Урок алгебры в 9-м классе "Арифметическая прогрессия"

Разделы: Математика


Цель урока: Систематизация и обобщение материала полученного при изучении данной темы. Проверка и закрепление знаний путем решения задач.

На протяжении всего урока используется презентация по теме “ Прогрессия: вчера и сегодня”.

Цель презентации: Повышение эффективности урока за счет привлечения интереса обучающихся к данной теме и более динамичного изложения материала. Раскрытие темы через призму примеров, заимствованных из разных исторических эпох.

Для того, чтобы сделать презентацию наглядной, более познавательной и интересной для учащихся используется иллюстрации.

Ход урока

(1 слайд) “ Прогрессия: вчера и сегодня”

Для ввода в тему и мотивации учащихся используется следующая задача:

(2 слайд) “Курс солнечных ванн начинают с 15 минут в первый день и увеличивают время каждый день на 7 минут. Сколько будет загорать наш герой на 10-ый день курса?”

Вопрос. О каком математическом понятии идет речь в данной задаче?

Все вместе озвучиваем тему урока “ Арифметическая прогрессия” от древности до наших дней (3 слайд).

Вопрос. Что мы знаем об арифметической прогрессии?

В ходе устного опроса идет повторение теоретического материала (4 слайд)

Определение (an)

Разность d = an+1 – an

Формула n–ого члена an = a1 + (n -1)d

Cвойство n–ого члена an=

Сумма первых n членов прогрессии Sn = или Sn =

На следующем этапе - решение базовых задач. (5 слайд) Условия задач связаны между собой по принципу эстафеты. Вид работы – самостоятельная работа с проверкой ответов.

Ответы: 1) d = 0,5; 2) a7 = -1; 3) a1 = 13; 4) n = 71.

(6 слайд) Обращаемся к страницам истории.

“Пусть властно по своей орбите нас ритм сегодняшний кружит –
Вернее будущее видит лишь тот, кто прошлым дорожит”

На этом этапе происходит расширение знаний и умений учащихся через интеграцию с историей.

(7 слайд) Египетские страницы.

Папирус Ахмеса.(2000 до н.э.) В записях встречается формула .

Что она может означать? И пользуемся мы такой формулой сегодня?

Решение предложенное учениками:

; ; ;

Сегодня, используя эту формулу, мы находим сумму первых n членов арифметической прогрессии Оказывается, что 4 тыс. лет назад древние египтяне решали те же задачи, что и мы.

(8 слайд) Вавилонские страницы.

Исследование клинописных текстов эпохи Хаммурапи (XVIII в до н. э.) открыло для нас задачи на прогрессию.

“10 братьев делят 100 шекелей серебра; брат над братом поднимается, на сколько поднимается я не знаю. Доля восьмого – шесть шекелей. Брат над братом на сколько поднимается?”

Решение: n = 10, Sn = 100, a8 = 6. Найти d. Ответ: на 1,6 шекелей

(9 слайд) Европейские страницы.

Здесь мы преследуем цель познакомиться с ещё одним из известных математиков.

Об одном интересном эпизоде из жизни немецкого математика К.Ф.Гаусса (1777-1855).

Когда ему было 9 лет, учитель, стремясь надолго занять детей, задал на уроке следующую задачу.

“Сосчитать сумму всех натуральных чисел от 1 до 40”

На удивление учителя один из учеников (это был Гаусс) через минуту воскликнул: “Я уже решил”. В тетради Гаусса было только одно число, но зато верное.

Ребятам предлагается решить туже самую задачу, ведь 9 – летний Гаусс с ней справился. Рассуждения Гаусса – как проверка.

(10 слайд) Страницы Российской истории.

Первый учебник “ Арифметика” Магницкого (конец 18 в.). В этом учебнике имеется значительное количество задач на прогрессии. Приведем пример задачи аналогичной тем, что упоминаются в математическом учебнике.

“ Некто продавал коня. Просил за него 25 рублей. Пожелавший купить купец. возмутился, что дорого. “Хорошо, - ответил продавец. Бери коня даром, а заплати только за гвозди на его подковах. А гвоздей во всякой подкове 6 штук. И будешь ты мне платить за них таким образом: за первый гвоздь 10 копеек, за второй гвоздь 20 копеек, за третий – 30 копеек и т.д.” Купец же, думая, что заплатит намного меньше, чем 25 рублей, согласился. Проторговался ли купец, и если да, то на сколько?”

(11 слайд) Страницы современной школы.

Задача 1. Вычислить сумму 12 – 22 + 32 – 42 + …+ 9992 - 10002

Задача 2 (игра) Я задумала некоторую арифметическую прогрессию. Задайте мне только два вопроса, и чтобы после моих ответов вы смогли быстро назвать 6- ой член этой прогрессии”

Задача 3. (текст задачи составили ученики 9 класса)

Задача 4. (Возвращаемся ко 2 слайду ) решаем предложенную задачу .

12 слайд. Подведение итогов урока.

“Предмет математики настолько серьезен, что полезно не упускать случая делать его немного занимательным.”

Паскаль

При составлении конспекта урока использовалась литература:

  1. Книга для внеклассного чтения по математике в старших классах. А.А.Колосов, М., 1999.
  2. Шедевры школьной математики./т.1/ И.Кушнир, “Астарта”, Киев, 1998.
  3. Учебник “Алгебра 9” под ред. Ш.А.Алимова “Просвещение” М., 2006.

Презентация