Чтобы воспитать в учениках смелость ума, вселить в них радость сотворчества, учитель должен создать такие условия, чтобы искорки детских мыслей образовали царство мыслей, в котором ученики почувствовали бы себя властелинами».
Ш.А. Амоношвили
Цели и задачи урока ставят сами учащиеся:
- Уметь записывать свойства деления с помощью переменных.
- Давать определения понятиям.
- Принимать обоснованные решения.
- Правильно, чётко выражать мысль.
- Наблюдать, искать, рассуждать.
- Развивать логическое мышление,творческие способности.
Ход урока
I. Организационный момент.
– Посмотрели друг на друга,подарили улыбки друг другу.
– Массаж для пальцев и ладоней рук
II. Устный счёт:
Учащиеся называют примеры на деление, и показывают ответ на пальчиках.
– А сейчас, ребята, положите руки на парту, а на руки голову, закройте глаза, соберитесь с мыслями, почувствуйте себя властелинами – мы переносимся в сказку. /пауза/
– Открыли глаза, посмотрели на экран.
/На экране иллюстрация из поэмы А. С. Пушкина «Руслан и Людмила»./
III. Беседа по иллюстрации:
– Из какого произведения эта иллюстрация?
– Кто прочтёт начало данного произведения?
IV. Дети читают наизусть:
«У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём, и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом:
Идёт… .»
– Достаточно! Посмотрели на экран.
/На экране задание: «При каком значении x верно каждое равенство?»:/
/Задание выполняют в тетрадях и у доски с объяснением/
х : 1 = 1 : х / Левая часть равна правой лишь в одном случае, когда х равен 1/
0 : х = 0 : х /Левая часть будет равна правой части при любом значении x, кроме 0/
0 : х = 1 : х /Ни при каком значении x левая часть не может быть равна правой/
– Молодцы! А теперь нужно закончить данный отрывок:
«Идёт направо – песнь заводит,
Налево – сказку говорит.»
/На экране снова показываю иллюстрацию/
– Итак, посмотрите внимательно на экран. Какие сказки кот говорит? С каждой новой сказкой – новое задание.
«Через леса, через моря
Колдун несёт богатыря.»
На экране задание: Вместо x поставить такое число, чтобы равенство было верным: (16 : х) : 300 = 0
Определить порядок действий и выполнить задание /по выбору/
а) 0: 2 412 + 476 * 1 – 78 : 1 + 354 * 0 =
б) (678 – 125 * 5 + 781 * 0 ) * 1 =
На экране снова иллюстрация к произведению «Руслан и Людмила»
– Итак, вы – властелины. Ищите сказки.
«Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей.»
– Хорошо. Послушайте внимательно и выполните следующее задание: «Это ложные или истинные высказывания?»
- Следы зайца больше следов медведя.
- Лиса живёт в берлоге.
- Белка грибы и орешки на зиму запасает.
- Все птицы остаются на зиму.
– Докажите.
– Какие птицы остаются на зиму?
– Как нужно помогать птицам зимой?
V. Самостоятельная работа.
– Верно ли высказывание?
- 16 меньше 160
- 3 * 9 больше 9 * 3
- 5 д. 6 ед. равно 56 ед.
- 137 меньше 98
– Возвращаемся к иллюстрации. Какие ещё вы сказки знаете ?
«Там ступа с Бабою Ягой
Идёт, бредёт сама собой».
* * *
«И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных
И с ними дядька их морской».
VI. Физминутка.
– Взяли морские камушки и делаем массаж пальчикам и ладошкам рук.
– А теперь представьте, что вы на море:
«Поплаваем» (Движение руками и поворот туловища сначала в одну сторону, а потом в другую сторону.)
«Поныряем» (Плавные движения головой и шеей)
«Поищем друг друга» (Упражнения для глаз: вверх, вниз, вправо, влево).
– Отдохнули? Продолжаем работу.
VII. Работа в паре:
На экране задание: решить двумя способами:
- (16 + 12 ) : 4
- (28 + 56 ) : 7
- (17 + 19 ) : 6
(Доказать,какие выражения решаются двумя способами и почему)
Снова внимательно смотрим на иллюстрацию:
«В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит»
* * *
«Избушка там на курьих ножках
Стоит баз окон, без дверей.»
– Подумайте,из каких геометрических фигур состоит избушка?
– Изобразите на чертеже.Докажите.
– Что такое прямоугольник, треугольник?
Дети изображают избушку из прямоугольника и треугольника
– А теперь вспомните – что такое параллелепипед?
/На экране фигура параллелепипеда,имеющая длину 4 см , ширину 3 см, высоту 2 см/
– Найдите объём данной фигуры двумя способами:
- Площадь основания умножить на высоту.
- Умножить длину на ширину и на высоту.
(Коллективная работа).
На экране портрет А.С. Пушкина.
– Кто изображён на портрете?
– Какие сказки А.С. Пушкина вы ещё знаете?
(«Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о рыбаке и рыбке»).