Урок биологии "Витамины" с использованием ИКТ

Разделы: Биология


Цель: сформировать представление о значении витаминов в жизни человека.

Задачи:

  • обучающая - обобщить и систематизировать знания об обмене веществ и энергии в организме человека, раскрыть с биологическую ролью витаминов А, В, С, D, РР и условия их сохранения при приготовлении пищи;
  • развивающая - познакомить с классификацией витаминов, проблемой авитаминозов на примере важнейших представителей витаминов; развивать умение анализировать информацию;
  • воспитывающая - сформировать понятие о роли витаминов для здоровья человека, развивать культуру питания, прививать навыки здорового образа жизни.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Повторение и обобщение материала темы: «Обмен веществ».

Вопросы (могут быть как основой фронтального опроса, так и основой индивидуального опроса двух-трёх учащихся для оценки их знаний по материалу домашнего задания).

  1. Как вы понимаете словосочетание «обмен веществ»?
  2. Докажите, что обмен веществ – одна из основных функций организма.
  3. Что организм получает из внешней среды?
  4. Что организм выделяет во внешнюю среду?
  5. В чём суть пластического обмена?
  6. Приведите пример совокупности процессов пластического обмена.
  7. В чём суть энергетического обмена?
  8. Приведите пример совокупности процессов энергетического обмена.
  9. Докажите, что пластический и энергетический обмен взаимосвязаны.
  10. Как связаны обмен веществ и возраст человека?

Учитель. Мы выяснили, что процессы пластического и энергетического обменов происходят одновременно и являются двумя сторонами единого процесса обмена веществ и энергии. И оказывается, что в этом сложном процессе большое значение имеет особая группа веществ – витамины. Без них невозможен полноценный обмен веществ и нормальная жизнедеятельность. Поэтому цель сегодняшнего урока выяснить, какую биологическую роль играют витамины и каково их значение для здоровья человека. Тема урока: «Витамины». Тема урока на доске и на первом слайде презентации к уроку. Учащиеся записывают тему урока в тетрадь.

III. Изучение нового материала.

Учитель. Чтобы разобраться в теме нашего урока, давайте проделаем часть работы самостоятельно, а затем вместе сверим и обсудим полученные результаты. Для этого разделим наш класс на шесть вариантов (по плану посадки). Каждый вариант выполняет своё задание. Задания вариантов на доске. Через пять минут по одному учащемуся с каждого варианта заслушиваем, оцениваем, делаем соответствующие записи в тетради.

Задания.

В тетради приготовить таблицу:

Витамин

Действие на организм

Нарушения и заболевания

Продукты питания

1 вариант. Работает только устно. Используя абзацы с первого по четвёртый на странице 166 учебника, готовит мини-сообщение, освещающее следующие вопросы: 1) заслуга учёного Н.И. Лунина в изучении витаминов; 2) заслуга учёного К. Фрунка в изучении витаминов; 3) происхождение слова «витамин».

Варианты со второго по шестой работают с указанной частью текста учебника и заполняют одну строку таблицы, касающуюся заданного им витамина.

2 вариант. Страница 166, второй столбец, второй и третий абзац – витамин А.

3 вариант. Страница 166, второй столбец, с четвёртого абзаца по первый абзац на странице 167 – витамины группы В.

4 вариант. Страница 167, второй и третий абзац – витамин С.

5 вариант. Страница 167, четвёртый абзац – витамин D.

6 вариант. Страница 167, пятый абзац – витамин РР.

Самостоятельная работа.

Проверка и анализ проделанной работы. Оформление записей в тетради.

1 вариант. Один учащийся заслушивается устно. Он кратко описывает эксперимент Н.И. Лунина с мышами. Его суть в том, что кроме питательных веществ, в организм обязательно должны поступать ещё какие-то вещества, без которых невозможно нормальное функционирование организма. Говорит об открытии К. Фрунка в 1911г и происхождении слова «витамин», предложенного Фрунком.

Учитель. Комментирует слайды № 2, 3 и 4 в презентации к уроку. Пользуясь слайдом № 2, озвучивает определение витаминов и их обобщённую биологическую роль. В тетради делается запись определения витаминов. Пользуясь слайдом № 3, раскрывает понятие авитаминозов и смысл выражения «азбука здоровья». Пользуясь слайдом № 4, освещает классификацию витаминов по растворимости и по происхождению.

2 вариант. Один учащийся с тетрадью у доски освещает под запись вопросы: 1) действие витамина А на организм человека; 2) нарушения и заболевания, вызванные недостатком этого витамина в пище; 3) продукты питания, содержащие данный витамин. Во время рассказа демонстрируется слайд № 5 с витамином А. Учащиеся второго варианта проверяют записи в своих тетрадях, а учащиеся других вариантов делают их.

3 вариант. Один учащийся с тетрадью у доски освещает под запись вопросы: 1) действие витаминов группы В на организм человека; 2) нарушения и заболевания, вызванные недостатком этих витаминов в пище; 3) продукты питания, содержащие данные витамины. Во время рассказа демонстрируется слайд № 6 с витамином В. Учащиеся третьего варианта проверяют записи в своих тетрадях, а учащиеся других вариантов делают их.

4 вариант. Один учащийся с тетрадью у доски освещает под запись вопросы: 1) действие витамина С на организм человека; 2) нарушения и заболевания, вызванные недостатком этого витамина в пище; 3) продукты питания, содержащие данный витамин. Во время рассказа демонстрируется слайд № 7 с витамином С. Учащиеся четвёртого варианта проверяют записи в своих тетрадях, а учащиеся других вариантов делают их.

5 вариант. Один учащийся с тетрадью у доски освещает под запись вопросы: 1) действие витамина D на организм человека; 2) нарушения и заболевания, вызванные недостатком этого витамина в пище; 3) продукты питания, содержащие данный витамин. Во время рассказа демонстрируется слайд № 8 с витамином D. Учащиеся пятого варианта проверяют записи в своих тетрадях, а учащиеся других вариантов делают их.

6 вариант. Один учащийся с тетрадью у доски освещает под запись вопросы: 1) действие витамина РР на организм человека; 2) нарушения и заболевания, вызванные недостатком этого витамина в пище; 3) продукты питания, содержащие данный витамин. Во время рассказа демонстрируется слайд № 9 с витамином РР. Учащиеся шестого варианта проверяют записи в своих тетрадях, а учащиеся других вариантов делают их.

Учитель завершает данную работу выводом о необходимости получения витаминов с пищей. В это время демонстрируется слайд № 10.

Учитель. Рассказывает о сохранности витаминов при приготовлении пищи. Сохранение витаминов в продуктах питания зависит от кулинарной обработки пищи, условий и продолжительности хранения пищевых продуктов. Демонстрируется слайд № 11. Делаются записи в тетради.

Разрушают витамины:

  • высокая температура (поэтому содержание витаминов в сырых овощах и фруктах всегда выше, чем в тущёных, варёных и тем более жареных);
  • металлическая посуда (поэтому готовить пищу лучше в эмалированной посуде);
  • длительность хранения (полезнее и богаче по содержанию витаминов свежеприготовленная пища);
  • даже соприкосновение с воздухом снижает содержание витаминов в пищевых продуктах (поэтому чистить овощи лучше непосредственно перед приготовлением пищи, резать перед варкой, опускать их сразу в кипящую воду и варить в закрытой кастрюле).

IV. Рефлексия.

Вопросы (которые вновь могут быть либо основой фронтального опроса, либо основой индивидуального опроса учащихся для оценки их знаний по новому материалу).

  1. Каково происхождение слова «витамин»?
  2. Фамилии каких учёных связаны с первыми открытиями в области витаминов?
  3. С недостатком какого витамина связано заболевание «куриная слепота»?
  4. С недостатком какого витамина связано заболевание «бери-бери»?
  5. С недостатком какого витамина связано заболевание «цинга»?
  6. С недостатком какого витамина связано заболевание «рахит»?
  7. Какое влияние на организм оказывает витамин РР?
  8. Какие классификации витаминов вам известны?
  9. Если строго придерживаться вегетарианской диеты, недостаток какого витамина в пище будет присутствовать?
  10. Источником какого витамина является морковь?
  11. Источником какого витамина является рыбий жир?
  12. Какой витамин образуется в коже под действием солнечных лучей?
  13. От каких факторов зависит потребность человека в витаминах?
  14. Что такое аппетит?
  15. Что такое пищевой рацион?
  16. Как вы понимаете словосочетание «чудесная азбука здоровья»?

V. Творческое задание.

Пользуясь четвёртой колонкой таблицы по витаминам в тетради, и зная, что наибольшее содержание витаминов в свежих продуктах предложите рецепт, так называемого, витаминного на ваш взгляд, салата. Укажите продукты, составляющие салат и витамины, в них содержащиеся. Дайте своему салату название. Сделайте вывод, какими витаминами богат ваш салат, на какие органы и системы органов он оказывает положительное влияние. Тетради с творческим заданием проверяются на оценку у всех желающих.

VI. Домашнее задание.

Страницы 166, 167 в учебнике.

По желанию приготовить по 2-3 небольших сообщения о витаминах из раздела «Это интересно...»

Вид тетради.

Витамины.

Витамины – это органические вещества, необходимые для регуляции обмена веществ и нормального течения процессов жизнедеятельности организма.

Витамин

Действие на организм

Нарушения и заболевания

Продукты питания

А

Участвует в обмене белков, углеводов, минеральных солей, усиливает сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям; необходим для нормального зрения

Поражения роговицы глаза, кожи, дыхательных путей, развивается заболевание «куриная слепота» - неспособность видеть при слабом освещении

Морковь, шпинат, помидоры, абрикосы, лук, шиповник, горох, печень животных, сливочное масло, яичный желток, икра, рыбий жир

В

Регулирует деятельность центральной нервной системы, участвует в клеточном дыхании, регулирует кроветворную функцию и рост нервной ткани

Нарушение зрения, заболевания кожи, выпадение волос, поражения нервной системы – расстройства движений, параличи и судороги; заболевание бери-бери

Оболочки семян ржи, нешлифованный рис, бобовые, капуста, морковь, лук, яблоки, почки и печень животных, яичный желток

С

Регулирует обмен белков и углеводов, стимулирует процессы развития организма, сопротивляемость к инфекциям

Слабость, распухание суставов, повышение проницаемости капилляров, ухудшение заживления ран, воспаление и кровоточение дёсен, выпадение зубов; заболевание цинга

Ягоды и фрукты: плоды шиповника, чёрной смородины, клюквы, цитрусовые, яблоки; квашенная капуста, морковь, картофель, лук, салат

D

Участвует в обмене кальция и фосфора

Размягчение и деформация костей, заболевание – рахит

Рыбий жир, икра и печень морских рыб, печень животных, яйца, сливочное масло, молоко

РР

Обеспечивает нормальное протекание окислительно-восстановительных процессов в организме, участвует в образовании гормонов надпочечников; влияет на углеводный обмен, тканевое дыхание, моторную функцию желудка, оказывает сосудорасширяющее действие, участвует в выработке сока поджелудочной железы и обеспечивает антитоксическую функцию печени

Нарушение деятельности пищеварительной системы, потемнение и изъязвление кожи

Дрожжи, неочищенный рис, печень, яичный желток, молоко

Временной режим урока.

  1. Организационный момент (2 мин.)
  2. Повторение и обобщение материала темы: «Обмен веществ» (5 мин.)
  3. Изучение нового материала (5+20 мин.)
  4. Рефлексия (5 мин.)
  5. Творческое задание (5 мин.)
  6. Домашнее задание (3 мин.)

Приложение №1. Презентация к уроку «Витамины».

Литература

  1. Биология. Человек: Учебник для 8 класса общеобразовательных учебных заведений / Н.И. Сонин, М.Р. Сапин; – 4-е изд. стериотп.– М.: Дрофа, 2002 – с.166-167.
  2. Биология. Человек: Учебник для 9 класса общеобразовательных учебных заведений / А.С. Батуев, И.Д. Кузьмина, А.Д. Ноздрачёв и др; Под редакцией А.С. Батуева. – 4-е изд. – М.: Дрофа, 1998 – с.121-123.
  3. Биология: Справочные материалы. Учебное пособие для учащихся / Д.И. Трайтак, Н.И. Клинковская, В.А. Карьенов, С.И. Балуев; Под редакцией Д.И. Трайтака. – М.: Просвящение, 1983 – с.103-104.
  4. Муртазин Г.М.Активные формы и методы обучения биологии: Человек и его здоровье: Кн. для учителя.- М.: Просвещение,1989.
  5. Интернет - ресурсы.