Цели урока:
1. Образовательные:
- упражнять в правописании безударных падежных окончаний имен существительных единственного числа;
- продолжить работу над формированием орфографической зоркости, учить детей видеть и чувствовать мир;
- закрепить знания обучающихся о грамматических признаках предложения;
- самостоятельно использовать полученные знания (через деятельность учителя).
2. Развивающие:
3. Воспитательные:
- воспитывать интерес к предмету, русскому языку.
Тип урока: обобщение изученного материала.
Форма урока: урок-путешествие.
Оборудование: раздаточный материал, музыкальная запись, индивидуальные карточки, ноутбук, проектор.
Ход урока
I. Организационный момент.
Психологический настрой. (по ходу урока демонстрируется презентация <Приложение>)
– Сегодня 10 декабря, урок русского языка.
Кто сегодня станет первым?
Кто сегодня будет лучшим?
Я сегодня буду первым.
Я сегодня буду лучшим.
– Все самые лучшие садитесь. Сегодня мы совершим путешествие к земле Знаний. Я уверена, что все задания вам будут по плечу. Желаю вам успешной работы. Пожелайте друг другу удачи.
– Перед вами сказочная “Карта Знаний”, на ней указан наш маршрут.
Кто за приключения?
Все без исключения!
Давайте поднимем парус
И – прямо в океан.
Ведь и для нас осталось
Еще не мало стран,
Пока что не открытых
Или давно забытых!
Дорог в морях немало –
Смелее у штурвала!
II. Минутка чистописания
– А отправимся мы из порта Чистописания.
а) Зрительный диктант.
– Прочитайте написанные на доске слова, постарайтесь их запомнить. Запишите их по памяти.
Пингвин медведь бабушка лесник
б) Слуховой диктант.
Море орех доктор солнце
– Найдите лишнее слово. Обоснуйте свой ответ.
– Буквы, которые мы будем писать на минутке чистописания, обозначают парные глухие согласные в лишнем слове.
(Показ образца написания букв ш, к и их соединений. Выполнение работы в тетради.)
– И мое пожелание запишите в тетради.
Большому кораблю – большое плавание.
III. Словарная работа.
– Вперед! Вот уже мы в море Словарных Слов. Запишите словарные слова, поставьте ударения, определите склонение и падеж.
Про путешествие, на корабле, с экипажем, на дороге, к горизонту, о лодке, по работе, на берег.
– Дайте объяснение новому слову: дует горько – соленый бриз. (Бриз это ветер).
– Прочитайте предложение.
Бриз – легкий ветерок, дует днем с моря, а ночью с суши.
– Дайте характеристику этому предложению. Назовите грамматическую основу. Запишите это предложение в тетрадь.
IV. Повторение.
– Вот мы в заливе Существительных. Ответьте на вопросы:
Что называется именем существительным?
Как изменяется имя существительное?
Какого рода могут быть имена существительные?
Что такое склонение?
Какого склонения бывают имена существительные?
Какие существительные относятся к 1-му склонению?
Какие существительные относятся ко 2-ому склонению?
Какие существительные относятся к 3-му склонению?
Как определить склонение имен существительных?
– Определите склонение существительных. (Работа с цифровым веером).
Гора, улей, молодежь, нога, вишня, дочь, прогулка, кирпич, учебник, дядя, стройка, дорога, дорожка.
V. Физкультминутка. (Движения под музыку)
VI. Проблемное задание с объяснительной функцией.
– Займите места в своих “каютах”. Смотрите, под парусами вьются на ветру яркие флажки, в каждом из них задание для бригад экипажа. Работа по бригадам – рядам. Командирам раздаются флажки, на оборотах которых задания. Бригады готовят задание сообща, затем один рапортует.
Перепиши, подчеркни “лишнее” слово, объясни свой выбор:
существительное, прилагательное, глагол, определение, местоимение.
Продолжи ряд синонимов к существительному смелость-.
Придумай словосочетание существительное + прилагательное.
Рояль, шампунь, фамилия, тюль.
Запиши все слова, подчеркни имена существительные:
Синеть, синева, синеватый, синенький, синь.
Запиши антонимы к существительным:
шум-, грусть-, свет-, легкость-, холод-.
Команды, отрапортовав о выполненных заданиях, вешают флажки в любом порядке.
– Если правильно повесить флажки, то можно узнать, что увидел вдалеке капитан судна. ЗЕМЛЯ.
– Правильно, земля! это остров Поэзии.
VII. Разбор предложения по членам.
– Прочитайте выразительно строки:
Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом.
Что кинул он в краю далеком?
Что ищет он в краю родном?
– Кто автор этих замечательных строк? (М.Ю.Лермонтов)
– Запишите первое предложение, разберите по членам предложения.
VIII. Закрепление. Творческая работа.
– Вот в этой старинной бутылке, которая судя по всему долго пролежала в воде, находилось письмо. Даже на столько письмо сколько дневниковая запись одного путешественника. Он запечатал ее в бутылку и бросил в океан. Ну а мы ее нашли и можем прочитать.
5 июля. Наша экспедиция оказалась в беде. Мы в ужасном положении. Наш корабль потерпел крушение, и мы высадились на какой-то остров в океане. 6 июля. Какая тут красота: синева неба, зелень травы, солнце! У всех на душе радость! Трудности позади. 8 июля. Настроение наше ухудшилось, потому что испортилась погода. Дождь, ветер, холод. На всех лицах – напряжение и озабоченность. Впереди – неизвестность. Какие еще приключения нас ждут? 9 июля. Ночь. Темнота. Мрак. Вдруг я ясно ощущаю толчок и слышу грохот. Здесь в пещере, слышен страшный шорох, затем – шепот. Нам грозит опасность!!! Джон Смит. |
– Хотите им помочь? Что ж все в ваших руках! Это же не простой документ, а заколдованный. Отыщите в этом письме все существительные, укажите род и склонение, число.
IX. Подведение итогов. Рефлексия.
– Ребята, мы побывали в море Существительном, повторили все, что знали об этой части речи.
– Какое задание было самое трудное?
– Что пожелаете для следующего путешествия?
X. Домашнее задание.
– Придумайте продолжение приключения Джона Смита. Выберите для своего рассказа существительные из списка, составленного специально для вас бывалым капитаном:
Воспоминание, плавание, событие, стойкость, смелость, храбрость, смекалка, умение, волнение, шторм, ураган, буря, стон, гром, строительство, сообщение, выдержка, судьба, удача, везение, помощь, освобождение, смех, слезы, галдеж, возвращение.