Тип урока: Урок комплексного применения ЗУН обучающихся
Цель:
- Познакомить учащихся с принципами русской орфографии;
- Уточнить понятие орфографии и орфограммы;
- Закрепить навыки правописания
Ход урока
1. Организационный момент
2. Актуализация знаний учащихся
(В ходе беседы на экране появляются слайды (приложение))
(Слайд 2, приложение)
- Многие ученые-лингвисты занимались проблемами правописания. Один из них – Лев Щерба. Согласны ли вы со следующим утверждением академика Л.Щербы? Ответ обоснуйте:
- …безграмотное писание читать трудно, точно едешь в таратайке по мёрзлой дороге;
- Писать безграмотно – это посягать на время людей, к которым мы адресуемся, а потому совершенно недопустимо в правильно организованном обществе;
- …совершенно ясно, что если все будут писать по-разному, то мы перестанем понимать друг друга.
- Какой раздел науки о языке изучает систему взаимосвязанных правил, регулирующих способы передачи звуков слабой позиции на письме?
- В чем вы видите назначение орфографии?
- Слова «орфография» и «правописание» близки по смыслу. Но можно ли считать их синонимами? (Слайд 3, приложение)
- Рассмотрите схему, которая поможет вам осознать содержание орфографической науки. (Слайд 4, приложение)
- Запишите схему в тетрадь
- Что такое орфограмма? (Слайд 5, приложение)
- Какие орфографические правила вы помните?
3. Объяснение нового материала
Современная русская орфография основывается на Своде правил, опубликованном в 1956 г. Правила русского языка отражены в грамматиках русского языка и орфографических словарях. Для школьников выходят специальные школьные орфографические словари. Но запомнить все правила очень сложно, на память невольно приходит знаменитый анекдот о том, как проходит урок русского языка в грузинской школе. Помните: "Учитель говорит: "Дорогие дети, русский язык ужасно трудный. В нем, например, слова сол, фасол, вермишел пишутся с мягким знаком, а слова вилька, булька, тарелька - без мягкого знака. Понять это невозможно, это можно только запомнить"".
Последняя фраза анекдота вполне отражает подход к изучению норм современного русского литературного языка отнюдь не только в грузинской, но и в самой что ни на есть русской школе.
Как и любая система, орфография строится на нескольких важных исходных положениях, которые называются принципами. Не все написания регулируются одинаково. Некоторые соответствуют произношению, иные объяснить трудно или практически невозможно. Ученые называют 4 принципа русской орфографии (слайд 6, приложение):
- Морфологический: единообразное написание значимых частей слова – корня, приставки, суффикса и окончания.
- Традиционный: написания, поддерживаемые традицией и не регулируемые правилами.
- Фонетический: написание в соответствии со звучанием.
- Дифференцирующий: написания, используемые для различения слов и их форм.
Кроме названных, в русской орфографии есть принципы, регулирующие слитное, раздельное и дефисное написание, употребление прописных букв, правила переноса слов и др. (Слайд 7, приложение)
Вся система орфографических правил опирается на эти принципы. Запишите таблицу в тетрадь.
4. Закрепление изученного.
Работа в парах и у доски
Что стало причиной ошибок в следующих словах? Какие принципы лежат в основе данных написаний? Спишите, устранив ошибки.
(Пятибальная система, стоватная лампочка, теплые и холодные дни вперемешку, полоскать щенка, странное навождение, прибывать в дурном настроении.)
Непременным условием овладения нормами современной русской орфографии является умение членить слово на морфемы. Произведите морфемный анализ слов (освободиться, испортившийся, услышал, злейшего, заболеть, люблю, противодействие, доел, объездчиком). (Слайды 8; 9, приложение)
Работа с карточками
Запишите слова в 4 группы в зависимости от принципа орфографии, лежащего в основе правописания данного слова (слайд 10, приложение):
(Дилетан…ский, небез…звестный, пред…нфарктный, бе…таланный, чре…мерный, не…дешний, к…вычки, о…делочный, вдумч…вый, подж…г сарай, умышленный прдж…г, компроми…, прил..гательное, пр…зреть сироту, пр…зирать труса, р…ссыпать, р…ссыпи, в речк…, берез…вый, чу…ство, те…аса, шумная к…мпания, избирательная к…мпания.)
Взаимопроверка (слайд 11, приложение).
5. Домашнее задание
В обычных ситуациях при свободном владении языком человек не задумывается над словесной формой выражения своей мысли — она выстраивается автоматически. Совсем не так с речью художественной. Она для нас не только носитель информации, но и сама информация. Подбор слов, грамматических форм и конструкций, даже звуков не менее важен, чем тема разговора. В литературе мы ищем не столько содержания речи, сколько саму речь. Художника ведёт чутьё. Он напряжённо ищет такие созвучия, слова, предложения, которые точно выражают именно то, что он думает и чувствует. В художественном тексте основное творческое усилие переносится с того, что сказано, на то, как сказано, глубину, неповторимость и силу. Читая художественное произведение, ощущаешь себя соавтором.
(По Л. Кац)
- Согласны ли вы с высказанной точкой зрения? Обоснуйте свой ответ, соглашаясь или не соглашаясь с автором. Приведите не менее 3—4 аргументов.
- Выпишите по 5 слов с морфологическим, традиционным и фонетическим написаниями.
6. Дополнительное задание.
Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.
Деревня ещё спала и даже петухи молчали. В мелком оси(нн,н)ике тихо и таинстве(нн,н)о пер..свистывались какие..то птицы. Все замерло в ожидании з..ри, и все вокруг остывшая за ночь, мокрая земля плав..щиеся облака на востоке, птицы пер..свистывающиеся среди зар..слей мо(жж,ж)евельника и сам я, шагающий с удочками к реке, мои шаги по росной траве, — всё казалось мне в это утро исполне(нн,н)ым такого великого смысла и значения, что я понимал себя тоже частицей вечности необходимым дополнением нового дня. Мне больно было мять траву землю хотелось слышать себя в этом пр..тихшем перед з..рею мире и слушать живую тишину и этих стра(нн,н)ых птиц, посвистывающих, как люди. А когда в мокрой дали под сизыми расплавле(нн,н)ыми облаками показалось солнце, я уже был на реке и видел как р..ждалось это начало всех начал как запели жаворонки как зас-ветился туман над водой как выпрыгивали с плеском и грохотом в этот лёгкий туман речные рыбы славя по(..)своему солнце и как в..сели на листьях осоки синие стр..козы дожидаясь солнечных лучей.
(Г. Семенов)
Выпишите по 5 слов с морфологическим, традиционным и фонетическим написаниями.
7. Итог урока. (Слайды 12-17, приложение)
- Укажите слова, в которых гласный пишется в соответствии с традиционным принципом русской орфографии:
1) трава;
2) бетон;
3) заслон;
4) батон;
5) вагон;
6) выгон.
(Ответ: 2, 4, 5.) - Укажите слова, написание которых опирается на фонетический принцип русской орфографии:
1) бездарный;
2) отважный;
3) бесплодный;
4) подходящий;
5) отсталый;
6) подробный.
(Ответ: 1, 3.)
1) предыстория;
2) розыгрыш;
3) представитель;
4) расписание;
5) заигрывать;
6) расписка.
(Ответ: 1, 2, 4, 6.) - Укажите слова, написание которых опирается на морфемный принцип русской орфографии:
1) умирать;
2) миролюбивый;
3) разыгрывать;
4) подбор.
(Ответ: 2, 4.)