Творческая деятельность учащихся. Развитие мышления через исследовательскую деятельность

Разделы: Математика


Знание только тогда знание,
когда оно приобретено усилиями своей мысли,
а не памятью.
Л. Н. Толстой

Одним из важнейших направлений модернизации системы образования в России становится переход к старшей профильной школе. Основная идея модернизации общего среднего образования состоит в том, что образование должно стать более индивидуализированным, функциональным и эффективным.

Задача перед школой состоит в создании таких условий, чтобы каждый ученик нашёл себя, понял, к какой сфере своей будущей деятельности он склонен и наиболее способен.

Мир сегодня меняется так быстро, что простое накопление информации становится малоэффективным. Намного важнее уметь работать с этой информацией: искать, выбирать, систематизировать, применять, отбрасывать частности, понимать, какие новые знания необходимы, и где их получить, т.е. самому формировать свой образ мироощущения. Достижение этого коренным образом меняет цель учебной деятельности и характер взаимодействия учителя и ученика, направляя его на поиск нового.

Необходимо уделять особое внимание, творческому развитию учащихся, предлагая им проблемные вопросы, заставляющие активно работать мысль.

Поэтому, пять лет назад наша школа обратились к исследовательской деятельности учащихся, которая позволяла обеспечить достаточно высокий уровень самостоятельности и творческой активности ребят.

И я, как учитель математики и как классный руководитель, не осталась в стороне. Отталкиваясь от убеждения, что знания и умения становятся прочными только при условии, когда они добыты самостоятельным трудом, предложила своим ученикам принять участие в исследовательской работе.

Составной частью исследовательской деятельности является написание курсовой работы.

Курсовая работа – исследование, выполняемое учащимися в течение учебного года.

Основная цель – развитие креативного и коммуникативного потенциала личности, а также формирование навыков исследовательского и творческого мышления.

Главная цель организации исследовательской деятельности на уроках математики - формирование творческой личности, обладающей элементарными навыками самостоятельной работы. Участие в ней дает прекрасную возможность для самореализации личности школьника, его творческих способностей.

Учащиеся выполняющие творческие курсовые работы учатся:

  • работать с литературой;
  • обобщать выводы;
  • выступать перед аудиторией, вести дискуссию;
  • выражать результаты наблюдений и коротко их описывать;
  • делать выводы и излагать их в форме докладов, рефератов, тезисов.

По моим наблюдениям учащиеся, занимающиеся исследовательской деятельностью, более продуктивно работают, убедительно отстаивают свою точку зрения, могут понять и признать собственные ошибки, начинают творчески мыслить.

Кратко остановлюсь на основных этапах выполнения творческих и исследовательских курсовых работ по математике:

I этап – выбор темы исследования, постановка задач;

II этап – постановка целей и задач исследования;

III этап – сбор информации, работа с литературой (учебные пособия, книги, архивы, энциклопедии, Интернет и т.д.);

IV этап – выбор методов исследования; работа по выбранной теме; индивидуальные консультации;

V этап – формулирование выводов;

VI этап – оформление результатов исследования, творческий подход при создании презентации к курсовой работе;

VII этап – защита курсовой работы на школьной научно-практической конференции.

Несомненно, обязательным условием развития творческих способностей учащихся является устранение доминирующей роли педагога. Самое сложное для меня, как учителя, — научиться быть консультантом. Трудно удержаться от подсказок. Но важно в ходе консультаций только отвечать на возникающие у школьников вопросы.

Поэтому роль педагога различна на разных этапах организации исследовательской деятельности.

  • При выявлении детей, предрасположенных к исследовательской работе, моя роль чаще доминирующая.
  • При определении темы – я выступаю в роли консультанта.
  • При выполнении работы – я снова являюсь консультантом. Ученику предоставляется максимальная самостоятельность.
  • При защите работ, учитель и учащиеся — равноправные партнеры.

Учителю надо помнить, что когда ученику позволяется самостоятельно что-то открыть или изобрести, то развивается его творческое мышление.

Среди различных форм представления результатов исследований следует особо выделить компьютерные презентации. Современная вычислительная техника позволяет сообщить зрителю максимальное количество информации в наглядной, доступной и занимательной форме.

Мои ученики для создания компьютерных презентаций используют программу Microsoft Power Point, все версии которой позволяют демонстрировать текст (устный и печатный), рисунки, таблицы, графики, видеофрагменты и т.п. с эффектами анимации в определенной последовательности и в различных сочетаниях. В программе также имеется возможность изготовления раздаточных материалов по каждой презентации.

Завершающим этапом в разработке курсовой работы является публичная защита результатов своей деятельности в виде доклада на школьной научно-практической конференции, которая проходит в апреле-мае.

И хотя исследовательской деятельностью я с учениками занимаюсь всего лишь пятый год, успехи в этой области уже есть. Исследовательские работы в области математики очень интересны ребятам. У меня большие планы на будущее и не меньшее желание работать в этом направлении.

“Творчество не имеет границ. Человек тысячи лет изучает всевозможные области как собственной, так и природной деятельности, но сказать, что он знает всё, невозможно, ибо жизнь потеряет смысл и интерес...”

Представляю вашему вниманию творческие работы моих учеников:

Курсовая работа по теме:

"Многочлены с одной переменной"

выполнили ученики 11 А класса

Мальцева Ольга, Богданов Антон,

Колесникова Яна.

2004-2005 учебный год

<Приложение 1>

Курсовая работа по теме:

"Функция, её свойства и график"

выполнили ученики 11 А класса

Бугаенко Григорий, Пшеничный Данил,

Фролов Иван

2004 - 2005 учебный год

Курсовая работа по теме:

"Способы решений систем линейных

уравнений"

выполнили ученики 11 А класса

Щербина Иван, Вершинин Захар,

Сергеев Максим

2004 - 2005 учебный год

Курсовая работа по теме:

"Элементарные функции"

выполнили ученицы 11 А класса

Гостева Элеонора, Маилян Сюне,

Реусова Дарья, Чмелёва Лена

2004 - 2005 учебный год

<Приложение 2>

Курсовая работа по теме:

"Абсолютная величина числа"

выполнили ученики 11 А класса

Акулова Виктория, Прищепа Вячеслав, Филиппова Яна

2004 - 2005 учебный год

img6.jpg (21346 bytes)

Курсовая работа по теме:

“Тригонометрия”

выполнили ученики 11 Б класса

Ярощук Сергей, Кулешов Александр,

Юрченко Сергей

2005 - 2006 учебный год

 <Приложение 3>

Курсовая работа по теме:

"Линейная алгебра.

Теория матриц. Применение в экономике"

выполнили ученики 11 Б класса

Максимова Ольга, Есауленко Борис, Садовников Андрей

2005 - 2006 учебный год

Курсовая работа по теме:

"Теория вероятности"

выполнили ученицы 11 Б класса

Ефименко Мария, Ковалёва Марина,

Погребняк Ольга, Коляда Наталья

2005 - 2006 учебный год

Учебно-исследовательская работа по теме: "Элементарные преобразования

графиков функций"

выполнила ученица 10 Б класса

Гетманская Анна

2007 - 2008 учебный год

Курсовая работа в виде электронного образовательного ресурса по теме: “Цифровой дидактический материал к учебнику математики, 6 класс, авторов Г.В.Дорофеева и Л.Г.Петерсон”

выполнили ученицы 10 Б класса

Капленко Светлана и Диденко Светлана

2008 – 2009 учебный год

<Приложение 4>

  Если Вы желаете просмотреть сами работы и компьютерные презентации к ним, приглашаю Вас посетить мой сайт http://yaroshchukmaria.ucoz.ru/

или пишите мне на электронный адрес mariika-25@mail.ru  Жду Ваших писем.