Цели урока:
- Образовательная: изучить особенности строения молекул белков определить взаимосвязь строения и функций белков в клетке;
- Развивающая: продолжить развитие у учащихся умения сравнивать состав и строение различных органических соединений.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Форма проведения урока: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Методы проведения урока: эвристический, репродуктивный.
Материалы и оборудование: персональный компьютер, мультимедийный проектор, экран, учебная доска, рабочая тетрадь.
План урока:
- Организационный момент.
- Актуализация знаний.
- Изучение нового материала:
- роль белков в клетке
- состав белков
- строение аминокислот
- структуры белков
- свойства белков
- Рефлексия.
- Домашнее задание.
Ход урока
1. Оргмомент.
2. Актуализация знаний.
Прежде чем приступить к изучению темы сегодняшнего урока, давайте еще раз вспомним и ответим на вопросы:
- Какие органические вещества входят в состав клетки?
- Какие элементы входят в состав органических веществ?
- Какие вещества считаются полимерами?
С помощью пластилина и спичек постройте модель полимера.
Обратите внимание на цели нашего сегодняшнего урока. Мы познакомимся с одними из важнейших органических веществ белками, или протеинами впереводе с греческого «протос»-первый, главный. (Слайды №2, 3, приложение)
3. .Изучение нового материала
Молекулы белков имеют большие размеры, поэтому их называют макромолекулами.
Содержание белков в различных клетках может колебаться от 50 до 80 процентов.
Состав белков. (Слайд №5, приложение)
В состав белков кроме С H O N могут входить S P Fe. Белки- полимеры, мономерами которых являются аминокислоты. В образовании огромного многообразия белков участвуют всего 20 аминокислот. Все аминокислоты содержат карбоксильную группу –COOH- с кислотными свойствами и аминную группу –NH2 с основными свойствами, что обеспечивает их высокую реактивность. Отличаются аминокислоты только углеводородным радикалом. Соединяясь молекулы аминокислоты образуют пептидные связи между углеродом кислотной и азотом основной групп.
Структуры белков. (Слайд №7, приложение)
Молекулы белков имеют различные пространственные конфигурации, ив их строении различают четыре уровня структурной организации:
- первичная структура белка – последовательность аминокислот в составе полипептидной цепи;
- вторичная структура имеет вид спирали в результате образования водородных связей между –СО и -NH- разных аминокислотных остатков полипептидной цепи;
- третичная структура- трехмерная пространственная упаковка полипептидной цепи. В результате образуется глобула;
- четвертичная структура возникает в результате соединения нескольких макромолекул с третичной стуктурой.
Свойства белков. (Слайд №8, приложение)
При изменении температуры, облучении рентгеновскими лучами, обезвоживании, резком изменении рН среды белковая молекула разрушается. Этот процесс называется денатурацией. Процесс денатурации обратим, если не разрушена первичная структура белка. Процесс восстановления естественной структуры белка называется ренатурацией.
По химическому составу белки делятся на просты и сложные (Слайд№ 9, приложение).
Слайд №9, приложение.
Работа в группах, работа с доской.
Слайд №10, приложение.
Домашнее задание: § 1.4,
Спасибо за работу