Цель урока: научить учащихся осознавать роль благотворительности в нашей жизни; дать информацию о возникновении и о разных направлениях мировой и российской благотворительности, о деятельности современных благотворителей; воспитание у уча-щихся таких качеств, как человечность, уважение, доброта.
Оборудование: мультимедийная программа, видеопроектор, выставка книг о российских и татарстанских благотворителях, справочники, плакаты и рисунки на тему благотворительности, фотографии, газеты и журналы.
Ход урока
1. Вступительное слово учителя.
– Ребята, здравствуйте! Пожалуйста, посмотрите друг на друга, улыбнитесь и ещё раз поздоровайтесь. Давайте подарим друг-другу хорошее настроение и начнём наш разговор на очень интересную тему. А домашнее задание мы проверим в ходе урока.
Как вы уже знаете из газет и журналов, из радио и телепрограмм, 2007 год в Татарстане был объявлен Годом благотворительности. (слайд №1 – эмблема Года благо-творительности). Давайте все вместе вдумаемся в суть слова “благотворительность”. Вы только вслушайтесь в эти две составляющие: благо – по толковому словарю Ожегова “- добро, то, что дает достаток, удовлетворение” и творить – “создавать, делать, совершать”. Как вы думаете, добрые дела можно было совершать только в 2007 году?
Ответ: Нет, мы должны совершать добрые поступки всю свою жизнь.
Учитель: Вот мы с вами и поговорим об исторических корнях такого явления, как благотворительность. Как вы думаете, у слова “благотворитель” есть синонимы?
Ответ: - Спонсор, меценат, филантроп, попечитель.
Первая страница – “История благотворительности”
Учитель: История не оставила нам имени первого спонсора или благотворителя, но мы смело можем утверждать, что начинание это давнее. Цари, богатые землевладельцы и купцы издавна проявляли свою щедрость и покровительство, одаривали бедных, строили храмы и устраивали празднества. Среди первых, чье имя в истории прочно связано с благотворительностью и даже стало нарицательным – Гай Цильний Меценат, приближённый императора Августина, поверенный в его политических и дипломатических делах. Этот римлянин в те ещё стародавние времена очень хорошо осознавал возможности искусства в формировании общественного мнения и помогал бедным музыкантам, поэтам. А как обстоит дело в нашей России? Корни российской благотворительности лежат в самом основании и развитии российского государства. Начало положил царский указ об образовании частных и общественных благо-творительных организаций в 1775 году. К 1860 году таких организаций было около 100, за тридцать последующих лет их число перевалило за 2000, а к 1902 году их было уже более 11 тысяч. 25 % этих организаций финансировалось из государственной казны, остальные – из средств частной благотворительности и добровольных пожертвований.
Благотворительность по-русски имела свой ни с чем не сравнимый характер: основная масса российских благотворителей на рубеже XX века были купцами. Наставляя младших братьев, известный богач, купец и меценат П. Рябушинский говорил, перефразируя фран-цузскую поговорку “знатность обязывает” в “богатство обязывает”. У всех на слуху до сих пор фамилии Третьякова, Мамонтова, Морозова (Слайд №2 – Третьяковская галерея).
В истории Татарстана также заложены традиции милосердия, заботы о малоимущих и немощных, традиции покровительства наукам, искусствам и образованию, участия в строительстве храмов. Людская память бережно хранит имена известных благотворителей и меценатов Апанаевых, Казаковых, Стахеевых, Юнусовых, Алафузова, Александровой-Гейнс, Шамова и многих других. (Слайд № 3 – дом Апанаевых в Казани). Эти имена воплотились в названия мечетей, театров, больниц и приютов. Многое из того, что было построено этими незаурядными личностями, сохранилось и сегодня. А теперь, ребята, мы будем “листать” следующие страницы нашего журнала – это ваши сообщения, подготовленные дома, о знаменитых меценатах России и Казанской губернии.
Страница вторая – “Юсуповы” (
слайд №4 – портрет Г.Юсупова)1 ученик: Род Юсуповых, самых уважаемых богачей, был знаменит не только в Казани, но и в Москве. Г. Юсупов являлся самым богатым человеком России: его годовой доход достигал 3 млн. рублей. В 1838 году он на свои деньги построил больницу. Там лечили и простых людей. В татарских деревнях он строит мечети. Его сыновья после смерти отца достойно продолжили благотворительную деятельность: в 1844 году они открывают в Казани первый “Приют для мусульманских сирот”. На деньги купцов Юсуповых была построена и самая красивая мечеть в г.Казань – мечеть Марджани. (слайд № 5 ).
За свои благородные дела братья Юсуповы получили очень большие государственные награды: Ибрагим Юнусов был удостоен ордена Святой Анны III степени и золотой медали, а его брат Исхак Юнусов был награждён орденом Святого Станислава III степени и золотой медалью. Они – первые в истории татарские купцы, удостоенные таких высоких наград.
Страница третья – “Стахеевы”
2 ученик: Стахеевы были самыми влиятельными и знаменитыми купцами Елабуги. Капитал был огромный: золотые прииски в Сибири, нефтяные промыслы, свое пароходство, заводы и фабрики. Многомиллионная торговля велась с Англией, Францией, Германией и Голландией. Годовой денежный оборот составлял около 150 млн. рублей. Часть денег Стахеевы выделяли на благотворительность. Например, купец I гильдии Иван Стахеев построил в 1857-1868 гг. Казанско-Богородицкий женский монастырь. На деньги купчихи Глафиры Федоровны Стахеевой было построено епархиальное женское училище. И сегодня это здание является украшением города и там находится Елабужский государственный педагогический институт. (слайд №6). Народ и сегодня с уважением относится к таким благотворителям: в 2003 году в Елабуге поставили памятник Д.И Стахееву.
Учитель: Ребята, вы знаете, г. Елабуга находится недалеко от нашего района. Следы купцов Стахеевых можно найти и на территории Сармановского района. В деревне Языково И.Стахеев построил в 1891 году церковь Михаила-Архангела. Здание церкви, украшенное венецианскими окнами, сохранилось до наших дней.
А теперь я хочу послушать ваши сообщения о современных благотворителях.
Страница четвертая – “Наши современники”,
3 ученик: В условиях рыночной экономики возрождение российской благотворительности и появления спонсорства было достаточно сложным. На Западе благотворительные акции – одна из причин предпочтения потребителем продукции компании. В нашей стране все не так просто. У безграничной российской души на первом месте доверие. А доверие заслужить очень сложно – требуется очень много добра совершить. Нам, татарстанцам, в этом отношении есть кому довериться, потому как благополучие республики неразрывно связано с нефтью, “черным золотом”, как мы привыкли слышать с детства от своих родителей-нефтяников.
Ни для кого не секрет, что компания “Татнефть” - бюджетообразующее предприятие. Налоговые поступления в бюджет республики составляют свыше 40 %. Оттого материальное и социальное положение юго-востока республики, как и Татарстана в целом, как и нашего посёлка нефтяников Джалиль в частности, во многом зависит от “Татнефти”. Это не только возведённые больницы, диагностические центры, школы, дошкольные учреждения, детские дома, санатории, стадионы, корты, спортзалы, парки и ещё целый ряд реконструированных и заново отстроенных объектов. Это – поддержка талантливых и способных школьников и студентов, подающих надежды спортсменов, путевка в жизнь сиротам из детских домов и интернатов, забота о ветеранах и пенсионерах, финансирование различных благотворительных программ и организация таких благотворительных фондов, как “Милосердие”, “Одарённые дети”, фонда духовного возрождения “Рухият”.
Компания “Татнефть” за последние годы построила и отреставрировала более трех десятков мечетей и православных храмов. На главную христианскую духовную обитель города Альметьевска – храм Казанской Божией Матери (слайд № 7) – помимо вложенных 65 миллионов рублей, компания выделила ещё средства, исчисляющиеся миллионами, на роспись иконостаса. Подобно тому, как казанскую больницу, построенную на деньги купца Якова Шамова, через столетия называют Шамовской, так и, глядя через столетия на храмы, мечети и больницы, жители этих мест будут поминать добрым словом “благотворящих” нефтяников.поженных 65 миллионов рублей, компания выделила ещё средства, исчисляющиеся миллионами, на роспись иконостаса.лаготворительных
4 ученик: А я хочу рассказать о фонде духовного возрождения “Рухият”.
Он был создан при компании ОАО “Татнефть” в 2007 году и с тех пор уже окончательно встал на ноги, набрался опыта. В первую очередь, фонд поддерживает талантливых и способных школьников и студентов, спонсирует соревнования республиканского и международного уровня. С первых дней своего существования фонд проводит фестиваль регионального детского творчества под названием “В стране поющего соловья”. (слайд № 5 – эмблема фестиваля). В фестивале принимают дети из 17 нефтяных городов и районов республики Татарстан. В этом году он проводился в 12 раз и объединяет вокруг себя уже 45 тысяч детей. Юные таланты могут соревноваться в своих возрастных категориях в 8 номинациях: вокальные ансамбли, вокал (соло), исполнители на народных инсрументах, фортепьяно, хореография, изобразительное искусство, литературное творчество. При покупке дорогих инструментов и обеспечении костюмами для выступлении фонд тоже оказывает существенную помощь.
Все участники фестиваля “В стране поющего соловья” получают не только возможность показать себя, проявить свой талант, но и подарки от фонда “Рухият”. Это и книги, напечатанные на средства фонда, альбомы и значки, посвящённые знаменательным событиям нефтяного региона, футболки с эмблемой фестиваля. Самое интересное, футболки каждый год бывают разного цвета и их получили уже только с нашей школы сотни детей. Если нам всем договориться и одеть эти футболки, то можно было бы увидеть, сколько у нас талантов, и как нам помогает фонд “Рухият”!
(Просмотр видеоматериала с литературного конкурса в рамках фестиваля “В стране поющего соловья” , г.Елабуга, лагерь “Космос”).
Вопросы для обсуждения по рисунку (слайд №8 )
- Кому поставлен этот памятник? Когда и где? ( это – памятник Благотворителю, он был открыт в 2008 году и стоит на площади Тысячелетия Казани. Бронзовая скульптура дедушки, катающего на телеге детишек).
- А кто прототип памятника? (Прототипом памятника является благотворитель Асгат Галимзянов)
- Что вы знаете об этом человеке? (А.Галимзянов всю свою жизнь помогает людям – деньги, заработанные своим трудом, направлял в детские дома и приюты. Сам он живет небогато, но за свою жизнь подарил детям около 70 микроавтобусов. Активная благотворительная деятельность А.Галимзянова отмечена орденами Трудового Красного Знамени, “За заслуги перед Республикой Татарстан”, золотой медалью Льва Толстого “За выдающийся вклад в дело защиты детства” и серебряной звездою святого апостола Андрея Первозванного “За Веру и Верность”.
Учитель: Мировая история полна примеров того, как богатство шло рука об руку с бедами, жадность и алчность вызывали разрушение личности, вели к жизненному краху. На протяжении веков наиболее зрелые и дальновидные люди решали эту проблему, на первый взгляд, странным способом – находили свое призвание, утешение и счастье в безвозмездном жертвовании на культуру и благо нуждающихся. Но ведь творить благо – удел не только обеспеченных. Прав был Аристотель, говоря: “Для того, чтобы совершать благородные поступки, не обязательно царить над сушей и морями”. Благотворительность – это особая форма духовно-нравственного поведения человека. Каждый из нас в силах выразить сочувствие тем, кто оказался в беде, нужде, болезни. Каждый способен сотворить благо в меру своих возможностей и сил. А теперь подумайте и ответьте, пожалуйста, на мой вопрос: вы, каждый из вас, что может сделать на благо другого человека?
Ответы:
– это пятачок в протянутую ручку старушки на паперти, на площади;
– это действенная помощь ветеранам, пенсионерам, живущим одиноко по соседству;
– а я хочу помочь нашим библиотекарям привести в порядок учебники;
– я предлагаю выступить с концертом в Доме-интернате для престарелых, ведь там живут одинокие и больные люди, навещать их некому.
Учитель: Ребята, спасибо за ваши ответы. Я верю, каждый из вас способен на сострадание и заботу. Вера в доброту и надежда на лучшее, подаренные уже отчаявшимся людям – тоже благотворительность. Начните с простого – протяните дружескую руку тому, кто нуждается в поддержке рядом с вами. Начните и проживите новую жизнь, творя благо для других, которое непременно возвратится сторицей.
Задание на дом: сделать краткий конспект материала, услышанного на уроке.