КТД для 7–8-х классов "Ярмарка народных промыслов"

Разделы: Классное руководство


1 скоморох:

Мир вам, гости дорогие,
Вы явились в добрый час-
Встречу теплую такую
Мы готовили для вас.

2 скоморох:

Подходи, честной народ,
Базар-ярмарка идет!
Здесь найдете, что хотите!
Набегайте, подходите!

1 ведущий:

Я боюсь не уметь –
Ремесла не иметь:
Не кроить, и не шить,
И стога не вершить.
Не работать резцом,
И не стать кузнецом.
Ничего не уметь –
Как души не иметь.

Этими замечательными строками мы начинаем разговор о народных ремеслах. И сегодня у нас в гостях на нашей ярмарке пришли продемонстрировать свои промыслы представители разных народностей России.

А мы, русский народ– народ гостеприимный.

2 ведущий:

Быт, ремесло, искусство – эти три понятия тесно переплелись между собой в жизни любого народа. Вспомним хотя бы народные костюмы, которыми любуемся в праздничные фольклорные дни – это же настоящие произведения искусства. А создавали их не художники– модельеры, а обычные крестьянки, передающие свое умение из поколения в поколение. Веками накапливалось мастерство людей, занимающихся своим ремеслом.

1 ведущий:

Сколько труда, терпения и таланта нужно вложить в собственное творение, чтобы оно запомнилось людям. Крестьяне ценили труд, поэтизировали его в пословицах, песнях, загадках. Самые простые орудия труда становились предметом хитроумных и затейливых сравнений.

А теперь отгадайте народные загадки:

– Кланяется, кланяется,

Придет домой – растянется. (топор)

– Зубы есть, а хлеба не ест.

На работу ходит, хозяина кормит. (пила)

– Сам худ – голова с пуд. (молоток)

– Чем больше я верчусь,

Тем толще становлюсь. (веретено)

– Тонка, длинна, одноуха, остра,

Всему миру красна. (игла)

– На одной яме сто ям с ямой. (наперсток)

1 скоморох:

Эх, сколько гостей на ярмарку пожаловало! Время и ярмарку открывать!

2 скоморох:

Всех зазываем, всех приглашаем!
Товары не продаем,
Только даром отдаем
За хорошие выступления!

– Выступление___ класса. (Промыслы татар)

1 ведущий:

Каждый народ отличается своим трудолюбием.

С глубокой древности тяжелые работы, требовавшие совместных усилий, сопровождались особыми песнями и припевками. Эти припевки налаживали определенный трудовой ритм, помогали объединить усилия. Сейчас мы с вами проведем конкурс: мы читаем песню, а вы должны определить, какую работу она сопровождала:

Тяни снасть,
Тяни снасть –
На карбас!
Накорми, накорми, море нас!
Коса, бери ниже,
Будет сено ближе!
Коса, бери больше -
Сено будет толще!
Эй, ребятушки, валяйте,
Бревно выше подымайте!
Ну-ка примемся за дело,
Чтоб оно у нас кипело!
Ну-ка примемся мы дружно,
Поскорей окончить нужно!

– Молодцы! А теперь представление народных промыслов Хакасии. (выступление класса)

1 скоморох:

Почтеннейшие господа! Посмотрите вы сюда!
Игрушки на все манеры.
Вот вам барышни, А вот кавалеры,
У барышень алые щечки и губки.
Нарядные платья и теплые шубки.
Хоть весь базар обойдете,
Лучше барынь не найдете.
Игрушки наши повсюду славятся,
Подходите скорей, и вам понравится!
Выступление девочки– матрешки:
Я – матрешка – сувенир.
В расписных сапожках.
Прогремела на весь мир
Русская матрешка!
Мастер выточил меня
Из куска березы.
До чего ж румяна я:
Щечки, словно розы.

2 ведущий:

А с чем пожаловали к нам гости дорогие? ( народный промысел эвенков– выступление класса)

1 ведущий:

А мы, русский народ, любим пить чай. И чайный поднос с самоваром или угощением всегда кстати.

(Демонстрация жостовских подносов или иллюстрации через презентацию)

История жостовского промысла восходит к началу 19 века. Главная тема украшения жостовских подносов – букеты цветов, гирлянды, своеобразные натюрморты. Давайте полюбуемся на эту красоту.

А теперь ответьте на вопросы:

– Какие цветы вы узнали в букетах Жостова? (маки, розы, незабудки, лилии и др.)

В творениях хохломы и гжели присутствует определенная цветовая гамма. У гжели – бело– синяя, у хохломы– красно-черно-золотая.

– А что можно сказать о жостовской росписи? (вся цветовая гамма, яркие, насыщенные краски всех цветов радуги)

2 ведущий:

А теперь полюбуемся на творения мастеров других народов (выступление _____класса)

Скоморох:

Эй, девчонки-хохотушки,
Вы пропойте нам частушки!
(исполняются частушки)

1) Ставьте ушки на макушки,
Слушайте внимательно-
Пропоем мы вам частушки
Очень замечательно.

2) Сидит ежик на березе-
Новая рубашка.
На голове – сапожок,
На ноге фуражка.

3)По деревне я шла
И Ванюшу видела:
Под плетнем сидел и плакал-
Курица обидела.

4)Если б не было воды,
Не было б и кружки,
Если б не было девчат,

Кто бы пел частушки?

2 скоморох:

Ай да товар!
И тот хорош – и другой хорош.
Выбирай, какой хошь.
А чей лучше?

1 ведущий: приглашаем со своим товаром гостей из…(выступление класса)

2 ведущий:

Человека, в совершенстве освоившего свое дело, называли мастером. В народе говорили: “Ремесленников много, а мастеров мало”. И в наше время приводят в восхищение подлинные шедевры народных умельцев.

Обратите внимание на нашу выставку(презентация)

1 скоморох:

Дух фольклора жив в народе-
Где ни брось ты цепкий взор,
Проявляется фольклор!

1 ведущий: С показом своего мастерства приглашается…(выступление ____ класса)

2 ведущий:

В каждом ремесле есть свои особые секреты, приемы. Чтобы овладеть ими, мастеру иногда приходится трудиться много лет золотые руки у того, кто обучился хорошо. Человек ценится по его умению работать.

1 ведущий:

Пусть жизнь нещадно коротка,
Но выше горьких сожалений
Рука, не терпящая лени,
В которой тяжесть молотка,
В которой – серп или штурвал,
Перо, лекало иль зубило…
Ушел – как смену передал,
Чтоб мастерство бессмертно было!