Урок по истории на тему "Олимпийские игры"

Разделы: История и обществознание


Цели урока:

  • Обучающая: познакомить учащихся с Родиной Олимпийских игр.
  • Развивающая: развитие речи - монологической, продолжить формировать умения работать с текстом, картой, схемой, иллюстрациями.
  • Воспитывающая: привитие интереса и любви к спорту.

Оборудование: карта "Древняя Греция", плакаты, схема.

Ход урока:

Проверка домашнего задания.

1. Афинский мыслитель Сократ шутливо утверждал, что греки расселились вокруг моря, как лягушки вокруг болота? Почему он так говорил? Кого он имел ввиду?

2. Что образовывали греки в чужих странах?

3. Чем становились греческие колонии - как выглядела греческая колония? У карты: покажите на карте греческие колонии. Сиракузы, Массилия, Херсонес, Кирена.

4. Почему греки считали себя эллинами?

Греция - Элладой. Греки - эллинами, потому что, живя в чужых странах, они разговаривали на своем языке, использовали свой алфавит, поклонялись олимпийским богам.

Тест:

I. Почему греки покидали Родину?

а) вторжение первобытных племен

б) борьба между демосом и знатью

в) недостаток земли

г) стихийные бедствия

д) развитие ремесла и торговли.

II. Дайте определение терминов

1. пираты - морские разбойники

2. мрамор - твердый блестящий камень

3. колонии - поселение греков

4. демократия - власть народа.

III. Кем были эти боги в небесном мире древних греков? Соедините:

1. Афина - богиня мудрости и победы

2. Аид - бог подземного царства

3. Апполон - бог красоты

4. Гефест - бог кузнечного дела

5. Посейдон - бог моря

6. Зевс - бог неба.

IV. Кем были эти боги в небесном мире древних греков? Соедините:

1. Афина - богиня мудрости и победы

2. Аид - бог подземного царства

3. Апполон - бог красоты

4. Гефест - бог кузнечного дела

5. Посейдон - бог моря

6. Зевс - бог неба.

Назовите причины: почему греки покидали Грецию и селились в чужих странах?

1. Борьба демоса и знати

2. Недостаток земли

3. Развитие ремесла и торговли

4. Росло население Греции.

Изучение нового материала:

I. Вопрос к классу:

а) Что изображено на плакатах?

б) С каким событием они связаны?

в) А что вы знаете об Олимпийских играх? Это символы олимпийских игр.

II. Познакомить учащихся с темой и целью урока.

1. познакомить с Родиной олимпийских игр

2. выяснить, кто принимал участия в олимпийских играх

3. доказать, что олимпийские игры играли важную роль в жизни Греции.

III. На доске записан проблемный вопрос.

Докажите, что олимпийские игры имели важную роль в жизни Греции.

IV. Работа с документом - самостоятельно.

а) о чем говорится в мифе об основании олимпийских игр?

б) почему между ними шла борьба - за власть

в) кто одержал победу

г) почему их называли олимпийскими богами? Зевс был царей всех царей.

У карты:

1. Где расположена гора Олимп?

2. В какой части Греции?

3. Место проведения олимпийских игр.

V. Рассказ учителя о празднике объединявших эллинов.

Вывод: участвовать в олимпийских играх могли все: и богатые, и бедные.

Вывод: прекращались волны между полисами. На доске 776 г. до н. э.

VI. Комментированное чтение

1. кто мог участвовать в состязаниях?

2. в честь кого устраивались эти игры?

3. кто был участником олимпийских игр?

4. почему крестьяне и ремесленники не могли участвовать?

Словарное слово:

Как называли участника олимпийских игр - атлет - человек крепкого телосложения, силач.

Крестьяне не могли 10 месяцев тренироваться, ремесленник должен был делать посуду.

VII. Задание по составлению программ.

Лозунг программ - "Да победят сильнейшие!", "Все в Олимпию на игры!"

VII. Работа с иллюстрацией учебника.

а) что изображено на иллюстрации

б) как выглядел стадион

в) что представляла собой беговая дорожка и места для зрителей?

Словарное слово:

Стадион - место состязаний, удобно было тем, что можно было сидеть, лежать, стоять.

VIII. Рассказ учителя.

Словарное слово - пятиборье - пять основных состязаний: бег, прыжки в длину, метание копья и диска, борьба.

И так начиналось:

Утро, солнце. Все участники на стадионе, зрители тоже. Зрители могли сидеть, лежать, стоять. Но в этот день звучали клятвы.

Клятва:

Я Калий - сын Арифрона, афинянин, подтверждаю перед Зевсом, что тренироваться, как требуют древние традиции великого праздника, торжественно клянусь в том, что для достижения победы не буду употреблять неправильных приемов...

И все атлеты повторяли эти слова.

Стояла статуя Зевса Клятвенного, которому приносили обещания. В правой руке бог держал молнию - это было предупреждением для тех, кто давал ложную клятву. Затем в жертву приносили кабана, и начиналась церемония клятв атлетов. Затем к статуе подходили судьи. Еще раз напоминали, что в играх не должны участвовать, кто уличен в нечестном поступке.

Так говорили: "Запрещается убивать противника, прибегать к незаконным приемам, спорить с судьями.

А затем сами судьи поднимали руки к грозному божеству и тоже клялись:

"Клятвенно обещаю, буду выносить свои решения честно и неподкупно".

Вопрос к классу:

Почему необходима была такая церемония?

Одно из главных состязаний было пятиборье.

XI. Рассказ учителя о 2 днях состязаний.

На следующее утро звучал призыв. Занять место, нога к ноге - начинался бег.

Плакат на доске - бег.

Был атлет, которого видели только в начале и в конце дорожке, посередине никто его не успевал заметить. Другой бегун обгонял зайца. Третий бежал так быстро, даже не оставив следов на песке. Но были и свои законы: кто раньше срывался с места - били хлыстом.

Затем было метание копья и диска. С обеда начинались прыжки в длину: в руках атлет держал каменные или свинцовые гири. Выбрасывал руки вперед и прыгал.

Следующий день начинался с метания копья и диска. Диски весили 5 кг.

Были каменные или бронзовые. Далее борьба: тело смазывалось оливковым маслом, поэтому нужна была ловкость в борьбе. Атлеты старались вывалять друг друга в песке, а затем дальше продолжать борьбу.

Кроме этого был кулачный бой, бег с оружием в руках.

Так почему одним из главных состязаний было пятиборье?

Вывод: для того, чтобы победить нужна была сила, ловкость

Опережающее задание:

Кто приготовил сообщения о греческих атлетах?

Сильные, смелые атлеты, где могли участвовать?

Поднимите руки, кто посещает спортивные секции? Молодцы.

Давайте сейчас проведем тоже тренировку.

Физминутка:

Мы топаем ногами,
Мы руки поднимаем,
Мы головой качаем,
Мы руки опускаем,

Садимся, и работать начинаем. Работа с иллюстрацией учебника и схемой.

а) что вы видите на иллюстрации?

б) а что происходит?

в) Это на стадионе проводилось.

Ипподром - место конных состязаний. Оно находилось между стадионом и долиной реки Алфей. Участники должны были сделать 12 кругов. Это примерно 13 км. Это было захватывающее зрелище. Лошади любые: богатые и бедные. Но были случаи: лошадь богатого - наездник земледелец. Если он побеждал, то пальму победы присуждали хозяину лошади.

Столб - вселял дух - лошадиный ужас. Они ему приносили жертву. Лошади при повороте у столба и, если это было близко, вставал на дыбы.

И наступал последний день олимпийских игр. Атлеты награждались венками из оливкового дерева. Обязательно назывался город - это важно. Затем шествие по стадиону. Впереди шли судьи, затем атлеты, а затем жрецы, следом вели лошадей. Со всех сторон кричали "Слава победителю".

Самостоятельная работа с текстом учебником.

1. Как встречали победителя?

2. Сколько раз могли участвовать в олимпийских играх?

3. Что говорил древний писатель об олимпийских играх?

Вывод:

Какое значение имели олимпийские игры?

Докажите, что олимпийские игры имели важное значение в жизни греков.

1. Прекращение войны.

2. Подготовка к войне, а война как подготовка к состязаниям.

3. Это праздник. Состязания показывали силу и красоту человека-атлета.

Заслушать программу, которую составили учащиеся. Зачитать свою программу. 1 вариант:

1 день - открытие

2, 3, 4 день - состязания

5 день - заключительный день, награждение победителей.

2 вариант:

1 день - открытие, клятва судей и атлетов.

2 день - начало пятиборья: бег, прыжки в длину.

3 день - борьба, метание копья и диска.

4 день - гонки на колесницах.

5 день - награждение победителей.

Закрепление нового материала:

1. Почему называются олимпийские игры?

2. Где зародились олимпийские игры?

3. Сколько дней продолжались олимпийские игры? А что за событие проходило летом 2004 года?

Домашнее задание: п. 33. Словарные слова выучить, по желанию составить рассказ устно "На Олимпийских играх", от имени участника или зрителя.

Ну, вот закончились олимпийские игры, победители получили в награду оливковый венок. Мы тоже принимали участие, давайте и мы наградим победителей. Выставление оценок.

Римский император Феодосии объявил их нечестивыми и запретил. И только в 19 в. н.э. опять стали проводить олимпийские игры.