Цель: сформировать представление о значении витаминов в жизни человека.
Задачи:
- обучающая - обобщить и систематизировать знания об обмене веществ и энергии в организме человека, раскрыть с биологическую ролью витаминов А, В, С, D, РР и условия их сохранения при приготовлении пищи;
- развивающая - познакомить с классификацией витаминов, проблемой авитаминозов на примере важнейших представителей витаминов; развивать умение анализировать информацию;
- воспитывающая - сформировать понятие о роли витаминов для здоровья человека, развивать культуру питания, прививать навыки здорового образа жизни.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Повторение и обобщение материала темы: «Обмен веществ».
Вопросы (могут быть как основой фронтального опроса, так и основой индивидуального опроса двух-трёх учащихся для оценки их знаний по материалу домашнего задания).
- Как вы понимаете словосочетание «обмен веществ»?
- Докажите, что обмен веществ – одна из основных функций организма.
- Что организм получает из внешней среды?
- Что организм выделяет во внешнюю среду?
- В чём суть пластического обмена?
- Приведите пример совокупности процессов пластического обмена.
- В чём суть энергетического обмена?
- Приведите пример совокупности процессов энергетического обмена.
- Докажите, что пластический и энергетический обмен взаимосвязаны.
- Как связаны обмен веществ и возраст человека?
Учитель. Мы выяснили, что процессы пластического и энергетического обменов происходят одновременно и являются двумя сторонами единого процесса обмена веществ и энергии. И оказывается, что в этом сложном процессе большое значение имеет особая группа веществ – витамины. Без них невозможен полноценный обмен веществ и нормальная жизнедеятельность. Поэтому цель сегодняшнего урока выяснить, какую биологическую роль играют витамины и каково их значение для здоровья человека. Тема урока: «Витамины». Тема урока на доске и на первом слайде презентации к уроку. Учащиеся записывают тему урока в тетрадь.
III. Изучение нового материала.
Учитель. Чтобы разобраться в теме нашего урока, давайте проделаем часть работы самостоятельно, а затем вместе сверим и обсудим полученные результаты. Для этого разделим наш класс на шесть вариантов (по плану посадки). Каждый вариант выполняет своё задание. Задания вариантов на доске. Через пять минут по одному учащемуся с каждого варианта заслушиваем, оцениваем, делаем соответствующие записи в тетради.
Задания.
В тетради приготовить таблицу:
Витамин |
Действие на организм |
Нарушения и заболевания |
Продукты питания |
1 вариант. Работает только устно. Используя абзацы с первого по четвёртый на странице 166 учебника, готовит мини-сообщение, освещающее следующие вопросы: 1) заслуга учёного Н.И. Лунина в изучении витаминов; 2) заслуга учёного К. Фрунка в изучении витаминов; 3) происхождение слова «витамин».
Варианты со второго по шестой работают с указанной частью текста учебника и заполняют одну строку таблицы, касающуюся заданного им витамина.
2 вариант. Страница 166, второй столбец, второй и третий абзац – витамин А.
3 вариант. Страница 166, второй столбец, с четвёртого абзаца по первый абзац на странице 167 – витамины группы В.
4 вариант. Страница 167, второй и третий абзац – витамин С.
5 вариант. Страница 167, четвёртый абзац – витамин D.
6 вариант. Страница 167, пятый абзац – витамин РР.
Самостоятельная работа.
Проверка и анализ проделанной работы. Оформление записей в тетради.
1 вариант. Один учащийся заслушивается устно. Он кратко описывает эксперимент Н.И. Лунина с мышами. Его суть в том, что кроме питательных веществ, в организм обязательно должны поступать ещё какие-то вещества, без которых невозможно нормальное функционирование организма. Говорит об открытии К. Фрунка в 1911г и происхождении слова «витамин», предложенного Фрунком.
Учитель. Комментирует слайды № 2, 3 и 4 в презентации к уроку. Пользуясь слайдом № 2, озвучивает определение витаминов и их обобщённую биологическую роль. В тетради делается запись определения витаминов. Пользуясь слайдом № 3, раскрывает понятие авитаминозов и смысл выражения «азбука здоровья». Пользуясь слайдом № 4, освещает классификацию витаминов по растворимости и по происхождению.
2 вариант. Один учащийся с тетрадью у доски освещает под запись вопросы: 1) действие витамина А на организм человека; 2) нарушения и заболевания, вызванные недостатком этого витамина в пище; 3) продукты питания, содержащие данный витамин. Во время рассказа демонстрируется слайд № 5 с витамином А. Учащиеся второго варианта проверяют записи в своих тетрадях, а учащиеся других вариантов делают их.
3 вариант. Один учащийся с тетрадью у доски освещает под запись вопросы: 1) действие витаминов группы В на организм человека; 2) нарушения и заболевания, вызванные недостатком этих витаминов в пище; 3) продукты питания, содержащие данные витамины. Во время рассказа демонстрируется слайд № 6 с витамином В. Учащиеся третьего варианта проверяют записи в своих тетрадях, а учащиеся других вариантов делают их.
4 вариант. Один учащийся с тетрадью у доски освещает под запись вопросы: 1) действие витамина С на организм человека; 2) нарушения и заболевания, вызванные недостатком этого витамина в пище; 3) продукты питания, содержащие данный витамин. Во время рассказа демонстрируется слайд № 7 с витамином С. Учащиеся четвёртого варианта проверяют записи в своих тетрадях, а учащиеся других вариантов делают их.
5 вариант. Один учащийся с тетрадью у доски освещает под запись вопросы: 1) действие витамина D на организм человека; 2) нарушения и заболевания, вызванные недостатком этого витамина в пище; 3) продукты питания, содержащие данный витамин. Во время рассказа демонстрируется слайд № 8 с витамином D. Учащиеся пятого варианта проверяют записи в своих тетрадях, а учащиеся других вариантов делают их.
6 вариант. Один учащийся с тетрадью у доски освещает под запись вопросы: 1) действие витамина РР на организм человека; 2) нарушения и заболевания, вызванные недостатком этого витамина в пище; 3) продукты питания, содержащие данный витамин. Во время рассказа демонстрируется слайд № 9 с витамином РР. Учащиеся шестого варианта проверяют записи в своих тетрадях, а учащиеся других вариантов делают их.
Учитель завершает данную работу выводом о необходимости получения витаминов с пищей. В это время демонстрируется слайд № 10.
Учитель. Рассказывает о сохранности витаминов при приготовлении пищи. Сохранение витаминов в продуктах питания зависит от кулинарной обработки пищи, условий и продолжительности хранения пищевых продуктов. Демонстрируется слайд № 11. Делаются записи в тетради.
Разрушают витамины:
- высокая температура (поэтому содержание витаминов в сырых овощах и фруктах всегда выше, чем в тущёных, варёных и тем более жареных);
- металлическая посуда (поэтому готовить пищу лучше в эмалированной посуде);
- длительность хранения (полезнее и богаче по содержанию витаминов свежеприготовленная пища);
- даже соприкосновение с воздухом снижает содержание витаминов в пищевых продуктах (поэтому чистить овощи лучше непосредственно перед приготовлением пищи, резать перед варкой, опускать их сразу в кипящую воду и варить в закрытой кастрюле).
IV. Рефлексия.
Вопросы (которые вновь могут быть либо основой фронтального опроса, либо основой индивидуального опроса учащихся для оценки их знаний по новому материалу).
- Каково происхождение слова «витамин»?
- Фамилии каких учёных связаны с первыми открытиями в области витаминов?
- С недостатком какого витамина связано заболевание «куриная слепота»?
- С недостатком какого витамина связано заболевание «бери-бери»?
- С недостатком какого витамина связано заболевание «цинга»?
- С недостатком какого витамина связано заболевание «рахит»?
- Какое влияние на организм оказывает витамин РР?
- Какие классификации витаминов вам известны?
- Если строго придерживаться вегетарианской диеты, недостаток какого витамина в пище будет присутствовать?
- Источником какого витамина является морковь?
- Источником какого витамина является рыбий жир?
- Какой витамин образуется в коже под действием солнечных лучей?
- От каких факторов зависит потребность человека в витаминах?
- Что такое аппетит?
- Что такое пищевой рацион?
- Как вы понимаете словосочетание «чудесная азбука здоровья»?
V. Творческое задание.
Пользуясь четвёртой колонкой таблицы по витаминам в тетради, и зная, что наибольшее содержание витаминов в свежих продуктах предложите рецепт, так называемого, витаминного на ваш взгляд, салата. Укажите продукты, составляющие салат и витамины, в них содержащиеся. Дайте своему салату название. Сделайте вывод, какими витаминами богат ваш салат, на какие органы и системы органов он оказывает положительное влияние. Тетради с творческим заданием проверяются на оценку у всех желающих.
VI. Домашнее задание.
Страницы 166, 167 в учебнике.
По желанию приготовить по 2-3 небольших сообщения о витаминах из раздела «Это интересно...»
Вид тетради.
Витамины.
Витамины – это органические вещества, необходимые для регуляции обмена веществ и нормального течения процессов жизнедеятельности организма.
Витамин |
Действие на организм |
Нарушения и заболевания |
Продукты питания |
А |
Участвует в обмене белков, углеводов, минеральных солей, усиливает сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям; необходим для нормального зрения |
Поражения роговицы глаза, кожи, дыхательных путей, развивается заболевание «куриная слепота» - неспособность видеть при слабом освещении |
Морковь, шпинат, помидоры, абрикосы, лук, шиповник, горох, печень животных, сливочное масло, яичный желток, икра, рыбий жир |
В |
Регулирует деятельность центральной нервной системы, участвует в клеточном дыхании, регулирует кроветворную функцию и рост нервной ткани |
Нарушение зрения, заболевания кожи, выпадение волос, поражения нервной системы – расстройства движений, параличи и судороги; заболевание бери-бери |
Оболочки семян ржи, нешлифованный рис, бобовые, капуста, морковь, лук, яблоки, почки и печень животных, яичный желток |
С |
Регулирует обмен белков и углеводов, стимулирует процессы развития организма, сопротивляемость к инфекциям |
Слабость, распухание суставов, повышение проницаемости капилляров, ухудшение заживления ран, воспаление и кровоточение дёсен, выпадение зубов; заболевание цинга |
Ягоды и фрукты: плоды шиповника, чёрной смородины, клюквы, цитрусовые, яблоки; квашенная капуста, морковь, картофель, лук, салат |
D |
Участвует в обмене кальция и фосфора |
Размягчение и деформация костей, заболевание – рахит |
Рыбий жир, икра и печень морских рыб, печень животных, яйца, сливочное масло, молоко |
РР |
Обеспечивает нормальное протекание окислительно-восстановительных процессов в организме, участвует в образовании гормонов надпочечников; влияет на углеводный обмен, тканевое дыхание, моторную функцию желудка, оказывает сосудорасширяющее действие, участвует в выработке сока поджелудочной железы и обеспечивает антитоксическую функцию печени |
Нарушение деятельности пищеварительной системы, потемнение и изъязвление кожи |
Дрожжи, неочищенный рис, печень, яичный желток, молоко |
Временной режим урока.
- Организационный момент (2 мин.)
- Повторение и обобщение материала темы: «Обмен веществ» (5 мин.)
- Изучение нового материала (5+20 мин.)
- Рефлексия (5 мин.)
- Творческое задание (5 мин.)
- Домашнее задание (3 мин.)
Приложение №1. Презентация к уроку «Витамины».
Литература
- Биология. Человек: Учебник для 8 класса общеобразовательных учебных заведений / Н.И. Сонин, М.Р. Сапин; – 4-е изд. стериотп.– М.: Дрофа, 2002 – с.166-167.
- Биология. Человек: Учебник для 9 класса общеобразовательных учебных заведений / А.С. Батуев, И.Д. Кузьмина, А.Д. Ноздрачёв и др; Под редакцией А.С. Батуева. – 4-е изд. – М.: Дрофа, 1998 – с.121-123.
- Биология: Справочные материалы. Учебное пособие для учащихся / Д.И. Трайтак, Н.И. Клинковская, В.А. Карьенов, С.И. Балуев; Под редакцией Д.И. Трайтака. – М.: Просвящение, 1983 – с.103-104.
- Муртазин Г.М.Активные формы и методы обучения биологии: Человек и его здоровье: Кн. для учителя.- М.: Просвещение,1989.
- Интернет - ресурсы.