ВВЕДЕНИЕ
Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической культуры, понимания необходимости реализации принципов устойчивого развития.
Именно в дошкольном возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношения к окружающему миру. Об этом говорят документы: Закон РФ “Об охране окружающей природной среды” и “Об образовании”, “Указ Президента РФ по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития”, соответствующие постановления Правительства. Указанные документы подразумевают создание в регионах страны непрерывного экологического образования. И вместе с тем должно вестись полноценное развитие и укрепление здоровья детей.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Основная цель комплексной программы по ознакомлению с окружающим и экологическому воспитанию детей в летний период формирование начал экологической культуры:
– осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы;
– воспитание с первых лет жизни гуманной, социально-активной, творческой личности.
Программа состоит из трех направлений: организационно-педагогическая работа, работа с детьми, работа с семьёй. Разработана с учётом местных условий: эколого-географических, национально-культурных и предназначена для работы с детьми дошкольного возраста в летний период. Особое внимание в программе уделяется формированию целостного взгляда на природу и место человека в ней. У детей формируются первые представления о существующих в природе взаимосвязях и на этой основе – начал экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения к окружающей среде, к своему здоровью.
Летом меняется организация жизни детей. В это время широко используются природные условия для совершенствования основных видов движений (лазания, ходьбы, бега, метания). Физкультурные занятия легко интегрируются с занятиями по ознакомлению с окружающим. Такие занятия можно проводить как на участке детского сада, так и на лужайке, в парке, используя окружающую среду в качестве пособий для спортивных игр, упражнений и одновременно знакомить детей, расширять их кругозор и представления об используемых “растительных пособиях”.
Занятия организуются ежедневно по 1 часу. Для этого используются различные формы работы с детьми как индивидуальные, так и групповые. Это: наблюдения, сюжетные и ролевые игры, посильный труд, где целенаправленно и ненавязчиво даются начала экологической культуры.
На занятиях по музыке и ИЗО натуральные объекты растительного и животного мира вызывают эмоциональные чувства детей, что благоприятствует плодотворной творческой деятельности на занятиях.. Приучать эстетически воспринимать природу, любоваться и бережно к ней относиться, наблюдать и устанавливать взаимосвязь живых организмов друг с другом – главное предназначение программы..
Тематика программы строится на основе разумного увязывания тем занятий и мероприятий с летней природой и некоторыми датами и событиями народного, астрономического и социально-бытового календаря. Из народного календаря взяты любимые и наиболее распространённые праздники, народные приметы и т.д. Из социально-бытового – даты и праздники, имеющие общенародное значение. С астрономическим календарём связано движение Солнца. Содержание программы тесно связано с нашей жизнью и с явлениями в природе.
Немалое внимание уделяется работе с семьёй. Ведь именно она способствует правильному восприятию окружающего мира и получения первых сведений о ней. Ни одна программа, даже самая лучшая, не сможет дать полноценных результатов, без взаимодействия с семьёй. По данному направлению программа предполагает организацию таких форм как: совместные праздники, занятия, мероприятия, походы, экскурсии.
СОДЕРЖАНИЕ НАПРАВЛЕНИЙ РАБОТЫ
1. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА (с 01.06 по 31.08)
1. Ежедневные занятия на свежем воздухе
(по 25 – 30 минут)
– физкультурное занятие – 3 занятия в неделю;
– музыкальные занятия – 2 занятия в неделю.
2. Пропагандистская работа с целью повышения уровня компетентности воспитателей и родителей по экологическому воспитанию.
3. Интегрирование занятий с целью ознакомления и углубления знаний дошкольников о взаимосвязях в окружающей природе.
4.Создание эколого-визуального пространства для творческого самовыражения детей.
5.Организация экскурсий, наблюдений, практикумов, игр, мероприятий, праздников как форм воспитательно-образовательного процесса.
2. РАБОТА С ДЕТЬМИ.
ИЮНЬ.
1. Поход, посвящённый “Дню защиты детей”.
2. Физкультурный досуг “Путешествие в страну Спортландию” (старшая разновозрастная группа совместно с родителями).
3. Праздник “Волшебная песочница”. Организация игр и опытов с песком и водой.
4. Утренник, посвящённый “Дню памяти и скорби”.
5. Организация наблюдений в природе:
– “Как живешь, бабочка?”
– “Здравствуй, жучок!”
– “Бог в помощь, муравей!”
– “Ты откуда, ветерок?”
– “Куда делась дождевая вода”
– “Птичий концерт”
– “Как закладывают семена овощных культур”
– “Как сажают картофель”
– “Первые цветы лета”
– “Пусть одуванчик рисует себя сам”
– “Стремительный полёт стрекозы”
– “Тайные явления природы: радуга, облака, гроза, туман, роса”.
– “Кто нагрел скамейку?”
ИЮЛЬ.
1. Месячник здоровья:
Дни здоровья:
– 1 неделя – День цветов и трав,
– 2 неделя – День чистюль,
– 3 неделя – День Нептуна,
– 4 неделя – День Дерева,
2. Петров день (12 июля). Экскурсия на водоём
3. День сказки “Путешествие в страну Чудес”.
4. Организация экскурсий по объектам:
– Почта – (13.07 – день работников связи)
– Магазин – (28.07. – день работников торговли)
5. Организация наблюдений:
– “Как развиваются и растут овощные культуры”
– “Как цветет картофель?”
– “Ах, какая сладкая – ягодка садовая!”
– “Кто лишний на грядке?” – знакомство с
сорными растениями
– “Цветочный калейдоскоп”
– “Звуки леса”
– “День-ночь…”
– “Солнечный зайчик”
– “Снегопад летом?”
АВГУСТ.
1. Развлечение “Ильин день” – 2 августа.
2.Увлекательное путешествие для малышей по экологической тропе.
3.Экскурсия на поле “За молодым зелёным горошком”.
4. Праздник “В гостях у Витаминки”.
5.Утренник, посвящённый “Дню Республики Татарстан” – 30 августа.
6.Наблюдения и труд в природе:
– “Изменения в огороде”
– “Сбор молодого картофеля”
– “Сбор ягод”
– “Волшебная клумба”
– “Дорога, дорога, куда ты поведёшь?”
– “Сидит красна девица в темнице, а коса на улице”.
3. РАБОТА С СЕМЬЁЙ.
1. Консультации по организации летних спортивных игр и развлечений для детей дошкольного возраста на свежем воздухе. (Июнь).
2.Организация сбора растений для гербариев.
(В течении лета).
3. Привлечение родителей к организации спортивных праздников и тематических мероприятий
4. Родительское собрание “Формирование у детей начал экологической культуры”.
5. Привлечение родителей к созданию эколого-визуального пространства для воспитательно-образовательного процесса.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА.
- М.А.Васильева. Программа воспитания и обучения в детском саду. – М.: Просвещение, 2003
- О.Е.Громова. Стихи и рассказы о животном мире. – М.: издательство “Творческий центр сфера”.
- Б.Г.Свиридов. Времена года. Хрестоматия для маленьких. – Ростов-на-Дону: “Феникс”, 2000.
- А.Н.Зимина. Государственные праздники для дошкольников. Календарные обрядовые праздники для дошкольников.– М.: Центр педагогического образования, 2007.
- Е.А.Минакова. Экология для малышей. – К.: “Фолиантъ”, 2007
- Л.С.Журавлёва. Солнечная тропинка. – М.: издательство “Мозаика-синтез”,2006.
- В.И.Ашиков, С.Г.Ашикова. Семицветик. – М.: издательство “Российское педагогическое агентство”, 1997.
- С.Н.Николаева. Методика экологического воспитания в детском саду. – М.: Просвещение, 2006.