Тема: Состав слова
Класс: 3 – 4 специальный (коррекционный) класс VII вида для детей с задержкой психического развития
Форма: занятие – путешествие
Задачи:
Образовательные:
– формирование полноценных представлений о морфологическом составе слова.
Коррекционные:
– совершенствование словаря через развитие умения подбирать родственные слова;
– развитие языкового чутья путем совершенствования зрительного, слухового внимания к слову;
– развитие мышления.
Воспитательная:
– развитие функции контроля и самоконтроля.
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация занятия (приложение 2), индивидуальные карточки, кроссворд.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Развитие слухового внимания. Послушайте, запомните слова: корень, суффикс, глагол, приставка, окончание. Одно слово лишнее, почему?
2. Тема занятияСегодня мы с вами ребята отправляемся в путешествие, путь наш лежит в замок принцессы Морфологии (слайд 1). Во время путешествия продолжим закреплять и обобщать знания о составе слов, учиться образовывать новые однокоренные слова. Внимательно рассмотрим маршрут нашего путешествия (слайд 2). На пути нам придется преодолевать горы, болото, волшебный сад, старый мост, будьте внимательны и тогда вы легко преодолеете все преграды.
3. Повторение
Но прежде чем отправиться в путь вы должны отгадать кроссворд, впишите ответы в клеточки кроссворда (кроссворд вклеен в тетрадь, приложение 1).
По горизонтали:
- Как называется главная часть родственных слов? (корень)
По вертикали:
- Какая часть слова стоит после корня и служит для образования новых слов? (суффикс)
- Какая часть слова стоит перед корнем и служит для образования новых слов? (приставка)
- Какая часть слова служит для связи слов в предложении? (окончание)
Самопроверка (слайд 3)
В добрый путь!
4. Основная часть.
Задание 1. Надо пройти через Волшебный сад Родственных слов (слайд 4), для этого подобрать к слову – корень родственные слова. Работа в группах (3 группы). Как только называется родственное слово, яблочко созревает, становится красным.
Слово – корень: цветы, вода, род.
Запишите в тетрадь свою группу родственных слов, выделите корень слова. Какие слова называются родственными?
Задание 2. Пройдите через горы Графических схем (слайд 5), для этого подберите схему к слову.
Прочитайте слова. Назовите корень в этих словах.
Горы, горец, пригорок, горный, горочка.
Задание 3. Наш путь лежит через болото Рассыпавшихся Слов (слайд 6), собрать слова. Но прежде сделаем физзарядку.
Физминутка.
Мы к лесной лужайке вышли,
Поднимая ноги выше,
Через кустики и кочки,
Через ветви и пенечки.
Кто высоко так шагал –
Не споткнулся, не упал.
Из получившихся слов составьте словосочетания (слайд 7). Запишите в тетрадь.
ДЕРЕВ ЯНН АЯ УТР О
ПЕРЕ ЛЁТ Н ЫЕ ИЗБ УШК А
РАН Н ЕЕ ПТИЦ Ы
Гимнастика для глаз. (Слайды 8, 9, 10)
Следим за движущимся предметом только глазами. Не вращаем головой.
Задание 4.
Пройти через мост Ребусов, но он уже старый ветхий. Надо укрепить его новыми бревнышками (слайд 11).
Индивидуальные карточки (письменная работа в тетрадях):
Из первого слова запиши приставку, из второго – корень, из третьего – суффикс и окончание.
Карточка №1
Расписался, садик, звезда – …?
Занос, морозный, горки – …?
Карточка № 2
Повёл, дарю, цветок – …?
Вывез, рубит, ручка – ..?
Карточка № 3
Прошел, водит, школьник – … ?
Залетел, варил, стенка – …?
Карточка № 4
Подбежал, водяной, лесник – … ?
Повертел, садовник, пилотка – … ?
Дополнительные карточки
Карточка № 5
Раскрыл, сказка, грузчик – … ?
Пошёл, настрой, кружка – … ?
Карточка № 6
Перевёз, ходит, водник – …?
Занёс, солит, головка – … ?
Учащиеся по мере выполнения называют слова, когда все назвали, мост укрепляется новыми бревнышками.
Назовите, какие слова у вас получились.
РАССАДА, ЗАМОРОЗКИ, ПОДАРОК, ВЫРУБКА, ПРОВОДНИК, ЗАВАРКА, ПОДВОДНИК, ПОСАДКА (рассказчик, засолка)
Задание 5
Замок, принцессы Морфологию охраняют стражи (слайд 12), чтобы пройти надо отгадать загадки и разобрать отгадку по составу слова (задание может быть групповым или индивидуальным).
Карточки:
№ 1
Я в красной шапочке расту
Среди корней осиновых.
Меня увидишь за версту
Зовусь я …. ? (Подосиновик)
№ 2
Не спорю, не белый –
Я, братцы, попроще …
Расту я обычно
В березовой роще. (Подберёзовик)
№ 3
Из под снега расцветает
Раньше всех весну встречает. (Подснежник)
№ 4
Смело в небо проплывает,
Обгоняя птиц полёт,
Человек им управляет.
Что такое …..? (Самолёт)
Итог занятия.
Молодцы, ребята! Вы успешно преодолели все преграды. Какие задания вам понравились больше всего? Какое задание оказалось самым трудным? Мы добрались до замка принцессы Морфологии (слайд 13) На следующем занятие вы побываете у нее в гостях.