Мой край родной

Разделы: История и обществознание


Цели урока:

  1. Ознакомление с историей Красноярского края.
  2. Создание условий для развития мировоззренческой идеи «Мой край родной», где история, география, музыка тесно связали судьбы жителей Красноярья.
  3. Формирование духовной культуры учащихся.

Оборудование:

  • Для учащихся – лист бумаги, ручка, карандаш, цветные мелки, реквизит (эвенкийский национальный костюм, бубен).
  • Зрительный ряд: на стене – карта «Красноярский край», на доске – репродукции картин, плакаты.

Тип урока: урок – «путешествие».

Методы и формы учебной деятельности: рассказ учителя, выступления учеников с сообщениями, работа с картой, сценка, творческая пауза.

Структура урока:

  1. История Красноярского края.
  2. Столбы – это всегда интересно.
  3. Город – памятник.
  4. Эвенкия: в далекой северной стране…

Я приглашаю в гости вас
В любимый край родной.
Не длинным будет мой рассказ,
Но все-таки – с душой!
П. Рогозникова, ученица
Красноярской гимназии № 13.

Ход урока

I. Организационный момент.

Вступительное слово учителя. Дорогие ребята! Сегодня мы совершим увлекательное путешествие по местам далеким и близким, ведь нашему любимому Красноярскому краю исполняется 7 ноября 2009 года 75 лет. Нас ждут в заповеднике «Столбы», где мы будем любоваться великолепием скал; также мы побываем в городе Енисейске и узнаем, почему его называют городом-памятником; охотно встретимся с настоящим шаманом в эвенкийском поселке Байките. И еще много нового и интересного мы узнаем позже, ведь наш Красноярский край такой большой, что неизведанных мест в нем очень-очень много.

Итак, ребята, вы готовы к новым впечатлениям и увлекательным приключениям? Тогда – в путь!

II. Изучение новой темы

Рисунок 1

1. Реферат учителя «Географическая характеристика Красноярского края».

Огромные неизведанные пространства встретили людей, впервые пришедших в Приенисейский край. И ныне выражение «Малая родина» тоже не слишком подходит нашему региону. Ведь он занимает огромную территорию площадью 2,34 млн. кв. км., на которой могли бы свободно разместиться несколько европейских государств. В Российской Федерации наш край относится к наиболее крупным административным районам после республики Саха (Якутия).

Красноярский край расположен практически по середине страны. Именно здесь, у озера Виви (Эвенкийский АО), находится географический центр России с координатами 66°,25' с.ш., 94°,15' в.д. Кроме того, на территории края находится мыс Челюскин – крайняя северная точка материковой части России и всей Азии. Но не Красноярского края, потому что к последнему еще относятся архипелаг Северная Земля, а также острова Норденшельда, Вилькицкого, Сибирякова, Диксон и др.

Политико-административная граница края примыкает к Тюменской, Томской, Кемеровской областям и Алтайскому краю, к республикам Хакасия, Тыва и Саха, а также к Иркутской области.

1.1. Задание – маршрут № 1 (работа по карте):

а) Показать территорию Красноярского края на настенной карте. Определить словами его местонахождение.

б) Найти на карте самый крупный город Красноярья.

2. Сообщения учащихся по теме: «Столбы – это всегда интересно!»

Рисунок 2

2.1. Задание – маршрут № 2 (тест-опрос):

  1. В каком году Столбы были объявлены государственным заповедником –
    а) в 1935 г.;
    б) в 1902 г.;
    в) в 1925 г.?
  2. Сколько районов имеют Столбы –
    а) 2;
    б) 3;
    в) 4;
    г) 7?
  3. Какая высота у скал – гигантских скульптур –
    а) 85 м;
    б) 110 м;
    в) 120 м;
    г) 140 м?
  4. Самой удобной обувью для лазания по скалам считались –
    а) валенки;
    б) галоши;
    в) лапти.

2.2. Слово учителя: «Енисейск – город-памятник».

Рисунок 3

Учитель рассказывает о городе Енисейске, названном городом-памятником за то, что в нем насчитывается до 287 удивительных по красоте зданий, построенных два столетия назад; обращает внимание детей на множество церквей и монастырей, описывает Спасо-Преображенский мужской монастырь; «прикасается» к истории Енисейска, который славился продукцией кузнечного, серебряного дела, резчиков по дереву, кожевников, иконописцев и золотошвеек, августовскими ярмарками, где в основном обменивались русские, китайские и западноевропейские товары на пушнину (не случайно соболь – символ Енисейска – появился на гербе города в 1635 г.); говорит о том, что с XIX в.

Енисейск стал одним из центров российской золотопромышленности, также о судьбах знаменитых людей (декабристов, хирурга Войно-Ясенецкого, более известного как архиепископ Лука, памятник которому установлен на ул.Горького в Красноярске); подчеркивает то обстоятельство, что Красноярск, которому 380 лет (2009 г.), младше Енисейска (последнему исполнится в 2019 г. 400 лет).

3.1. Задание – маршрут № 3 (терминологический письменный опрос).

Икона –

Монастырь –

Архитектура –

Фрески –

Скульптура –

3.2. Сценка «В гостях у шамана».

Рисунок 4

Ученик – «шаман», сидя в своем эвенкийском национальном костюме и держа в руках бубен, рассказывает о своей родине, людях-нефтяниках, охотниках, рыбаках, оленеводах, о суровой, но прекрасной природе Эвенкии, затем переходит к истории-трагедии, произошедшей во время революции (1905 – 1907 г.г.), когда были истреблены все северные шаманы, так как новой власти не нужны были эти мудрые учителя – хранители традиций.

4.1. Задание – маршрут № 4 (экзамен):

  • Кто такой шаман?
  • Какие бывают духи?
  • Что такое «чум»?
  • Кто может стать шаманом?
  • Как передается шаманский титул и что для этого нужно?

5. Творческая пауза (песни о Севере в исполнении учащихся).

III. Заключительная часть.

Итоги. Оценки. Учитель благодарит учеников за активное участие на уроке – «путешествии».

Домашнее задание: выразить через рисунок свое впечатление от «путешествия» по Красноярскому краю.

УМК:

  1. Енисейская энциклопедия под редакцией Н.И. Дроздова. Красноярск. КОО «Ассоциация «Русская энциклопедия». 1998 г.;
  2. Учебное пособие по краеведению «Красноярье: пять веков истории». Красноярск. «Платина». 2005 г.;
  3. Литературно-художественный путеводитель для школьников «Путешествие по Красноярскому краю». Красноярск. 2009 г.;
  4. Стихи П.Рогозниковой.

Приложение:

  1. репродукции картин художников: А.Поздеев «Старый Красноярск», «Китайская стенка»; В.Мешков «В Туре», «Белая ночь на Енисее», «Родина оленей»; Н.Лой «Северное сияние», «Чумы. Полуночная тишина»; В.Кудринский «В сибирской деревне».
  2. Плакаты к схеме: ●Красноярск – ◦ Столбы – ◦ Енисейск – ◦ Байкит.