Модульный урок "Разряды прилагательных по значению"

Разделы: Русский язык


М 1 Понятие о прилагательном.

М 2 Разряды прилагательных по значению.

М 3 Полные и краткие имена прилагательных.

М 4 Степени сравнения имен прилагательных.

М 5 Образование имен прилагательных.

Модуль 2 Разряды прилагательных по значению

Цель работы: усвоить понятие о разрядах имени прилагательного по значению и их опознавательные признаки.

Еще раз вспомни правила работы по модулю (см. плакат на доске)

Основные понятия данного модуля.

Все прилагательные делятся на три разряда:

  1. Качественные прилагательные
  2. Относительные прилагательные
  3. Притяжательные прилагательные

Задание: несколько раз произнеси по памяти названия разрядов прилагательных, выучи названия наизусть.

Учебный элемент 1 (УЭ 1) – теоретические сведения.

Учебный элемент 2 (УЭ 2) – практические задания.

Качественные прилагательные

УЭ 1

Качественные прилагательные обозначают такой признак (качество) предмета, который может быть в этом предмете в большей или меньшей степени, например:

Темная туча – Туча над нами темнее, чем все остальные.

Качественные прилагательные образуют степени сравнения: более темный, самый темный и краткую форму - туча темна. Качественные прилагательные могут сочетаться с наречиями очень, слишком и др., например: очень темный. От качественных прилагательных образуются сложные прилагательные путем их повтора: темный-темный, прилагательные с приставкой НЕ – неаккуратный.

УЭ 2

Задание 1. Перепиши текст, подчеркни волнистой линией качественные прилагательные.

Все мне мерещится поле с гречихою,
В маленьком доме сирень на окне.
Ясное-ясное, тихое-тихое
Летнее утро мерещится мне.

Найди в тексте прилагательное, которое не является качественным, выпиши его, покажи запись учителю.

Задание 2. Озаглавьте текст. Спишите, подчеркивая качественные прилагательные как члены предложения.

Но лучше всего были сум…рки, когда над сырыми березовыми рощ…ми подымал…сь туманная луна. На вечерн…м небе в…днелись тонкие тени пл…кучих ветвей.

В сиз…м воздухе ст…яли над лесом обл…кА и тлели слаб…м светом. А потом над огромн…й безмолвн…й землей воц…рялась ноч(?), до самых краев налитая прохладн…м воздухом и зап…хом воды.

Проверь свою работу по эталону, оцени себя: 1-2 ошибки – “4”, 3-4 ошибки – “3”, больше 4 ошибок – “2”, нет ошибок – “5”. Если возникнут вопросы, обратись за помощью к учителю.

Относительные прилагательные

УЭ 1

Относительные прилагательные обозначают такой признак предмета, который не может быть в предмете в большей или меньшей степени. Например, не может проявиться в различной степени признак в слове деревянный: деревянный дом, деревянный ящик, деревянная ложка, деревянная пуговица.

Относительные прилагательные обозначают материал, из которых сделан состоит предмет (глиняный, каменный), пространственные, временные признаки предмета (здешний, городской, вчерашний, январский)

Относительные прилагательные не имеют степеней сравнения, краткой формы и не сочетаются с наречием очень.

УЭ 2

Задание 1. Спиши предложения, подчеркни относительные прилагательные.

Верёвочные провода над крышей задрожали.

С московского вокзала Женя не успела послать телеграмму отцу, и поэтому, сойдя с дачного поезда, она решила разыскать поселковую почту.

Через открытое окно доносились далекие гудки паровозов, лай собак и удары волейбольного мяча.

Она заглянула в соседнюю комнату.

Здесь стоял письменный стол, на нём чернильный прибор, пепельница, небольшое зеркало.

Проверь свою работу по эталону, оцени себя: 1-2 ошибки – “4”, 3-4 ошибки – “3”, больше 4 ошибок – “2”, нет ошибок – “5”. Если возникнут вопросы, обратись за помощью к учителю.

Задание 2. Упражнение “Допиши слова в строке!”:

Отношение предмета

а) к материалу: оловянный, …
б) к месту: подземный, …
в) ко времени: давнишний, …
г) к действию: нагревательный, …

Обсуди результаты работы с товарищем.

УЭ 1

Изучи образец рассуждения: русский – это относительное прилагательное, так как обозначает такой признак, который не может быть в предмете в большей или меньшей степени и поэтому не имеет краткой формы, степени сравнения и не сочетается с наречием очень.

УЭ 2

Задание 1. Спиши, подчеркивая относительные предложения как члены предложения. Докажи устно, что они являются относительными (см. образец доказательства выше).

У многих русских рек, наподобие Волг…, один берег горный, другой луговой: у Исты тоже. Эта небольшая реч(?)ка в…ется чрезвычайно пр…хотливо, ползет змеёй, ни на (пол)версты (не)теч…т прямо, и в ином мест…, с высоты крутого холма в…дна верст на десять, со своими пл…тинами, прудами, мел(?)ницами, огородами. Мален(?)кие кулич…ки-песоч(?)ники со свистом перелетывают вдоль каменистых берегов; дики…утки выплывают на середину прудов и осторожно озирают(?)ся.

Задание 2. Запиши данные относительные прилагательные группами

а) характеризующие предмет по материалу,
б) характеризующие предмет по месту,
в) характеризующие предмет по времени,
г) характеризующие предмет по действию.

С…годняшний, завтр..шний, тамошний, городской, сел(?)ский, отрывной, обл…денелый, точил(?)ный, наб…вной, деревянный, глиняный, с…ребряный, ст…клянный, с…ломенный, кожаный, вч…рашний, передний, задний, верхний, нижний, осенний, зимний, в…черний, утренний, п…дземный, давнишний, нагр…вательный, временный, семенной, языковая (колбаса).

Проверь работу своего товарища после выполнения последних двух предложений.

Притяжательные прилагательные

УЭ 1

Притяжательные прилагательные обозначают принадлежность чего-либо лицу или животному и отвечают на вопросы чей? чья? чьё?

Притяжательные прилагательные имеют суффиксы –ов(-ев), -ин(-ын), -ий (а в косвенных падежах мужского рода и во всех падежах женского и среднего рода –й: (чей?) сестрин, волчий, (чья?) волчья, (чьё?) волчье.

УЭ 2

Задание 1. Озаглавьте текст. Спишите, расставляя пропущенные запятые. Подчеркните притяжательные прилагательные как члены предложения.

Разными тропами досталось мне ходить: и медвеж…ими и кабан…ими и волч…ми и заяч…ими и даже птич…ими. Но по такой ш…л впервые.

Тропинку эту ра…чистили и протоптали мурав…и. Их было много-много. Слюдяные крылышки насекомых бл…стели, и казалось, что между тр…винками л…ётся струйка воды.

Я иду около дорог…, проделанной мурав…ями, и сч…таю шаги: шестьдесят пять семьдесят. Это моих, больших а сколько же мурав…и должны с(з)делать! Сер…зная тропа! Я присел на камень. Сижу и смотрю как б…ётся под ногами живая жизнь.

Задание 2. Ъ или Ь? Спиши и подчеркни притяжательные прилагательные.

Верблюж…я колюч(?)ка, пахн…т сырост…ю, под…езд к павил…ону, молоч(?)ный кисел(?), бул…он из шампин…онов, пастуш…я сумка, маш…т крыл…ями, с…езжать с круч…, вет(?)ви ел…, выл…ю из кастрюл…, нян(?)чить внуч(?)ку, волч…я шкура, пис…мо сестрич(?)ке, колос…я яч(?)меня, об…ят огнём, об…яснить смысл п…есы, бел…ё на веревк…, об…ездной путь, шахтерская сем…я, лис…я н…ра.

Задание 3. Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Над притяжательными прилагательными надпишите род, падеж.

Лисичка сидит да приговаривает Мерзни мерзни волч… хвост.

Подивился старик лис… хитрости.

Кто там бежит? спрашивает лисица, услышав собач…лай.

Поселилась лиса в заяч…избенке а зайчика выгнала.

Содрал волк баран… шкуру и ждет Котофея Ивановича.

Проверь свою работу по эталону, если возникнут вопросы, обратись к учителю. Поставь себе оценку.

Выходной контроль (оценивает учитель)

Тест.

Запиши в строчку только четыре буквы, соответствующие правильному ответу, например: А А В Б.

  1. Прилагательное светлый относится к разряду:
  2. а) качественных прилагательных,
    б) относительных прилагательных,
    в) притяжательных прилагательных.

  3. Степени сравнения и краткую форму образуют:
  4. а) притяжательные прилагательные,
    б) качественные прилагательные,
    в) относительные прилагательные.

  5. Найдите притяжательное прилагательное:
  6. а) угрюмый,
    б) звонкий,
    в) волчий,
    г) золотой.

  7. Относительные прилагательные:

а) обозначают такой признак предмета, который не может в предмете быть в большей или меньшей степени,
б) обозначают такой признак предмета, который может быть в этом предмете в большей или меньшей степени,
в) обозначают принадлежность чего-либо лицу или животному.

Эталон 1

1.

Все мне мерещится поле с гречихою,
В маленьком доме сирень на окне.
Ясное-ясное, тихое-тихое

Летнее утро мерещится мне.

2.

Но лучше всего были сумерки, когда над сырыми берёзовыми рощами подымалась туманная луна. На вечернем небе виднелись тонкие тени плакучих ветвей.

В сизом воздухе стояли над лесом облака и тлели слабым светом. А потом над огромной безмолвной землёй воцарялась ночь, до самых краёв налитая прохладным воздухом и запахом воды.

Эталон 2

Верёвочные провода над крышей задрожали.

С московского вокзала Женя не успела послать телеграмму отцу, и поэтому, сойдя с дачного поезда, она решила разыскать поселковую почту.

Через открытое окно доносились далекие гудки паровозов, лай собак и удары волейбольного мяча.

Она заглянула в соседнюю комнату.

Здесь стоял письменный стол, на нём чернильный прибор, пепельница, небольшое зеркало.

Эталон 3

У многих русских рек, наподобие Волги, один берег горный, другой луговой: у Исты тоже. Эта небольшая речка вьется чрезвычайно прихотливо, ползет змеёй, ни на полверсты не течёт прямо, и в ином месте, с высоты крутого холма видна верст на десять, со своими плотинами, прудами, мельницами, огородами. Маленькие куличики-песочники со свистом перелетывают вдоль каменистых берегов; дикие утки выплывают на середину прудов и осторожно озираются.

Характеризующие предмет по материалу: деревянный, глиняный, серебряный, стеклянный, соломенный, кожаный, семенной, языковая (колбаса).

Ххарактеризующие предмет по месту: тамошний, городской, сельский, передний, задний, верхний, нижний, подземный.

Характеризующие предмет по времени: сегодняшний, завтрашний вчерашний, осенний, зимний, вечерний, утренний, давнишний, временный.

Характеризующие предмет по действию: отрывной, обледенелый, точильный, набивной, нагревательный.

Эталон 4

Разными тропами досталось мне ходить: и медвежьими, и кабаньими, и волчьими, и заячьими, и даже птичьими. Но по такой шёл впервые.

Тропинку эту расчистили и протоптали муравьи. Их было много-много. Слюдяные крылышки насекомых блестели, и казалось, что между травинками льётся струйка воды.

Я иду около дороги, проделанной муравьями, и считаю шаги: шестьдесят пять, семьдесят. Это моих, больших, а сколько же муравьи должны сделать! Серьезная тропа! Я присел на камень. Сижу и смотрю, как бьётся под ногами живая жизнь.

Верблюжья колючка, пахнет сыростью, подъезд к павильону, молочный кисель, бульон из шампиньонов, пастушья сумка, машет крыльями, съезжать с кручи, ветви ели, вылью из кастрюли, нянчить внучку, волчья шкура, письмо сестричке, колосья ячменя, объят огнём, объяснить смысл пьесы, бельё на веревке, объездной путь, шахтерская семья, лисья нора.

Лисичка сидит да приговаривает: “ Мерзни, мерзни, волчий хвост”.

Подивился старик лисьей хитрости.

“Кто там бежит?” - спрашивает лисица, услышав собачий лай.

Поселилась лиса в заячьей избенке, а зайчика выгнала.

Содрал волк баранью шкуру и ждет Котофея Ивановича.