Знание только тогда знание,
когда оно приобретено усилиями своей мысли,
а не памятью.
Л. Н. Толстой
Одним из важнейших направлений модернизации системы образования в России становится переход к старшей профильной школе. Основная идея модернизации общего среднего образования состоит в том, что образование должно стать более индивидуализированным, функциональным и эффективным.
Задача перед школой состоит в создании таких условий, чтобы каждый ученик нашёл себя, понял, к какой сфере своей будущей деятельности он склонен и наиболее способен.
Мир сегодня меняется так быстро, что простое накопление информации становится малоэффективным. Намного важнее уметь работать с этой информацией: искать, выбирать, систематизировать, применять, отбрасывать частности, понимать, какие новые знания необходимы, и где их получить, т.е. самому формировать свой образ мироощущения. Достижение этого коренным образом меняет цель учебной деятельности и характер взаимодействия учителя и ученика, направляя его на поиск нового.
Необходимо уделять особое внимание, творческому развитию учащихся, предлагая им проблемные вопросы, заставляющие активно работать мысль.
Поэтому, пять лет назад наша школа обратились к исследовательской деятельности учащихся, которая позволяла обеспечить достаточно высокий уровень самостоятельности и творческой активности ребят.
И я, как учитель математики и как классный руководитель, не осталась в стороне. Отталкиваясь от убеждения, что знания и умения становятся прочными только при условии, когда они добыты самостоятельным трудом, предложила своим ученикам принять участие в исследовательской работе.
Составной частью исследовательской деятельности является написание курсовой работы.
Курсовая работа – исследование, выполняемое учащимися в течение учебного года.
Основная цель – развитие креативного и коммуникативного потенциала личности, а также формирование навыков исследовательского и творческого мышления.
Главная цель организации исследовательской деятельности на уроках математики - формирование творческой личности, обладающей элементарными навыками самостоятельной работы. Участие в ней дает прекрасную возможность для самореализации личности школьника, его творческих способностей.
Учащиеся выполняющие творческие курсовые работы учатся:
- работать с литературой;
- обобщать выводы;
- выступать перед аудиторией, вести дискуссию;
- выражать результаты наблюдений и коротко их описывать;
- делать выводы и излагать их в форме докладов, рефератов, тезисов.
По моим наблюдениям учащиеся, занимающиеся исследовательской деятельностью, более продуктивно работают, убедительно отстаивают свою точку зрения, могут понять и признать собственные ошибки, начинают творчески мыслить.
Кратко остановлюсь на основных этапах выполнения творческих и исследовательских курсовых работ по математике:
I этап – выбор темы исследования, постановка задач;
II этап – постановка целей и задач исследования;
III этап – сбор информации, работа с литературой (учебные пособия, книги, архивы, энциклопедии, Интернет и т.д.);
IV этап – выбор методов исследования; работа по выбранной теме; индивидуальные консультации;
V этап – формулирование выводов;
VI этап – оформление результатов исследования, творческий подход при создании презентации к курсовой работе;
VII этап – защита курсовой работы на школьной научно-практической конференции.
Несомненно, обязательным условием развития творческих способностей учащихся является устранение доминирующей роли педагога. Самое сложное для меня, как учителя, — научиться быть консультантом. Трудно удержаться от подсказок. Но важно в ходе консультаций только отвечать на возникающие у школьников вопросы.
Поэтому роль педагога различна на разных этапах организации исследовательской деятельности.
- При выявлении детей, предрасположенных к исследовательской работе, моя роль чаще доминирующая.
- При определении темы – я выступаю в роли консультанта.
- При выполнении работы – я снова являюсь консультантом. Ученику предоставляется максимальная самостоятельность.
- При защите работ, учитель и учащиеся — равноправные партнеры.
Учителю надо помнить, что когда ученику позволяется самостоятельно что-то открыть или изобрести, то развивается его творческое мышление.
Среди различных форм представления результатов исследований следует особо выделить компьютерные презентации. Современная вычислительная техника позволяет сообщить зрителю максимальное количество информации в наглядной, доступной и занимательной форме.
Мои ученики для создания компьютерных презентаций используют программу Microsoft Power Point, все версии которой позволяют демонстрировать текст (устный и печатный), рисунки, таблицы, графики, видеофрагменты и т.п. с эффектами анимации в определенной последовательности и в различных сочетаниях. В программе также имеется возможность изготовления раздаточных материалов по каждой презентации.
Завершающим этапом в разработке курсовой работы является публичная защита результатов своей деятельности в виде доклада на школьной научно-практической конференции, которая проходит в апреле-мае.
И хотя исследовательской деятельностью я с учениками занимаюсь всего лишь пятый год, успехи в этой области уже есть. Исследовательские работы в области математики очень интересны ребятам. У меня большие планы на будущее и не меньшее желание работать в этом направлении.
“Творчество не имеет границ. Человек тысячи лет изучает всевозможные области как собственной, так и природной деятельности, но сказать, что он знает всё, невозможно, ибо жизнь потеряет смысл и интерес...”
Представляю вашему вниманию творческие работы моих учеников:
Курсовая работа по теме: "Многочлены с одной переменной" выполнили ученики 11 А класса Мальцева Ольга, Богданов Антон, Колесникова Яна. 2004-2005 учебный год |
Курсовая работа по теме: "Функция, её свойства и график" выполнили ученики 11 А класса Бугаенко Григорий, Пшеничный Данил, Фролов Иван 2004 - 2005 учебный год |
Курсовая работа по теме: "Способы решений систем линейных уравнений" выполнили ученики 11 А класса Щербина Иван, Вершинин Захар, Сергеев Максим 2004 - 2005 учебный год |
Курсовая работа по теме: "Элементарные функции" выполнили ученицы 11 А класса Гостева Элеонора, Маилян Сюне, Реусова Дарья, Чмелёва Лена 2004 - 2005 учебный год |
Курсовая работа по
теме:
"Абсолютная величина числа" выполнили ученики 11 А класса Акулова Виктория, Прищепа Вячеслав, Филиппова Яна 2004 - 2005 учебный год |
Курсовая работа по теме: “Тригонометрия” выполнили ученики 11 Б класса Ярощук Сергей, Кулешов Александр, Юрченко Сергей 2005 - 2006 учебный год |
Курсовая работа по
теме:
"Линейная алгебра. Теория матриц. Применение в экономике" выполнили ученики 11 Б класса Максимова Ольга, Есауленко Борис, Садовников Андрей 2005 - 2006 учебный год |
Курсовая работа по
теме:
"Теория вероятности" выполнили ученицы 11 Б класса Ефименко Мария, Ковалёва Марина, Погребняк Ольга, Коляда Наталья 2005 - 2006 учебный год |
Учебно-исследовательская работа по теме: "Элементарные преобразования графиков функций" выполнила ученица 10 Б класса Гетманская Анна 2007 - 2008 учебный год |
Курсовая работа в виде электронного образовательного ресурса по теме: “Цифровой дидактический материал к учебнику математики, 6 класс, авторов Г.В.Дорофеева и Л.Г.Петерсон” выполнили ученицы 10 Б класса Капленко Светлана и Диденко Светлана 2008 – 2009 учебный год |
Если Вы желаете просмотреть сами работы и
компьютерные презентации к ним, приглашаю Вас
посетить мой сайт http://yaroshchukmaria.ucoz.ru/
или пишите мне на электронный адрес mariika-25@mail.ru Жду Ваших писем. |