Цель:
Улучшение уровня двигательной и функциональной подготовленности младших школьников через корригирующую гимнастику с элементами Хатка – Йоги в физическом воспитании.
Ожидаемые результаты:
Занятия корригирующей гимнастикой с элементами Хатха-Йоги, используемые в начальной школе, позволят снизить число случаев с ортопедическими отклонениями, сколиозом и другими заболеваниями (сердечно сосудистой системы, дыхательной и нервной систем), лимитирующие физическую работоспособность организма человека.
Обоснование актуальности:
Младший школьный возраст обосновано считается наиболее важным периодом в процессе формирования личности человека. В этом возрасте более интенсивно развиваются различные двигательные способности, формируются нравственные качества, вырабатываются черты характера.
Именно в данном возрастном периоде закладывается и укрепляется фундамент здоровья и развития физических качеств, необходимых для эффективного участия в различных формах двигательной активности что, в свою очередь, создает условия для организованного физического воспитания детей.
Недостаточное внимание к формированию гармоничного физического развития детей дошкольного и младшего школьного возраста приводит к снижению их здоровья, а это в свою очередь уменьшает здоровый генофонд страны.
Осанка формируется в процессе роста ребенка, изменяясь в зависимости от условий быта, режима дня, занятий физической культурой.
Умение и не умение правильно держать свое тело влияет не только на внешний вид, но и на состояние его внутренних органов, его здоровья.
Нарушение осанки приводит к ухудшению работы органов и систем растущего организма, особенно сказывается на функциях костно-мышечного аппарата, сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем. Дефект осанки может стать причиной моральных переживаний ребенка.
Самое действенное средство предупреждения и устранения дефектов осанки, плоскостопия и других заболеваний организма – физическое упражнение. В лечебных целях рекомендуется использовать упражнения корригирующей гимнастики.
Она направлена на развитие физических, психических и интеллектуальных качеств человека, при определенных условиях способствует закаливанию организма, усиливает защитные свойства иммунной системы организма к простудным и инфекционным заболеваниям. Предупреждает нарушение опорно-двигательного аппарата, плоскостопия, формирует правильную осанку.
Главная причина предпочтения корригирующей гимнастики – в эмоциональности этих упражнений, в том, что они благотворно влияют на психическую сферу человека. Однако комплексы корригирующей гимнастики с элементами Хатка-Йоги должны быть интересными, желательно имитационного характера, тогда дети будут выполнять упражнения охотнее.
Содержание корригирующей гимнастики с элементами Хатка – Йоги для детей младшего школьного возраста
№ |
Направленность раздела |
Содержание |
1 |
Упражнения для шейного отдела, позвоночника и верхних конечностей |
Укрепляют ослабевшие мышцы шейного отдела позвоночника и рук, расслабляют сокращенные мышцы. Помогают лучше адаптироваться к переменам атмосферного давления. |
2 |
Упражнения для грудного и поясничного отделов позвоночника |
Способствуют укреплению и расслаблению шейного, грудного отделов и всего позвоночника, улучшают кровоснабжение тазобедренных суставов, мышц брюшного пресса и таза, как и всего организма. |
3 |
Упражнения для мышц спины и ног |
Улучшают гибкость позвоночника и укрепляют его мышцы, оказывают благоприятное воздействие на внутренние органы в области живота и таза. |
4 |
Упражнения, направленные на укрепление всего позвоночника |
Улучшают состояние всего организма, укрепляют ослабевшие мышцы брюшного пресса. Улучшают координацию. Некоторые из них действуют успокаивающе, снимают усталость, нервное напряжение. Помогают концентрироваться и сопротивляться стрессовым воздействиям. |
5 |
Упражнения в положении стоя на равновесие тела |
Подготавливают организм к овладению техникой дыхания и концентрированию. |
6 |
Упражнения на гибкость тела и равновесие |
Очень помогают при сколиозе, выравнивая позвоночник и расслабляя сокращенные мышцы. Влияют на равновесие и гармонию психофизических сил. |
7 |
Релаксационные упражнения |
Психофизическая тренировка позволяет: повысить восприимчивость к обучению и развитию психических функций – внимания, восприятия, ощущения; формировать двигательные навыки; восстанавливать психоэмоциональное равновесие; повышать психофизический потенциал; формировать правильную осанку, укреплять здоровье. |
8 | Упражнение на гибкость в сочетании с
дыханием
|
На дыхание делается акцент во всех позах и всех упражнениях в координации с движениями. Рекомендуемые упражнения на гибкость, в сочетании с дыханием, способствуют профилактике заболевания, в частности сердечно сосудистых, а также при болях в области позвоночника. Методические указания. ПРИ ВДОХЕ – считая до 3-х, скачало расширить брюшную и грудную части грудной клетки в плоть до части под ключицами. ПРИ ВЫДОХЕ – считать до 6-ти, втягиваем брюшную, грудную и ключичную части грудной клетки – постепенно, плавно. Важно соблюдать условия. Выдох должен быть в два раза продолжительнее, чем вдох. На дыхании делается акцент во всех позах и всех упражнениях в координации с движениями. |
9 |
Комплексное упражнение для коррекции телосложения “Приветствие солнцу”. | “Приветствие Солнцу” – динамичное упражнение, комбинированное со “статическими позами”. Помогают выработать и укрепить навыки правильного дыхания в координации с движениями. Этот комплекс лучше выполнять утром, сознательно управляя дыханием. Комплекс благоприятно влияет на общее состояние организма, укрепляет мышцы всего тела, но особенно позвоночника, делает его прямым, упругим и гибким. Упражнения улучшают кровообращение, восстанавливают равновесие и гармонию вегетативной нервной системы, улучшают способность концентрироваться. |