Цели урока:
- Обучающая : познакомить учащихся с Родиной Олимпийских игр.
- Развивающая: развитие речи - монологической, продолжить формировать умения работать с текстом, картой, схемой, иллюстрациями.
- Воспитывающая : привитие интереса и любви к спорту.
Оборудование: карта "Древняя Греция", плакаты, схема.
Ход урока:
Проверка домашнего задания.
1. Афинский мыслитель Сократ шутливо утверждал, что греки расселились вокруг моря, как лягушки вокруг болота? Почему он так говорил? Кого он имел ввиду?
2. Что образовывали греки в чужих странах?
3. Чем становились греческие колонии - как выглядела греческая колония? У карты: покажите на карте греческие колонии. Сиракузы, Массилия, Херсонес, Кирена.
4. Почему греки считали себя эллинами?
Греция - Элладой. Греки - эллинами, потому что, живя в чужых странах, они разговаривали на своем языке, использовали свой алфавит, поклонялись олимпийским богам.
Тест:
I. Почему греки покидали Родину?
а) вторжение первобытных племен
б) борьба между демосом и знатью
в) недостаток земли
г) стихийные бедствия
д) развитие ремесла и торговли.
II. Дайте определение терминов
1. пираты - морские разбойники
2. мрамор - твердый блестящий камень
3. колонии - поселение греков
4. демократия - власть народа.
III. Кем были эти боги в небесном мире древних греков? Соедините:
1. Афина - богиня мудрости и победы
2. Аид - бог подземного царства
3. Апполон - бог красоты
4. Гефест - бог кузнечного дела
5. Посейдон - бог моря
6. Зевс - бог неба.
IV. Кем были эти боги в небесном мире древних греков? Соедините:
1. Афина - богиня мудрости и победы
2. Аид - бог подземного царства
3. Апполон - бог красоты
4. Гефест - бог кузнечного дела
5. Посейдон - бог моря
6. Зевс - бог неба.
Назовите причины: почему греки покидали Грецию и селились в чужих странах?
1. Борьба демоса и знати
2. Недостаток земли
3. Развитие ремесла и торговли
4. Росло население Греции.
Изучение нового материала:
I. Вопрос к классу:
а) Что изображено на плакатах?
б) С каким событием они связаны?
в) А что вы знаете об Олимпийских играх? Это символы олимпийских игр.
II. Познакомить учащихся с темой и целью урока.
1. познакомить с Родиной олимпийских игр
2. выяснить, кто принимал участия в олимпийских играх
3. доказать, что олимпийские игры играли важную роль в жизни Греции.
III. На доске записан проблемный вопрос.
Докажите, что олимпийские игры имели важную роль в жизни Греции.
IV. Работа с документом - самостоятельно.
а) о чем говорится в мифе об основании олимпийских игр?
б) почему между ними шла борьба - за власть
в) кто одержал победу
г) почему их называли олимпийскими богами? Зевс был царей всех царей.
У карты:
1. Где расположена гора Олимп?
2. В какой части Греции?
3. Место проведения олимпийских игр.
V. Рассказ учителя о празднике объединявших эллинов.
Вывод: участвовать в олимпийских играх могли все: и богатые, и бедные.
Вывод: прекращались волны между полисами. На доске 776 г. до н. э.
VI. Комментированное чтение
1. кто мог участвовать в состязаниях?
2. в честь кого устраивались эти игры?
3. кто был участником олимпийских игр?
4. почему крестьяне и ремесленники не могли участвовать?
Словарное слово:
Как называли участника олимпийских игр - атлет - человек крепкого телосложения, силач.
Крестьяне не могли 10 месяцев тренироваться, ремесленник должен был делать посуду.
VII. Задание по составлению программ.
Лозунг программ - "Да победят сильнейшие!", "Все в Олимпию на игры!"
VII. Работа с иллюстрацией учебника.
а) что изображено на иллюстрации
б) как выглядел стадион
в) что представляла собой беговая дорожка и места для зрителей?
Словарное слово:
Стадион - место состязаний, удобно было тем, что можно было сидеть, лежать, стоять.
VIII. Рассказ учителя.
Словарное слово - пятиборье - пять основных состязаний: бег, прыжки в длину, метание копья и диска, борьба.
И так начиналось:
Утро, солнце. Все участники на стадионе, зрители тоже. Зрители могли сидеть, лежать, стоять. Но в этот день звучали клятвы.
Клятва:
Я Калий - сын Арифрона, афинянин, подтверждаю перед Зевсом, что тренироваться, как требуют древние традиции великого праздника, торжественно клянусь в том, что для достижения победы не буду употреблять неправильных приемов...
И все атлеты повторяли эти слова.
Стояла статуя Зевса Клятвенного, которому приносили обещания. В правой руке бог держал молнию - это было предупреждением для тех, кто давал ложную клятву. Затем в жертву приносили кабана, и начиналась церемония клятв атлетов. Затем к статуе подходили судьи. Еще раз напоминали, что в играх не должны участвовать, кто уличен в нечестном поступке.
Так говорили: "Запрещается убивать противника, прибегать к незаконным приемам, спорить с судьями.
А затем сами судьи поднимали руки к грозному божеству и тоже клялись:
"Клятвенно обещаю, буду выносить свои решения честно и неподкупно".
Вопрос к классу:
Почему необходима была такая церемония?
Одно из главных состязаний было пятиборье.
XI. Рассказ учителя о 2 днях состязаний.
На следующее утро звучал призыв. Занять место, нога к ноге - начинался бег.
Плакат на доске - бег.
Был атлет, которого видели только в начале и в конце дорожке, посередине никто его не успевал заметить. Другой бегун обгонял зайца. Третий бежал так быстро, даже не оставив следов на песке. Но были и свои законы: кто раньше срывался с места - били хлыстом.
Затем было метание копья и диска. С обеда начинались прыжки в длину: в руках атлет держал каменные или свинцовые гири. Выбрасывал руки вперед и прыгал.
Следующий день начинался с метания копья и диска. Диски весили 5 кг.
Были каменные или бронзовые. Далее борьба: тело смазывалось оливковым маслом, поэтому нужна была ловкость в борьбе. Атлеты старались вывалять друг друга в песке, а затем дальше продолжать борьбу.
Кроме этого был кулачный бой, бег с оружием в руках.
Так почему одним из главных состязаний было пятиборье?
Вывод: для того, чтобы победить нужна была сила, ловкость
Опережающее задание:
Кто приготовил сообщения о греческих атлетах?
Сильные, смелые атлеты, где могли участвовать?
Поднимите руки, кто посещает спортивные секции? Молодцы.
Давайте сейчас проведем тоже тренировку.
Физминутка:
Мы топаем ногами,
Мы руки поднимаем,
Мы головой качаем,
Мы руки опускаем,
Садимся, и работать начинаем. Работа с иллюстрацией учебника и схемой.
а) что вы видите на иллюстрации?
б) а что происходит?
в) Это на стадионе проводилось.
Ипподром - место конных состязаний. Оно находилось между стадионом и долиной реки Алфей. Участники должны были сделать 12 кругов. Это примерно 13 км. Это было захватывающее зрелище. Лошади любые: богатые и бедные. Но были случаи: лошадь богатого - наездник земледелец. Если он побеждал, то пальму победы присуждали хозяину лошади.
Столб - вселял дух - лошадиный ужас. Они ему приносили жертву. Лошади при повороте у столба и, если это было близко, вставал на дыбы.
И наступал последний день олимпийских игр. Атлеты награждались венками из оливкового дерева. Обязательно назывался город - это важно. Затем шествие по стадиону. Впереди шли судьи, затем атлеты, а затем жрецы, следом вели лошадей. Со всех сторон кричали "Слава победителю".
Самостоятельная работа с текстом учебником.
1. Как встречали победителя?
2. Сколько раз могли участвовать в олимпийских играх?
3. Что говорил древний писатель об олимпийских играх?
Вывод:
Какое значение имели олимпийские игры?
Докажите, что олимпийские игры имели важное значение в жизни греков.
1. Прекращение войны.
2. Подготовка к войне, а война как подготовка к состязаниям.
3. Это праздник. Состязания показывали силу и красоту человека-атлета.
Заслушать программу, которую составили учащиеся. Зачитать свою программу. 1 вариант:
1 день - открытие
2, 3, 4 день - состязания
5 день - заключительный день, награждение победителей.
2 вариант:
1 день - открытие, клятва судей и атлетов.
2 день - начало пятиборья: бег, прыжки в длину.
3 день - борьба, метание копья и диска.
4 день - гонки на колесницах.
5 день - награждение победителей.
Закрепление нового материала:
1. Почему называются олимпийские игры?
2. Где зародились олимпийские игры?
3. Сколько дней продолжались олимпийские игры? А что за событие проходило летом 2004 года?
Домашнее задание: п. 33. Словарные слова выучить, по желанию составить рассказ устно "На Олимпийских играх", от имени участника или зрителя.
Ну, вот закончились олимпийские игры, победители получили в награду оливковый венок. Мы тоже принимали участие, давайте и мы наградим победителей. Выставление оценок.
Римский император Феодосии объявил их нечестивыми и запретил. И только в 19 в. н.э. опять стали проводить олимпийские игры.