Урок окружающего мира по теме "Вселенная или Космос"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • Сформировать знания о Солнечной системе, её составе, о месте Земли в Солнечной системе, показать значение Солнца для всего живого на Земле;
  • Развивать пространственное воображение, абстрактное мышление, любознательность, расширять кругозор учащихся;
  • Воспитывать чувство любви к планете Земля, гордость за свою страну, соотечественников - первооткрывателей Космоса.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы и целей урока.

- Сегодня мы скучать не будем.
Про лень, тоску мы позабудем.
Мы оторвёмся от Земли туда,
Где бороздят просторы корабли,
Где вечный мрак,
Спокойствие Вселенной,
В то место, что зовётся Солнечной системой.

- На этом уроке мы перенесёмся в космические просторы, будем говорить о космических объектах, о Солнечной системе и о том, какое место занимает Земля в ней.

III. Изучение нового материала.

1) Знакомство с понятиями "Космос, Вселенная"

- С незапамятных времен небо привлекало к себе внимание людей, вызывало у наших далеких предков любопытство и восторг, страх и желание познать неведомое. Сегодня я предлагаю вам посмотреть на мир глазами астрономов. Давайте с вами выясним, кто такие астрономы. Я готова выслушать ваши предположения. (Слайд №2)

- Верно. Астрономы - люди, изучающие звёзды. Наука о звёздном небе называется астрономией. Астрономия - самая древняя из наук. Первых астрономов называли звездочётами. Известно, что даже пещерные люди наблюдали звёздное небо, потому что на стенах пещер найдены рисунки, свидетельствующие об этом.

- Какие космические тела могут наблюдать астрономы на небе днём, какие ночью?

- С точки зрения астрономов мир - это Вселенная или Космос. Как предполагается, Вселенная возникла в результате мощного взрыва, который произошёл примерно 15 миллиардов лет назад.

2) Знакомство с понятием "Солнце-звезда"

- О каком космическом теле пойдёт речь в загадке?

Жёлтая тарелка на небе висит.
Жёлтая тарелка всем тепло дарит.

- Правильно. Это Солнце. (Слайд №3). Что узнали о Солнце из загадки? Какое значение имеет Солнце для жизни на земле? Какие изменения произойдут на нашей Земле, если исчезнет Солнце? Вспомните, как перепугались звери в сказки К.И.Чуковского, когда "крокодил в небе солнце проглотил". Почему они перепугались?

- Солнце - самая важная для человека звезда. Она дарит нам свет и тепло. Солнце - ближайшая к Земле звезда. Это огромное раскаленное космическое тело, имеющее форму шара. Ученые, которые изучают Солнце, говорят, что его поверхность напоминает кипящую "кашу". Температура такой "каши" - 6000°. Масса Солнца в 330 тысяч раз больше массы нашей планеты. (Слайд №4)

- Почему же Солнце тогда кажется нам таким маленьким, несмотря на свои размеры?

- Расстояние от Земли до Солнца 150 миллионов километров. Чем дальше от нас находится предмет, тем меньше он кажется. (Слайд №5)

3) Знакомство с понятием "Солнечная система"

- Солнце и движущиеся вокруг него планеты составляют нашу Солнечную систему. Наша Земля - тоже планета Солнечной системы. Планеты располагаются таким образом в порядке удаления от Солнца: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон. (Слайд №6)

- Какая планета получает самое большое количество тепла от Солнца? Почему?

-Меркурий - ближайшая к Солнцу планета.

Жара нестерпима! Изжарит котлету!

- Назовите самую холодную планету. Самую большую.

4) Планета Земля. Луна - спутник Земли.

- О какой планете идёт речь в этом стихотворении?

Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелетных.
Лишь на ней одной цветут
Ландыши в траве зеленой,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивленно:

- Это наша планета - Земля. (Слайд №7) Какая она, наша планета?

- Космонавты с любовью называют Землю "Голубая планета". Почему она такая голубая?

- На Земле не только много воды, она ещё имеет воздушную оболочку, атмосферу, и эта оболочка придаёт планете голубой цвет.

- Чем отличается наша планета от других?

- На Земле достаточно света и тепла, обилие воды. Землю окутывает толстый слой воздуха. Всё это создало условия для появления жизни на Земле.

- Земля имеет естественный спутник. Кто догадался, как он называется?(Слайд №7)

- Луна - второй по яркости объект на земном небосводе после Солнца. Это первый и пока единственный внеземной объект естественного происхождения, на котором побывал человек. (Слайд №8)

- Посмотрите на слайд. Почему космонавты осматривают Луну в скафандрах?

- На Луне нет воздуха, нет воды, растительности - ничего живого.

5) Исследователи космоса

-Посмотрев на ночное небо, можно среди звёзд увидеть быстро движущиеся маленькие звёздочки - это искусственные спутники Земли, беспилотные космические корабли. Искусственные спутники сделаны человеком. (Слайд №9) Предположите, какую работу могут выполнять эти спутники?

- Искусственные спутники запущены в космос с разными целями: теле- и радиоспутники, метеоспутники, следящие за погодой, спутники-шпионы.

-Наша страна была всегда первой в исследовании космического пространства. Первый в мире искусственный спутник Земли запущен в нашей стране, которая раньше называлась СССР, 4 октября 1957 года. 12 апреля 1961 года с космодрома впервые стартовал космический корабль "Восток", на борту с пилотом-космонавтом Ю.А.Гагариным. Другой космонавт, наш земляк, кузбассовец А.А. Леонов совершил первый в истории человечества выход в открытый космос. Среди космонавтов есть женщины. Валентина Терешкова - первая женщина-космонавт. (Слайд №10)

- Космонавты - мужественные люди, которые могут находиться в космосе многое месяцы, годы. Чем занимаются космонавты? Чем питаются космонавты ?

- Пища космонавтов: маленькие буханочки хлеба на один укус, чтобы не было крошек; щи, борщи, компоты, упакованные в тюбики, как зубная паста; продукты размещаются маленькими порциями в специальные пакеты или в консервные банки. (Слайд №11)

IV. Закрепление пройденного материала.

Тест "Выбери правильный ответ". (Слайд №12)

1. Назови космическое тело:

а) облако в) Меркурий

б) самолёт г) снежинка

2. Мы живём на планете, которая называется:

а) Луна в) Плутон

б) Марс г) Земля

3. Луна - это:

а) планета в) естественный спутник Земли

б) звезда г) искусственный спутник Земли

4. Звезда, вокруг которой вращается наша планета, называется:

а) Вега в) Полярная

б) Солнце г) Сириус

V. Рефлексия.

Отгадайте загадку:

Одним планетам в небе скучно,
И чтобы было веселей,
Блуждая по Вселенной целой,
Они нашли себе друзей.
Какие это друзья?

- Верно, спутники. Какой спутник у Земли?

- Если вам понравилось космическое путешествие, покажите Луну рожками вверх, если нет - рожками вниз.

- Наука развивается. Люди многое узнали об огромной Вселенной, в которой мы живем, научились запускать искусственные спутники Земли и летать в космос. Направили космические ракеты на Луну и другие планеты, построили обсерватории, оснащенные современной техникой - все это для того, чтобы разгадать тайны Вселенной. Но еще многое предстоит понять и узнать, возможно, это делать придется Вам. Спасибо за урок! (Слайд № 14)

Приложение.