В школах, которые я знаю,
по - моему мало смеются.
Многое, что можно было
бы выучить смеясь,
учат слезами – горькими и
бесполезными.
Дж. Родари.
Наше время – это время перемен. Сейчас России нужны грамотные, коммуникабельные люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Богатый, выразительный, звучный, способный передавать тончайшие оттенки, наделённый почти безграничной творческой мыслью русский язык является одним из главных факторов решения этой проблемы.
Задачи формирования у школьников творческого подхода к делу, учению, активности и самостоятельности в поиске знаний особенно актуальны в настоящее время. Не секрет, что строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство, красоту и возможности русского языка, раскрыть все его ,,тайны”. В этом случае на помощь приходит курс «Умники и умницы или русский с увлечением».
Необходимость данного курса вызвана с одной стороны, интересом к знаниям вообще и желанием детей узнать что - то новое, интересное о русском языке. С другой стороны, необходимостью развития самостоятельности и активности учащихся, творческой инициативы, более прочного и сознательного усвоения, углубления знаний полученных на уроках русского языка материала, совершенствования навыков лингвистического анализа, повышения уровня языкового развития школьников. Данный курс важен и для осуществления преемственности в работе по русскому языку между начальной школой и старшими классами.
Данный курс рассчитан на детей с высокой учебной мотивацией. Он охватывает центральные темы курса «Русский язык» начальной школы. Набор детей проводится по результатам тестирования (обязательно на добровольной основе).
На занятиях детям предлагаются задания повышенной трудности, нестандартные упражнения. Учащиеся имеют возможность получить много увлекательных и полезных сведений о родном языке. Они знакомятся с лингвистическими сказками, разнообразными словесными играми; окунуться в мир русской поэзии; попытаются разгадать языковые «секреты» традиционных разделов русского языка.
Организация деятельности школьников основывается на общедидактических принципах: научности, сознательности и активности, систематичности и последовательности, доступности, наглядности, прочности, связи теории с практикой, индивидуального подхода, учётом возрастных особенностей (особенности проявления интересов у школьников определённого возраста) и психологические особенности. Обязательно используется принцип занимательности, помогающий возбудить и поддерживать интерес к предмету, стремление к познанию нового. Интересное, увлекательное в языке всегда окружает нас, его надо только выявить и особым образом подать детям, заставить их самих открывать интересное.
Основные условия успешного усвоения курса:
- добровольность участия школьников в занятиях;
- удовлетворение интересов и потребностей, творческое удовлетворение каждого учащегося.
Цель данной программы – углубление в сущность предмета «русский язык», воспитание интереса к его закономерностям, формирование творческой, активной и свободомыслящей личности.
В соответствии с этой целью ставятся задачи:
- формирование в сознании школьников богатого и прочного внутреннего содержания;
- способствование развитию творческого мышления: возникновению и упрочению значимых по ценности мыслей, представлений и творческой способности комбинировать их;
- формирование умений управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций;
- повышение уровня языкового и речевого развития, формирование нравственно-эстетической культуры.
- воспитание потребности совершенствовать свою устную и письменную речь, делать её более точной, правильной, богатой;
- способствование развитию интеллекта, активности и самостоятельности в поисках знаний.
Курс «Умники и умницы или русский с увлечением»» подготовлен с учётом программы по русскому языку, но не привязан конкретно к какому – либо из стандартных параллельных учебников. Курс отвечает обязательному минимуму содержания образования.
Данный курс предназначается для IV класса четырёхлетней начальной школы и рассчитан на 102 занятия (3 часа в неделю). В программу входят разделы: «Введение», «Занимательная фонетика», «Морфемика. Весёлое словообразование», «Синтаксис и пунктуация», «Морфология и орфография», Лексика и этимология».
Для каждого раздела указано рекомендуемое количество часов. Однако учитель может перераспределить часы по своему усмотрению.
Дидактическая база:
- словари;
- тестовые задания и проверочные работы повышенной сложности;
- карточки;
- дидактические игры;
- дидактический материал (4кл. «Юным умникам и умницам»);
- таблицы, схемы – опоры.
Программа
IV класс (102 ч.)
Введение (3 ч).
Происхождение языка.
Значение, история и происхождение слов.
Воспитание внимания и любви к языку, к родному краю. Развитие интеллектуальных способностей.
Занимательная фонетика (7 ч).
Углубление знаний по фонетике русского языка. Раскрытие «секретов» звуков и букв русского алфавита.
На занятиях используются весёлые стихи, рифмованные упражнения, лингвистические задачи, метаграммы, логогрифы, анаграммы, вопросы - шутки, грамматические сказки.
Развитие языкового чутья, интеллектуальных способностей, сообразительности, наблюдательности.
Морфемика. Весёлое словообразование (17 ч).
Углубление знаний о морфемах, о заключённых в них значениях. Раскрытие «секретов» некоторых морфем. Способы и средства образования слов.
Развитие умения читать «смысл» слова, определять значения, заключённые в морфемах. Развитие логического мышления, воображения, фантазии.
Синтаксис и пунктуация (16 ч).
Из истории слов.
Именные и глагольные словосочетания.
Простые и сложные предложения.
Грамматическая основа с одним главным членом предложения.
Слова, не являющиеся членами предложений.
Однородные члены предложения. Обобщающие слова при однородных членах предложения.
Предложения с прямой речью.
Углубление знаний о простых и сложных предложениях; предложениях с однородными членами; предложениях с прямой речью.«Секреты» предложений.
Морфология и орфография (33ч).
Имя существительное.
Имя прилагательное,
Местоимение.
Глагол.
«Ошибкоопасные» места и их «секреты».
Углубление знаний о частях речи и их морфологических признаках.«Секреты» частей речи.
Лексика (26 ч).
Устаревшие, новые, заимствованные слова. Слова общеупотребительные и ограниченные в употреблении. Крылатые слова (фразеологические обороты). Пословицы.
Фразеологические обороты- синонимы. Фразеологические обороты- антонимы. Прямое и переносное значение слов. Омонимы.
Работа со словарями.
Развитие лингвистических способностей, чувства языка. Побуждение интереса к языковым явлениям, истории народа, воспитание национальной гордости.
Развитие речи. Обогащение и совершенствование речи учащихся: работа по обогащению словарного запаса, грамматического строя речи, по развитию связной устной и письменной речи, орфоэпических навыков.
Дидактическая база:
- словари;
- тестовые задания и проверочные работы повышенной сложности;
- карточки;
- дидактические игры;
- дидактический материал (4кл. «Юным умникам и умницам»);
- таблицы, схемы – опоры.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся.
Звуковой строй русского языка. Способы обозначения звуков. Создание фонетического «портрета» слова.
Лексическое значение слова. Выделение морфем. Определение значения заключённого в морфеме. Умение подбирать однокоренные слова. Законы словообразования. Образование существительных и прилагательных с помощью суффиксов, глаголов с помощью приставок. Образование новых слов путём сложения.
Принципы русского правописания. Правильное написание слов с изученными орфограммами, указывание условий выбора орфограмм (фонетическое или морфологическое).
Самостоятельное нахождение решения грамматических задач.
Нахождение и исправление ошибок в словах с изученными орфограммами.
Умение пользоваться словарём; практически различать омонимы, синонимы и антонимы, подбирать синонимы и антонимы к данным словам; объяснять фразеологические обороты (доступные), подбирать фразеологические обороты - синонимы и обороты – антонимы; различать устаревшие и новые слова, прямое и переносное значение слов.
Умение решать синтаксические и пунктуационные задачи (доступные). Простые и сложные предложения; однородные члены предложения; предложения с прямой речью.
Умение осмысливать, анализировать, сравнивать, обобщать, сопоставлять (с учётом возрастных особенностей).
Умение различать типы текстов и по разному читать их.
Умение писать сочинения, используя всё словарное богатство русского языка.
Литература
1. Александрова Г. В. Занимательный русский язык. Санкт-Петербург, Тригон,1998.
2. Александрович Н. Ф. Занимательная грамматика. М., 1974.
3. Бондаренко С. М. Урок - творчество учителя. М., 1974.
4. Бондаренко С. М. Беседы о грамотности. М., 1977.
5. Бетенькова Н. М. Стихотворные упражнения как средство развития орфографического навыка. – «Начальная школа», 1991, № 6, с. 14.
6. Граник Г. Г. и др. Секреты орфографии. М., 1991.
7. Максимов В. И. К тайнам словообразования. М., 1980.
8. Новоторцева Н. В. Развитие речи детей. Ярославль, «Академия развития», 1997.
9. Панов Б. Т. Внеклассная работа по русскому языку. М., Просвещение, 1980.
10. Преображенская Е. П. Кружок русского языка в школе. М. – Л., Просвещение, 1966.
11. Рассказы о русском языке. Минск, 1985.
12. Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. Ярославль, «Академия развития», 1997.
13. Тимофеев Б. Н. Правильно ли мы говорим? Лениздат, 1963.
14. Ушаков Н. Н. Внеклассные занятия по русскому языку в нач. кл. М., 1971.
15. Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1-4)., 1 часть, М., Просвещение, 2002.