Цель урока: Создать у учащихся представление о русской культуре второй половины XIX века, обратив их внимание на ту атмосферу, в которой создавались выдающиеся произведения.
Задачи урока:
- Познакомить учащихся с творчеством композиторов, литераторов и художников данного периода.
- Развивать навыки работы с наглядным материалом.
- Пробудить у учащихся чувство любви и интереса к отечественной культуре.
Необходимое оборудование и материалы для урока: Компьютер для учителя, проектор, экран, авторский медиапродукт, ксерокопии: картин В.И. Сурикова (“Боярыня Морозова” и “Утро стрелецкой казни”), отрывок из произведения Н.А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”, карточки для проверки домашнего задания.
План урока
№ |
Этапы урока: |
Временная реализация: |
№ слайда презентации: |
I | Организационный момент. | 3 минута | Слайд № 1 – 2 |
II | Проверка домашнего задания | 6 минут | |
III | Объяснение нового материала | 69 минут | Слайд № 3 – 51 |
IV | Закрепление пройденного материала | 7 минут | Слайд № 52 – 58 |
V | Домашнее задание | 2 минуты | Слайд № 59 |
VI | Итоги урока | 1 минута | |
VII | Рефлексия | 2 минуты | Слайд № 60 |
Ход занятия
I. Организационный момент.
Учитель и ученики приветствуют друг друга. На доске появляется тема урока “Художественная культура народов России второй половины XIX век” (Слайд №1 -2). Учитель сообщает тему и задачи урока. Ученики записывают тему урока в тетради и открывают учебники.
II. Проверка домашнего задания.
Проверка домашнего задания. Учитель проводит проверку домашнего задания в форме письменного опроса. Учеников выполняют задания по карточкам. Классу раздаются задания в двух вариантах (Приложение № 1). Задание выполняется 6 минут.
III. Изучение нового материала (69 минут).
1.Учитель: Ребята, сегодня на уроке мы познакомимся с художественной культурой народов России второй половины XIX века. При изучении данной темы нам будут необходимы следующие понятия: культура и художественная культура.
Учитель фиксирует внимание учеников на новых понятиях (Слайд № 4-5).
(Культура – комплекс, включающий знания, верования, искусство, мораль, законы, обычаи, а также иные способы и навыки, усвоенные человеком как членом общества.(Слайд №4)
Художественная культура – это совокупность всех видов художественной деятельности – словесной, музыкальной, театральной, изобразительной и т.п., включая продукт и процесс этой деятельности, а именно: созидание, хранение, распространение, восприятие, оценку, изучение художественный произведений, воспитание критиков, искусствоведов, публики.(Слайд №5))
Ученики записывают понятия в словарях.
Учитель: Сегодня нам предстоит познакомиться с литературой, живописью, музыкой, скульптурой и архитектурой второй половины XIX века.
На доске появляется надпись литература. Ученики записывают в тетрадях подзаголовок.
Учитель: Во второй половине XIX века ведущей областью духовной жизни России продолжала оставаться литература. В условиях роста грамотности населения и отсутствия жизненных проблем литература была не только культурным явлением, но и выполняла общественные задачи. Основным художественным направлением стал критический реализм. Для произведений того времени были характерны дух обличительства, пристальный интерес к жизни простого человека, стремление найти пути и средства борьбы с пороками общества.
(Критический реализм – художественный стиль, сочетающий остроту коренных социальных проблем, широту исторического охвата с живописным изображением конкретных жизненных явлений. Писатели были поглощены происходившей на их глазах исторической драмой, вызванной сменой одного жизненного уклада другим.)
Ученики кратко фиксируют новое понятие в словарях (Слайд № 7).
Учитель задаёт вопрос: “Каких литераторов данного исторического периода вы знаете?” Ученики отвечают (Ф.М Достоевский, Л.Н. Толстой, А.П. Чехов).
Учитель фиксирует внимание учеников на фамилиях пятерых писателях (Слайд №8). Поочерёдно ученики вместе с учителем разбирают биографию каждого писателя Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, И.С. Тургенева, Н.А. Некрасова. Изучая Некрасова Н.А. (слайд №12) учитель предлагает учащимся разобрать отрывок из произведения автора “Кому на Руси жить хорошо?”
1. Французу не привидится
Во сне – какие праздники,
Не день, не два – по месяцу
Мы задавали тут.
Свои индейки жирные,
Свои наливки сочные,
Свои актёры, музыка,
Прислуги – целый полк!2. Дороги наши трудные
Приход у нас большой.
Болящий, умирающий,
Рождающийся мир
Не избирает времени:
В жнитво и сенокос,
В глухую ночь осеннюю,
Зимой, в морозы лютые
И в половодье внешнее
Иди, куда зовут. (слайд №13)
После рассмотрения отрывка учитель задаёт вопрос ученикам.
Учитель: Ребята, кому принадлежат слова в поэме Н.А. Некрасова?
Ученики отвечают (Помещику и попу). Учитель демонстрирует правильный ответ (слайд №14).
Изучая писателя И.С. Тургенева (слайд №15) учитель заостряет внимание учащихся на понятии нигилизм (слайд №16),
(Нигилизм – (от лат. nihil. – ничто, ничего), в России общественное умонастроение и мироощущение передовой разночинной интеллигенции 60 –х гг. XIX в., проявлявшееся в решительном отрицании господствующей идеологии.
Термин “нигилизм” получил распространение после опубликования романа И.С. Тургенева “Отцы и дети” (1862г.), в котором главный герой Базаров назван нигилистом.) ученики фиксируют понятие в словарях.
2.По плану урока учитель переходит к изучению живописи (слайд № 17).
Учитель: Русская живопись второй половины XIX в. решала те же общественные вопросы, что и литература. Ведущим в ней также стало направление критического реализма.
В 1863 г. в художественной жизни России произошло из ряда вон выходящее событие. 14 выпускников Академии художеств отказались писать обязательные для получения диплома картины на сюжет скандинавской мифологии объяснив это тем, что в жизни есть более достойные темы для кисти. Не получив разрешения на свободную тему художники покинули Академию и основали петербургскую Артель художников, которая в 1870 г. была преобразована в Товарищество передвижников.
Обращая внимание учащихся на то, что основным направлением живописи в XIX веке являлся критический реализм. Ученики знакомятся с новым понятием передвижники
(Передвижники – это Товарищество русских художников, основанное в 1870 г. Передвижники устраивали выставки русской живописи не только в Москве и Санкт – Петербурге, но в провинциях. Это было своеобразное “хождение в народ” русских художников. Основным критерием для отбора картин на выставки стало требование отражать жизнь со всми её проблемами.
Среди художников, подписавших первый устав Товарищества передвижников, были Н.Н Ге, А.К. Саврасов, И.И. Шишкин, В.Г. Перов, братья В.Е. и К.Е. Маковские. Позднее к ним присоединились В.М. Васнецов, Н.А. Ярошенко, К. А. Савицкий и др.) (слайд №18).
Учитель (задаёт вопрос): Каких живописцев XIX века вы знаете
Ученики отвечают (И.И. Шишкина, В.М. Васнецова, И.Н. Крамского). Учитель фиксируют внимание на фамилиях пятерых (слайд №19). Поочерёдно ученики знакомятся с биографией художников: И.И. Шишкина, В.М. Васнецова, И.Н. Крамского, А.К. Сурикова, И.Е. Репина и их произведениями (слайд № 20-36). При рассмотрении произведений Сурикова В.И., картины: “Утро стрелецкой казни” и “Боярыня Морозова” ученики отвечают на вопрос учителя: “Что общего между этими двумя полотнами?” (слайд № 31). После ответов учеников учитель демонстрирует правильный ответ (Это картины – раздумья о судьбах России, о трагических истории, подобных тому, что совершил Пётр I, создавая новую державу, ломая, рубя и давя на виселице старую Русь) (слайд №32).
3.После рассмотрения живописи учитель предлагает ученикам рассмотреть музыку второй половины XIX века.
Учитель: Вторая половина XIX в. – время расцвета русского музыкального искусства. Его символом стало творчество “Могучей кучки”. Главный источник вдохновения композиторы, того времени, черпали в народном творчестве, ведя сюжетные линии от героического народного эпоса. Композиторы “Могучей кучки” создали ряд бессмертных произведений.
Ученики знакомятся с новым понятием Могучая кучка
(Могучая кучка –(или Балакиревский кружок) – содружество пяти русских композиторов: М.А. Балакирева, М.П. Мусоргского, Ц. А. Кюи, А.П. Бородина, Н.А. Римского – Корсакова.
Руководителем являлся М.А. Балакирев. Впервые название “Могучая кучка” прозвучало в статье “Славянский концерт г. Балакирева” (1867 г.): “Сколько поэзии, чувства, таланта и умения есть у маленькой, но уже могучей кучки русских музыкантов”.) слайд № 38).
Учитель задаёт вопрос: “Каких музыкантов данного исторического периода вы знаете?” Ученики отвечают. Учитель предлагает рассмотреть четырёх (слайд № 39). Поочерёдно ученики знакомятся с биографией композиторов (М.А. Балакирева, М.П. Мусоргского, Н.А. Римского – Корсакова, П.И. Чайковского) и их музыкальными произведениями (слайд № 40-44).
4.Скульптура и архитектура. Знакомятся с произведениями скульптуры и архитектуры второй половины XIX века.
Учитель: Наиболее известным скульптором второй половины XIX в. был М.М. Антокольский. По своим воззрениям он примыкал к передвижникам. Мастер создал серию исторических портретов: “Ермак”, “Иван Грозный”, “Пётр I”.Выдающимся событием культурной жизни было открытие памятника А.С. Пушкинау в Москве в июне 1880 г. Автор памятника скульптор А.М. Опекушин. М.О. Микешен в памятнике “Тысячелетие России”, открытом в Новгороде в 1862 г., в бронзе 129 скульптурных фигур. В архитектуре себя окончательно изживал классицизм. Новые типы зданий требовали новых архитектурных решений. Зодчие применяли декоративные формы прошлого, что привело к господству эклектики. Широкое распространение получил неорусский (или псевдорусский стиль). В моду вошли шатровые завершения, башенки, фигурные наличники. Особенности архитектуры того времени: инженерное искусство, поиск прочных, но при этом дешёвых материалов. В этом стиле были построены знаменитые московские здания – Исторического музея (А.А. Семёнов и В.О. Шервуд), Городской Думы(Д.Н. Чичагов), Верхних торговых рядов(А.П. Померанцев). Особой страницей русской архитектуры XIX в. стали многоэтажные дома. (Слайд №45-51).
Учитель: Ребята сегодня мы познакомились с деятелями художественной культуры России второй половины XIX века.
IV. Закрепление пройденного материала (два вида работы).
Учитель предлагает ученикам два варианта работы (слайд№52)
- Беседа по вопросам. Учитель задаёт вопросы, ученики отвечают
- Назовите художественный стиль, господствовавший в
литературе и живописи второй половины XIX в?(критический
реализм)
4. Кого из русских композиторов принято считать основателем “Могучей кучки”? (М.А. Балакирев)
5. Открытие памятника, работы какого скульптора считается выдающимся событием 1880 г.?
(Памятника А.С. Пушкинау в Москве в июне 1880 г. Автор памятника скульптор А.М. Опекушин.) (слайд №53).
- Игра “Аукцион” (слайд№54-58) ученикам на выбор представлены произведения живописцев, о которых рассказывалось на уроке. Ученики по выбранному произведению рассказывают всё, что знают. Победитель (“купивший” картину) считается тот, кто представил более полную информацию.
V. Домашнее задание. (Слайд №59)
Обязательное
Прочитать параграф № 34-35 учебника (А.А. Данилов,
Л.Г. Косулина Отечественная история государства и
народов России), отвечать на вопросы с. 249, записи в тетрадях, новые понятия.
По выбору:
1.Подготовить реферат на тему:
- “Жизнь и творчеств …(Ф.И.О.– писатель, художник, композитор, скульптор или архитектор)”.
- “(произведение автора второй половины XIX в.)”.
2. Подготовить кроссворд на тему: “Культура второй половины XIX в.”.
VI. Итоги урока.
Учитель выставляет оценки за работу на уроке, объясняя каждую.
VII. Рефлексия.
Ученики отвечают на вопросы.(слайд №60).
- Вам понравился урок?
- Всё ли было понятно на уроке?
- Какой раздел вам был более интересен?
- Какой раздел вы плохо усвоили и почему (что было не понятно)?
- Что на ваш взгляд необходимо добавить в данную тему урока?
Приложение № 1
Карнточка № 1.
I – Вариант:
Соотнесите имена деятелей российской науки с их достижениями, открытиями и трудами:
1 | П.Л. Чебышев | А) исследования в области высшей математике |
2 | С.В. Ковалевская | Б) трансформатор переменного тока, дуговая лампа |
3 | А.Г. Столетов | В) открытие фотоэффекта |
4 | П.Н. Яблочков | Г) периодический закон химических элементов |
5 | А.С. Попов | Д) труды по нейрофизиологии, изучение рефлексов |
6 | Д.И. Менделеев | Е) радиотелеграф, первые опыты с радиолокацией |
7 | А.М. Бутлеров | Ж) теория строения органических веществ |
8 | И.М. Сеченов | З) доказательства закона больших чисел и пр. |
Ответ: 1 – З; 2 – А; 3 – В; 4 – Б; 5 – Е; 6 – Г; 7 – Ж; 8 – Д;
Карточка № 2.
II – Вариант:
1 | В.О. Ключевский | А) основы современного почвоведения |
2 | С.М. Соловьёв | Б) исследования в области аэродинамики |
3 | А.Ф. Можайский | В) “Курс русской истории” |
4 | П.П. Семёнов Тянь-Шаньский | Г) “История России с древнейших времён” |
5 | Н.М. Пржевальский | Д) Исследование гор Тянь – Шаня |
6 | Н.Н. Миклухо-Маклай | Е) проект самолёта с паровым двигателем |
7 | К.А. Тимирязев | Ж) исследование Центральной Азии, Монголии |
8 | Н.Е. Жуковский | З) Изучение природы и населения Новой Гвинеи |
Ответ: 1 – В; 2 – Г; 3 – Е; 4 – Д; 5 – Ж; 6 – З; 7 – А; 8 – Б.