вывод.

Д. Превращение воды в твердое состояние, в виде снега и льда – называется процессом замерзания. Вода замерзает при температуре 0 градусов... Он занимает больший объем, чем вода.

Опыт 1.

Взяв блюдце я налил(а) немного воды и поставил(а) в теплое место. Наблюдая за водой я увидел(а), что вода …

Опыт 2.

Налью в чайник соленую воду, доведу ее до кипения. Поместил(а) сковороду со снегом и льдом над носиком кипящего чайника, а под ней поставил(а) тарелку. Попробовал(а) на вкус капельки, которые стекли в тарелку. Они …

У. А что сейчас произошло с водой, сделайте вывод.

Д. Водяной пар – это процесс испарения воды. Водяной пар не виден. Вода в облаках над морями соленая.

У. Вот вы и исследовали несколько процессов воды. А сейчас мы с вами исследуем вместе еще одно свойство воды. Возьмите все памятку и прочитайте ее.

Свойства льда

  1. Приготовь своё рабочее место к работе.
  2. Положи в левую сторону исследуемый предмет, а в правую сторону приборы для исследования.
  3. Начиная проводить опыт, подвинь к себе прибор для исследования, налей в него воды и опусти исследуемый предмет.
  4. Наблюдай за предметом.

У. Проведя опыт, что вы увидели?

Д. Мы увидели, что лед стал плавать на поверхности воды.

У. Какой вывод можно сделать?

Д. Лед легче воды

У. А что же пишут нам исследователи.

  • «Самая крупная градина, массой более килограмма, выпала в Бангладеш 14 апреля 1986 году.
  • Самые крупные капли дождя, размером почти 10 мм, выпали в США 17 августа 1953 году.
  • Самый долгий дождь шёл в Индии почти целый год: с 12 августа 1960 г. По 31 июля 1961 года». [1]

V. Первичное закрепление.

  • Коллективная работа.(запись на интерактивной доске и в тетради по образцу) [5]

VI. Включение в систему знаний.

  • Индивидуальная работа в тетрадях.

– Рассмотри рисунки. Подпиши состояния воды (Жидкое, газообразное, твердое)

– Как при испарении изменяется расстояние между молекулами воды и их движение?

– Что надо изменить, чтобы вода превратилась в лёд?

  • Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

Разгадай кроссворд «Процессы»

  1. Этот процесс помогает мне стать невидимкой. (испарение)
  2. При этом процессе я становлюсь белой. (замерзание)
  3. Мне грустно терять свою твердость из-за этого процесса. (таяние)
  4. Этот процесс помогает мне пролиться дождём. (конденсация)
  5. ? (кипение)

VII. Рефлексия деятельности.

  • Самооценка деятельности и подведение итогов.
  • Какие процессы воды были исследованы?
  • Что мы называем испарением воды?
  • Что мы называем замерзанием воды?
  • Что мы называем конденсацией?

Приложение

VIII. Домашнее задание.

У. Впишите в карточку, что вы узнали о воде.

  • Запиши, что ты узнал о воде.

Список литературы:

  1. Авторский коллектив: Немченко Э.К., Титаренко А.М., Садовниченко Ю.А., Мешкова О.В., Жемеров А.О. 6 Новейший полный справочник школьника. Естественные науки/ Под ред. Т.И. Максимовой.- М.:Эксмо, 2008.- 576 с.
  2. Плешаков А.А. Зеленый дом. Методическое пособие для учителя начальных классов. – М.: Просвещение, 1997.
  3. Поглазова О.П. Окружающий мир : учебник – тетрадь для 2 кл. общеобразовательных учреждений . – 7-е изд.- Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2006.-80 с
  4. Поглазова О.П. Окружающий мир: учебник-тетрадь для 3 кл. четырехлетней начальной школы. Смоленск, Издательство «Ассоциация XXI век», 2003.-64 с.
  5. Постникова Е.А. Основы естественнонаучных и сельскохозяйственных знаний: Методическое пособие для учителя: Поурочные разработки: 1-2 классы. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 208 с.
  6. Сладович Анн Занимательный атлас – «Моря и океаны»:Издательство Атлас, 2007. 28 с.
  7. Усенко Н.В. Тропинка в лес: рассказы об амурской природе :Издательский дом «Приамурские ведомости», 2005. 204 с.