Обобщающий урок математики во 2–3-х классах по теме "Решение задач"

Разделы: Начальная школа


Цель урока: Совершенствовать умение решать задачи изученных видов, развивать умение анализировать и оценивать информацию, способствовать осознанию школьниками значимости бережного отношения к природе.

Оборудование: рисунки Смешариков, фишки, стаканчики для фишек, карточки с заданиями, карточки со знаками «+», «- », «х», «:», коробочка с сюрпризом, опоры с краткими записями задач и выражений.

Ход урока

1. Объяснение правил игры.

Учитель: « Сегодня мы побываем в гостях у Смешариков. Поиграем с ними в игру, посоревнуемся. В игре участвуют две команды. Первая команда – это вы, а вторая команда – это Смешарики. Смешарики будут предлагать вам задания. Если вы сможете выполнить их задания, то получаете фишки (от 1 до 5), в зависимости от задания и правильности его выполнения. Если задание не сможете выполнить, то фишки получают Смешарики. Победителем становится тот, кто больше наберёт фишек. Также победителей ждут призы в волшебной коробочке. Выполняя задания Смешариков, мы закрепим умение решать задачи изученных видов».

2. Первое задание предлагает Крош. (рисунок №1)

Рисунок 1

Он хочет проверить вашу готовность к решению задач.

а) Проведём математический диктант. Выполняют оба класса. 2 класс выполняет только те задания, которые умеет, 3 класс выполняет все задания.

Учитель читает задания, а ученики ставят знаки «+», «-», «х», «:» (по выбору).

- На сколько больше (меньше)?

- Меньше на 3

- Больше на 3

- Во сколько раз меньше?

- Во сколько раз больше?

- Увеличить на 3

- Уменьшить на 3

- Взяли 3 раза по 6

- Меньше в 3 раза

- Больше в 3 раза

б) Обсуждение в группе выбранных знаков

в) Коллективная проверка: учитель читает задания снова, а ученики показывают карточки с выбранными знаками.

г) Подведение итогов. Вручение фишек (за два правильных задания одна фишка).

3. Второе задание предлагает Лосяш (рисунок №2). Он любит видеть во всех событиях только хорошее.

Рисунок 2

а) Прочитайте запись с доски и ответьте на вопрос: « Это задача или не задача. Почему?»

Весной школьники посадили около школы 8 берёз, а дубков в 2 раза больше.

(Учащиеся приходят к выводу, что это не задача. Придумывают такой вопрос, чтобы задача решалась в два действия.)

Сколько всего деревьев посадили школьники?

- Получилась задача для учащихся 3 класса. Нужно изменить условие задачи так, чтобы её смогли решить второклассники. (Дети предлагают свои варианты).

б) Учащиеся 3 класса решают задачу с доски, а учащиеся 2 класса с карточек (по уровням).

1 уровень. Весной школьники посадили около школы 8 берёз, а дубков на 2 больше. Сколько всего деревьев посадили школьники?(узнай сначала, сколько посадили дубков, а потом объедини дубки и берёзки)

2 уровень. Весной школьники посадили около школы 8 берёз, а дубков на 2 больше. Сколько всего деревьев посадили школьники?

в) Обсуждение в группе решённой задачи. Проверка решения задачи у учащихся 2 класса учащимися 3 класса. Объяснение решения задач.

г) Детям предлагается ответить на вопрос Лосяша: « Что хорошего сделали для нашей планеты ребята?».

д) Подведение итогов. Вручение фишек (За правильно решённую задачу 5 фишек).

4. Третье задание предлагает Пин (рисунок №3). Он в чёрной шляпе, а это означает, что Пин просит нас быть внимательными и осторожными, учит видеть проблемы.

Рисунок 3

а) Необходимо по краткой записи составить тексты задач о подснежниках.

Краткая запись задачи для учащихся 2 класса:

  • Росло – 20 п.
  • Осталось – 5 п.
  • На сколько < осталось?

Краткая запись задачи для учащихся 3 класса:

  • Росло – 20 п.
  • Осталось – 5 п.
  • Во сколько раз < осталось?

б) Сравнение кратких записей и составление задач.

в) Решение задач самостоятельно, обсуждение в группе, анализ решённых задач.

г) Детям предлагается ответить на вопрос: « Что отрицательного вы заметили в текстах этих задач?»

д) Подведение итогов. Вручение фишек. (За правильно решённую задачу 5 фишек)

5. Физминутка

Зайка беленький сидит и ушами шевелит.
Вот так, вот так, он ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть, надо лапочки погреть.
Вот так, вот так, надо лапочки погреть.
Зайке холодно стоять, надо зайке поскакать.
Вот так, вот так, надо зайке поскакать.

6. Четвёртое задание предлагает Нюша (рисунок №4).

Рисунок 4

а) Решаем задачи устно. За каждую задачу можно получить одну фишку.

- У девочки 5 яблок. Она съела все, кроме трёх. Сколько яблок у неё осталось?

- В каком числе столько же цифр, сколько букв?

- Сколько пальчиков на руках у четырёх мальчиков?

- Нюше подарили торт. Она съела одну пятую часть торта. Сколько кусочков она съела? Сколько осталось?

- Летели три страуса. Охотник одного подстрелил. Сколько страусов продолжало лететь?

б) Нюша очень эмоциональная и чувствительная, поэтому она просит ответить на вопрос: «Какие чувства вызвала у вас последняя задача?»

в) Подведение итогов. Вручение фишек.

7. Пятое задание предлагает Совунья (рисунок №5).

Рисунок 5

а) На доске записан текст задачи для учеников 3 класса. (Учащиеся 2 класса решают задачу из учебника)

5 учащихся начальных классов сделали для птиц по 2 скворечника каждый, 7 учащихся старших классов сделали по 3 скворечника.

Объясните, что обозначают выражения:

  • 2х5
  • 3х7
  • 2х5+3х7

б) Дети советуются в группе, дают ответы

в) Проверка решения задачи у учащихся 2 класса.

г) – Совунья любит предлагать новые идеи. Поэтому она задаёт вопрос: «Как ещё можно помочь птицам?»

д) Подведение итогов. Вручение фишек.

8. Шестое задание предлагает Кар Карыч (рисунок №6). Он любит делать выводы, подводить итоги. Поэтому просит вас подвести итог нашего урока и решить тесты.

Рисунок 6

Тесты для учащихся 2 класса:

  1. Маша истратила 54 рубля, а Надя на 8 рублей больше. Сколько рублей истратила Надя?
    а) 50
    б) 52
    в) 63
    г) 62
  2. На площадке играли 14 мальчиков, а девочек на 3 меньше. Сколько всего детей играло на площадке?
    а) 17
    б) 19
    в) 11
    г) 25
  3. На клумбе расцвело 12 астр и 16 гладиолусов. На сколько больше расцвело гладиолусов?
    а) на 28
    б) на 4
    в) на 21
    г) на 17
  4. Раздали 8 открыток 4 ученикам поровну. Сколько открыток получил каждый ученик?
    а) 3
    б) 2
    в) 1
    г) 4

Тесты для учащихся 3 класса:

  1. В одной книге 42 страницы, а в другой в 6 раз меньше. Сколько страниц в двух книгах?
    а) 49
    б) 7
    в) 56
    г) 12
  2. Мама купила 2 кг груш по цене 40 рублей. Сколько рублей мама заплатила за покупку?
    а) 92
    б) 20
    в) 80
    г) 42
  3. На клумбе расцвело 20 астр и 5 гладиолусов. Во сколько раз больше расцвело астр?
  4. На 10 рублей можно купить 3 пучка редиски. Сколько денег надо заплатить за 6 таких пучков редиски?
    а) 18
    б) 20
    в) 60
    г) 30

Подведение итогов урока.

- Чему учились на уроке? Чему нас учили тексты задач? Чему ещё надо учиться?

Подведение итогов соревнования, подсчёт фишек. Вручение призов.