Цели урока:
- познакомить с понятием "деньги", ознакомить с монетами, денежными единицами, сбережениями;
- развивать речь, внимание, память;
- воспитывать бережливость.
Оборудование:
- монеты достоинством 1рубль и 1 копейка, кроссворд большой, кроссворды меленькие каждому ученику,
- карточки со словами,
- самодельная книга.
Ход урока
Прозвенел звонок все готовы на урок. Сейчас я проверю, как вы готовы.
Мозговой штурм.
Сегодня понедельник, а какой день будет послезавтра? А какой день был позавчера? (среда, суббота)
Сколько человек тянуло репку? (три)
Что подпрыгивает, если ударишь?(мяч)
Скажи слово кот наоборот. (ток)
Вода замерзает и становится :.(льдом)
Кем тебе приходится мамина бабушка? (прабабушка)
Сколько слогов в слове трудолюбие?(5)
Сколько копеек в одном рубле?
-Ребята, а что вы можете рассказать про деньги? Зачем нужны деньги?
Сегодня на уроке вы узнаете ещё много интересного про деньги. Я принесла вам интересную книгу, называется она "Деньги". Но чтобы открыть эту книгу вам надо вспомнить, что вы узнали на прошлом уроке и разгадать кроссворд.
Разгадать кроссворд вам помогут мои объяснялки.
Он большой и белый. Бывает серый, синий:Он есть в каждом доме. В нем хранят продукты. В нем всегда холодно. -Какая промышленность выпускает холодильники? (машиностроение)
Мы так к нему привыкли, что не возможно представит что делать если его не будет. Не посмотришь телевизор, не погладишь вещи:(Электроэнергетка)
Их носят мальчики и папы. Перед праздником их особенно начищают, чтоб блестели.. Какая промышленность выпускает ботинки? (лёгкая)
Его делают из муки. Оно такое хрустящее, а бывает бисквитное, заварное: Какая промышленность выпускает печень? (пищевая)
В дом он попадает по трубам или в баллонах. Он нужен для того, чтобы приготовить обед. Какая промышленность добывает газ? (добывающая)
О нем мечтают многие мальчишки. У некоторых он уже есть. На нем очень хорошо кататься летом и бензина не надо. Какая промышленность выпускает велосипеды? (машиностроение)
На доске кроссворд:
-Вот теперь мы можем открыть книгу.
1 страница: - Давайте, узнаем какое значение имеет слово - деньги. (открывается первая страница)
Деньги это металлические и бумажные знаки, которые являются мерой стоимости при купле-продаже, средством платежей и предметом накопления.
-Вам понятно то, что вы прочитали. Давайте, разберём, что мы прочитали по частям.
2 страница
Деньги это металлические и бумажные знаки.
Практическая работа. Стр №70(тетрадь)
Рассмотреть монеты.
Сравнить рубль и копейку(что написано, что изображено).Отвечают два ученика.
Какие монеты выпускают в нашей стране.(картинка)
Разные части монеты (картинка). Слова названия (аверс, реверс, гурт, легенда).
Рассмотреть бумажные купюры (картинка)
Вывод: Деньги бывают металлические и бумажные. В каждой стране используют различные денежные единицы. Например в Америке это доллар, в Германии -евро, в Японии - йены.
Игра на внимание: На доске купюры, учитель меняет их местами. Дети отгадывают.
-Продолжим.
Деньги являются мерой стоимости при купле-продаже.
Давайте рассмотрим ситуацию: Милена пришла в магазин, чтобы купить книгу.
-Может она купить книгу.
-Нет.
-Почему.
-У неё нет денег.
-Значит деньги нужны,чтобы обменять на товар. А продавец может продать книгу Милене.
-Нет.
-Следовательно, купить или продать товар, это значит обменять его на какое-то количество денег. А как нам узнать, сколько денег надо отдать продавцу за товар.
-На это указывает цена товара.
Вывод: деньгами измеряют стоимость товара, когда покупают или продают его.
Деньги могут быть предметом накопления.
Как это происходит, вы узнаете сами, прочитав на странице 70.
Дети читают.- О чём вы прочитали.- пересказывают.
Вывод: деньги можно копить.
-Молодцы, надо нам немножко отдохнуть
Физминутка. Упражнения с монеткой.
-Передать из руки в руку рубль. (копейку)
-наклоны, положить монетку, поднять.
-покрутить две монетки в руках.
-Ребята, как вы думаете, деньги всегда были.
-нет, раньше денег не было.
Давайте представим, как раньше покупали и продавали без денег.
Частично-поисковая задача:
Сапожник делал обувь, гончар - посуду, портной шил одежду.
Вот понадобилась гончару рубаха, а портному- сапоги, сапожнику -посуда новая. Вот приехали они на базар. Что же они делать будут.(задача обыгрывается).
Вот такой обмен товарами, без денег называется бартер.
-Вы узнали два способа обмена: бартер и купля - продажа. Какой из них удобнее.
-купля -продажа. Дети объясняют.
-Правильно, ребята вот поэтому давным -давно придумали люди деньги, только сначала они выглядели совсем ни так. Прочитайте с.69 как появились деньги.
-Какие предметы служили деньгами.
-Морские раковины, сушёная рыба, шкурки зверей и т.д.
Как произошли первые деньги, какие они были, вы узнаете, прочитав вот эту новую книгу.
Вы понимаете,что деньги имеют большое значение в жизни человека, Наш народ сочинил много пословиц про деньги. Как вы понимаете эти пословицы.
- Денег много, да ума мало.
- Деньги не трава и зимой растут.
- Денежка есть, так и друг здесь.
- Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
- Денег нет, зато сам золото.
- Деньги потерял - ничего не потерял, время потерял - многое потерял, здоровье - потерял, всё потерял.
Рефлексия. Итог урока
На уроке не скучали:
Ценность денег изучали.
Знаем мы, как их копить,
Чтобы что-нибудь купить.
Будь ты молод или стар,
Знай, что деньги - твой товар.
Все мы вдумчиво считали;
Что дороже узнавали.
Будем мы, чтоб проще жить,
С экономикой дружить.
Учитель: Спасибо за урок.
Литература:
- А.А.Плешаков, Е.А. Крючкова Окружающий мир
- А.А.Плешаков, Тетрадь для творческих работ.