Урок русского языка в 4-м классе по теме "Правописание окончаний имен существительных единственного числа"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

1. Образовательные:

  • упражнять в правописании безударных падежных окончаний имен существительных единственного числа;
  • продолжить работу над формированием орфографической зоркости, учить детей видеть и чувствовать мир;
  • закрепить знания обучающихся о грамматических признаках предложения;
  • самостоятельно использовать полученные знания (через деятельность учителя).

2. Развивающие:

  • развивать эмоциональную сферу ребенка, творческое воображение через слово, музыку, психологические процессы (мышление, память);
  • развивать устную и письменную речь учащихся.

3. Воспитательные:

  • воспитывать интерес к предмету, русскому языку.

Тип урока: обобщение изученного материала.

Форма урока: урок-путешествие.

Оборудование: раздаточный материал, музыкальная запись, индивидуальные карточки, ноутбук, проектор.

Ход урока

I. Организационный момент.

Психологический настрой. (по ходу урока демонстрируется презентация <Приложение>)

– Сегодня 10 декабря, урок русского языка.

Кто сегодня станет первым?
Кто сегодня будет лучшим?
Я сегодня буду первым.
Я сегодня буду лучшим.

– Все самые лучшие садитесь. Сегодня мы совершим путешествие к земле Знаний. Я уверена, что все задания вам будут по плечу. Желаю вам успешной работы. Пожелайте друг другу удачи.

Перед вами сказочная “Карта Знаний”, на ней указан наш маршрут.

Кто за приключения?
Все без исключения!
Давайте поднимем парус
И – прямо в океан.
Ведь и для нас осталось
Еще не мало стран,
Пока что не открытых
Или давно забытых!
Дорог в морях немало –
Смелее у штурвала!

II. Минутка чистописания

– А отправимся мы из порта Чистописания.

а) Зрительный диктант.

– Прочитайте написанные на доске слова, постарайтесь их запомнить. Запишите их по памяти.

Пингвин медведь бабушка лесник

б) Слуховой диктант.

Море орех доктор солнце

– Найдите лишнее слово. Обоснуйте свой ответ.

– Буквы, которые мы будем писать на минутке чистописания, обозначают парные глухие согласные в лишнем слове.

(Показ образца написания букв ш, к и их соединений. Выполнение работы в тетради.)

– И мое пожелание запишите в тетради.

Большому кораблю – большое плавание.

III. Словарная работа.

– Вперед! Вот уже мы в море Словарных Слов. Запишите словарные слова, поставьте ударения, определите склонение и падеж.

Про путешествие, на корабле, с экипажем, на дороге, к горизонту, о лодке, по работе, на берег.

– Дайте объяснение новому слову: дует горько – соленый бриз. (Бриз это ветер).

– Прочитайте предложение.

Бриз – легкий ветерок, дует днем с моря, а ночью с суши.

– Дайте характеристику этому предложению. Назовите грамматическую основу. Запишите это предложение в тетрадь.

IV. Повторение.

– Вот мы в заливе Существительных. Ответьте на вопросы:

Что называется именем существительным?

Как изменяется имя существительное?

Какого рода могут быть имена существительные?

Что такое склонение?

Какого склонения бывают имена существительные?

Какие существительные относятся к 1-му склонению?

Какие существительные относятся ко 2-ому склонению?

Какие существительные относятся к 3-му склонению?

Как определить склонение имен существительных?

– Определите склонение существительных. (Работа с цифровым веером).

Гора, улей, молодежь, нога, вишня, дочь, прогулка, кирпич, учебник, дядя, стройка, дорога, дорожка.

V. Физкультминутка. (Движения под музыку)

VI. Проблемное задание с объяснительной функцией.

– Займите места в своих “каютах”. Смотрите, под парусами вьются на ветру яркие флажки, в каждом из них задание для бригад экипажа. Работа по бригадам – рядам. Командирам раздаются флажки, на оборотах которых задания. Бригады готовят задание сообща, затем один рапортует.

Перепиши, подчеркни “лишнее” слово, объясни свой выбор:

существительное, прилагательное, глагол, определение, местоимение.

Продолжи ряд синонимов к существительному смелость-.

Придумай словосочетание существительное + прилагательное.

Рояль, шампунь, фамилия, тюль.

Запиши все слова, подчеркни имена существительные:

Синеть, синева, синеватый, синенький, синь.

Запиши антонимы к существительным:

шум-, грусть-, свет-, легкость-, холод-.

Команды, отрапортовав о выполненных заданиях, вешают флажки в любом порядке.

– Если правильно повесить флажки, то можно узнать, что увидел вдалеке капитан судна. ЗЕМЛЯ.

– Правильно, земля! это остров Поэзии.

VII. Разбор предложения по членам.

– Прочитайте выразительно строки:

Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом.
Что кинул он в краю далеком?
Что ищет он в краю родном?

– Кто автор этих замечательных строк? (М.Ю.Лермонтов)

– Запишите первое предложение, разберите по членам предложения.

VIII. Закрепление. Творческая работа.

– Вот в этой старинной бутылке, которая судя по всему долго пролежала в воде, находилось письмо. Даже на столько письмо сколько дневниковая запись одного путешественника. Он запечатал ее в бутылку и бросил в океан. Ну а мы ее нашли и можем прочитать.

5 июля. Наша экспедиция оказалась в беде. Мы в ужасном положении. Наш корабль потерпел крушение, и мы высадились на какой-то остров в океане.

6 июля. Какая тут красота: синева неба, зелень травы, солнце! У всех на душе радость! Трудности позади.

8 июля. Настроение наше ухудшилось, потому что испортилась погода. Дождь, ветер, холод. На всех лицах – напряжение и озабоченность. Впереди – неизвестность. Какие еще приключения нас ждут?

9 июля. Ночь. Темнота. Мрак. Вдруг я ясно ощущаю толчок и слышу грохот. Здесь в пещере, слышен страшный шорох, затем – шепот. Нам грозит опасность!!!

Джон Смит.

– Хотите им помочь? Что ж все в ваших руках! Это же не простой документ, а заколдованный. Отыщите в этом письме все существительные, укажите род и склонение, число.

IX. Подведение итогов. Рефлексия.

– Ребята, мы побывали в море Существительном, повторили все, что знали об этой части речи.

– Какое задание было самое трудное?

– Что пожелаете для следующего путешествия?

X. Домашнее задание.

– Придумайте продолжение приключения Джона Смита. Выберите для своего рассказа существительные из списка, составленного специально для вас бывалым капитаном:

Воспоминание, плавание, событие, стойкость, смелость, храбрость, смекалка, умение, волнение, шторм, ураган, буря, стон, гром, строительство, сообщение, выдержка, судьба, удача, везение, помощь, освобождение, смех, слезы, галдеж, возвращение.

Презентация