Повторение и обобщение изученного по теме "Имя существительное"

Разделы: Русский язык


Цель урока: обобщить и систематизировать сведения по теме

“Имя существительное”, закрепить знания орфограмм, изученных по теме, продолжать формировать умения объяснять правописание той или иной орфограммы, формировать навыки орфографической зоркости, продолжать развивать монологическую речь учащихся.

План урока:

  1. Организация класса.
  2. Сообщение темы и цели урока.
  3. Работа по теме: Систематизация знаний, умений и навыков учащихся.

1. Распознавание имени существительного, повторение орфографических правил. Фрагмент из текста К.Г. Паустовского записан на доске.

Можно ли остават(ь)ся равнодушным к родной природе? Живете ли вы в пустыне или на взморье, окружает ли вас лесная тишь, – все равно, нельзя (не) любить природу. И (не) понимает этого разве тот, кто никогда (не) жил в деревне, (не) вставал с первым лучом и (не) спешил в поле, (не) бежал заросшей межой к лесной опушке, (не) видел прозрачной речной глади, (не) слышал шепота волны, ласково бьющейся о бережок.

а) первый ученик вставляет пропущенные буквы, раскрывает скобки;
б) второй ученик выделяет окончания у имен существительных и определяет род и склонение;
в) третий ученик подчеркивает имена существительные как члены предложения, т.е. определяет синтаксическую роль имен существительных.

В тексте использованы существительные мужского, женского и средних родов.

Есть ли еще какие – либо существительные, вызывающие затруднения в определении рода?

– Да, существительные общего рода: забияка, плакса, неряха.

– Как определить склонения существительных? (I, II, III)

– Есть ли в русском языке существительные, не относящиеся к I, II и III склонению?

(Да, существительные разносклоняемые (на – мя, существительное путь) и несклоняемые (кофе, кашне)).

– Для чего нужно верно определить склонение имени существительного?

(Для определения гласной в безударном окончании имен существительных).

– На доске висит алгоритм, который поможет сделать правильный выбор гласной в окончании существительных.

img1.gif (6845 bytes)

2. Словарный диктант.

Задание: обозначить склонение, падеж, определить окончание существительных.

Встретиться на лекции, быть на открытии выставки, присутствовать при беседе с участницей экспедиции, побывать в башне крепости, выступить на конференции, спорить об идее повести и особенностях ее композиции, нет времени на посещение выставки современной живописи и архитектуры.

(работают 2 ученика).

– Ребята делают вывод о правописании падежных окончаний имен существительных, обращаясь к алгоритму.

– Обратите внимание на существительные времени

– В какой части слова присутствует безударная гласная? (в суффиксе).

– Назовите суффиксы имен существительных.

Устная работа с суффиксами существительных.

Задание: назвать суффикс, подобрать устно примеры.

Ец – горец – письмецо

Иц – пуговица, креслице

Ышк – перышко, гнездышко

Юшк – полюшко, волюшка

Ичк –пуговичка, табличка

Ечк – игрушечка, пташечка

Инк – горошинка, изюминка

Енк – вишенка, сосенка.

3.

– А как определить написание гласной в суффиксах -ек-, -ик-?

Работа с сигнальными карточками. Учитель называет существительные, а ученики показывают, какой суффикс должен быть в слове.

Звоночек, самолетик, подарочек, винтик, дружочек, фонарик, огонечек, ключик, кусочек, карандашик.

– А как определить написание согласной в суффиксах -чик-, -щик-?

Работа с сигнальными карточками. Учитель называет имена существительные, а ребята показывают, какой суффикс должен быть в этом слове.

Переводчик, грузчик, переплетчик, стекольщик, разносчик, наборщик, перебежчик, бетонщик.

4. Игра “Эстафета”. Работа по вариантам.

Задание: придумать и записать свои примеры (не повторяться).

I вариант записывает слова с -ек-

II вариант записывает слова с -ик-

III вариант записывает слова с -чик-

IV вариант записывает слова с -щик-

V вариант придумывает слова с суффиксом или окончанием, в котором была бы гласная “о” после шипящей.

VI вариант с гласным “е” после шипящих.

Ученикам V и VI вариантов поможет в этом текст, написанный на доске, но они придумывают и свои примеры. Весь класс участвует в проверке, внимательно слушают. Присуждается 6 баллов победителям.

– Как вы думаете, почему ребята V и VI вариантов получили такое задание? Ведь мы повторяем правописание суффиксов существительных?

(Правописание гласной в суффиксах и окончаниях существительных после шипящих подчиняется одному правилу).

Ребята могут сами составить алгоритм.

Дети снова обращаются к тексту, написанному на доске. Какое слово в тексте с гласной после шипящей не подчиняется этому правилу?

(Шепот. Гласная в корне).

  • – Ребята, прочитав не один раз текст, записанный на доске, мы как будто побывали ранним утром на берегу родной реки, полюбовались красотой своей малой Родины.
  • Мы с вами счастливые люди, потому что можем соприкасаться с родной природой каждый день.

    Давайте продолжим этот текст. Это фрагмент из рассказа К.Г. Паустовского. Я думаю, он бы не обиделся, если бы узнал, что у него будет столько соавторов.

    Задание: подумайте, может быть, вы словесно нарисуете зимний пейзаж.

    Сочинение – миниатюра “Дорогой сердцу край”. (5 минут).

  • Проверка творческой работы.
  • Обобщение, выводы, что повторили?
  • Комментирование оценок.
  • Домашнее задание: найдите в нашем тексте имена прилагательные, назовите известные вам грамматические признаки.