Цели урока:
- продолжить формирование понятия давления жидкости на дно сосуда и изучение закона Паскаля на примере однородных и разнородных жидкостей в сообщающихся сосудах;
- формировать умения анализировать, сравнивать, находить примеры сообщающихся сосудов в быту, технике, природе.
Оборудование:
- Для учителя: стеклянные трубки, соединённые резиновой трубкой с зажимом, штативы, сообщающиеся сосуды разной формы. Подкрашенная вода, масло машинное. Модель фонтана, строительный уровень, бытовые приборы (чайник). Рисунки различных сообщающихся сосудов (шлюзы, сифон под раковиной, водопровод с водонапорной башней…)
- Для учеников: стаканы с водой, мензурки, бруски на нитке, линейки.
На доске: рисунки – сифон в раковине, чайник.
План урока.
ЭТАП |
ВРЕМЯ, мин |
ПРИЁМЫ И МЕТОДЫ. |
|
Введение | 2 | Беседа | |
Экспериментальное задание. | 11 | Фронтальный эксперимент | |
Подведение итогов фронтального эксперимента. Постановка учебных проблем | 4 | Фронтальный опрос. Сообщение учителя | |
4. | Изучение нового материала: исследование расположения уровня жидкости в сообщающихся сосудах | 15 | Беседа, эксперимент, записи на доске |
5. | Применение сообщающихся сосудов в быту, технике, природе. | 10 | Демонстрация моделей, таблиц, приборов. |
6. | Итоги урока. Домашнее задание. | 3 | Фронтальный опрос. Записи задания на доске и в дневниках. |
Ход урока
Введение
Экспериментальное задание.
Подведение итогов фронтального эксперимента. Постановка учебных проблем
На протяжении нескольких уроков мы изучаем давление, производимое жидкостями и газами. Что было нами установлено? (Добиться ответов: жидкости и газы оказывают весовое давление на дно и стенки сосудов, на все погруженные тела. Это давление зависит от плотности и глубины.)
Сейчас вам предстоит выполнить задание. Если выполнение будет успешным, значит, Вы усвоили материал. Если возникнут трудности, то при дальнейшей работе на уроках постарайтесь во всём разобраться.
Оборудование на столах.
1 вариант |
2 вариант |
1. Рассчитайте давление воды на дно стакана. | 1. Рассчитайте давление воды на дно стакана. |
2. Изменится ли давление воды на дно стакана, если в воду полностью погрузить брусок? Ответ обоснуйте. | 2. Изменится ли давление воды на дно сосуда, если воду перелить из стакана в мензурку? Ответ обоснуйте. |
После того, как все работы собраны, обсуждается способ выполнения заданий:
- Достаточно было измерить глубину воды, чтобы рассчитать давление.
- Во втором задании увеличилась глубина жидкости, следовательно, увеличилось давление воды на дно.
Мы с вами работали с сосудами различного объёма и формы, но на практике часто встречаются сосуды, которые соединены между собой. Кроме того, в таких сосудах могут находиться разные жидкости. Сегодня мы рассмотрим именно такие сосуды и получим интересные выводы.
Изучение нового материала: исследование расположения уровня жидкости в сообщающихся сосудах.
Применение сообщающихся сосудов в быту, технике, природе.
Итоги урока. Домашнее задание.
Сосуды, которые соединены между собой в нижней части, а верхняя часть открыта в атмосферу, называют сообщающимися.
Опыт: две стеклянные трубки соединены шлангом с зажимом. Вода только в одной трубке. Что произойдёт, если открыть кран? (Добиться ответа: жидкость будет перетекать, пока давления в трубках не выровняются. Речь идёт о давлениях, производимых жидкостью в трубках на жидкость в шланге).
Опыт: две стеклянные трубки разной толщины соединены шлангом с зажимом. Вода в трубках на одном уровне. Что произойдёт, если открыть кран? (Добиться ответа: жидкость не будет перетекать, т.к. давления в трубках одинаковы).
Вывод: в сообщающихся сосудах любой формы однородная жидкость устанавливается на одном уровне. Подтверждение вывода на модели сообщающихся сосудов. (В сильных классах можно обсудить вопрос: что такое “один уровень”?)
Опыт: в сообщающихся сосудах вода и машинное масло. Можно взять трубку для демонстрации конвекции, налить в неё немного воды и доливая воду обсудить вопрос об уровне воды в двух коленах этой трубки. Затем доливать масло и обсудить вопрос об уровнях масла и воды. Сделать рисунок в тетради и вывести формулу отношения высот столбов разнородных жидкостей в сообщающихся сосудах.
Вывод: высоты столбов разнородных жидкостей в сообщающихся сосудах обратно пропорциональны их плотностям.
Демонстрация моделей: водопровода, фонтана. Использование строительного уровня для определения горизонтальности стола, подоконника в классе, рассказ об использовании его при строительстве.
Рассказ о “водяном затворе” в системе канализации, о сифоне в раковине по рисункам на доске.
Рассказ о шлюзах по рисунку.
Урок подошёл к своему завершению. Что нового Вы узнали на уроке? О чём бы хотели подготовить дополнительный материал для одноклассников? О чём бы хотели узнать сами?