Однажды известного физика Альберта Эйнштейна спросили: «Как делаются открытия?» Эйнштейн ответил: «А так: все знают, что вот этого нельзя. И вдруг появляется такой человек, который не знает, что этого нельзя. Он и делает открытие». Конечно, это была лишь шутка. Но, вероятно, Эйнштейн вкладывал в нее глубокий смысл. Ведь дело не в том, чтобы «не знать». Знать надо! А дело в том, чтобы «сомневаться», не брать на веру все, чему учили. Вдруг появляется человек, которого не останавливают привычные представления. Вот он и делает открытие.
«Мышление, способность к творчеству – величайший из даров природы « А.Эйнштейн. Даром этим отмечен каждый человек, но степень его развития может существенно отличаться. У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны, активны, стремятся к творчеству, они по природе своей исследователи. Любовь к познанию, или любознательность, берет свое начало от любопытства. Любопытство характерно для каждого ребенка. Очень важно, чтобы любопытство вовремя переросло в любовь к знаниям – любознательность, а любознательность – в познавательную потребность.
Но чтобы они могли проявить свои дарования, нужно умное и умелое руководство взрослых.
Важным умением для любого исследователя является умение задавать вопросы. Дети очень любят задавать вопросы. Вот с этих детских вопросов и началась деятельность нашего клуба «Почемучка». Вступительным взносом в наш клуб являются детские вопросы, на которые они хотели бы получить ответ. Для поднятия значимости и важности процесса познания мира через собственные исследования каждому ребенку выдается сертификат, удостоверяющий его членство в клубе и готовность искать ответы.
Вот примеры вопросов этого учебного года, над которыми сейчас вовсю идет работа:
- Куда девается тепло из чашки?
- Как исчезает сахар в чае?
- Как сырный дух лису остановил?
- Почему Винни-Пух смог летать на воздушном шаре?
- Почему взрослые заставляют ходить дома в тапочках?
Итак, первый этап, мотивация, пройден. Ребенок сам задал вопрос, он сам хочет узнать ответ. Вопросов много, но нужно выбрать такую тему, чтобы она увлекла ребенка и была выполнимой.
В большей степени проект ребенка построен на подсказках учителя, учитель должен помочь найти ту тропинку, по которой нужно идти, дать тот «волшебный клубок», который приведет к ответу.
Второй этап – самостоятельная деятельность (создание рабочих материалов, накопление фактов, информации, систематизация, осмысление)
Вместе начинаем планировать исследование – создавать карту исследователя.
Формируется портфолио учащегося
- Указываем то, что должно стать объектом исследования
«Что я буду исследовать?»
- Выдвигаем гипотезы, высказываем предположения, обдумываем, включаем все идеи, даже самые нереальные и провокационные. «Мои гипотезы»
- «Намеки» на то, как организовать свою деятельность
- Выбираем методы исследования. Как я буду исследовать?
- Сбор и обработка информации
- Анализ и обобщение полученных материалов.
Самый сложный вопрос в организации проекта и для учителя, и для ученика – Как я буду исследовать?
Чтобы помочь ребенку, необходимо самому учителю взглянуть на мир глазами ребенка и удивиться ему! Но не говорить готовых решений, как делать, а только подсказать дорожку.
«Ничему тому, что важно знать,научить нельзя. Все, что может сделать учитель, это указать дорожки»
Мы, учителя, должны указать, сориентировать, посоветовать, помочь достичь вполне определенных, понятных ребенку целей и задач.
Для этого создаем «Помогалку». В ней содержатся информационные тексты, ссылки на сайты, где можно найти информацию, задания и вопросы для обдумывания, информация о том, где найти ответы в случае затруднения при обсуждении. Вопросы и задания в «Помогалке» появляются не сразу, а по мере накопления материала и выполнения практической части.
Для ограничения доступа к различным ресурсам Internet я предлагаю набор ссылок на сайты, в информации которых я уверена .
Для поддержания «боевого духа» и настойчивости выдаем торжественно каждому ученику – заповеди исследователя.
Правила исследователя применимы и к учителю.
Если ребенок придумывает вопросы сам, то целевая аудитория заранее не формируется, что приводит к некоторым сложностям в работе учителя. Никогда не знаешь, какой «сюрприз» в виде детского вопроса тебя поджидает. Нужно быть готовым ко всему (хотя бы морально) и вместе с ребенком, может даже быстрее его, искать ответ! Эта работа постоянно подталкивает учителя к саморазвитию, расширению его кругозора. Не перестаем расти вместе с детьми.
Современные дети – это уже не чистый лист, на которые наносятся знания. Информация сейчас есть повсюду! Надо научить информацию превращать в знания. И не стоит забывать, что «знания только тогда знания, когда они накоплены усилием собственной мысли, а не памяти».