На протяжении всех этапов педагогической науки контроль и оценка являлись и остаются важной и необходимой частью учебного процесса. От правильной организации разных аспектов контроля и оценки в нем зависит во многом успех в целом образования ребенка.
Система контроля и оценки в современной педагогической практике не может ограничиваться только целью проверки усвоения знаний и выработки умений и навыков по конкретному учебному предмету. Она должна ставить более важную социальную задачу: развить у школьников умение контролировать, прежде всего, самого себя, критически оценивать свою деятельность, находить ошибки, пути их устранения, определять границу своего “знания – незнания”. Отсюда основной функцией контроля на данном этапе развития образования становится функция управления, как со стороны учителя, так и со стороны самих учащихся.
Основными педагогическими требованиями к организации и выбору методов проверки и оценки знаний являются:
– системность и регулярность осуществления контроля знаний, как отдельного ученика, так и класса в целом;
– использование контроля в целях обучения, воспитания и развития учащихся;
– всесторонность контроля, что предполагает как контроль усвоения знаний, так и сформированность требуемых умений и навыков;
– объективность, связанная с созданием при контроле равных для всех учащихся условий, подтверждаемая, пониманием учащимися и принятием ими формы контроля и выставленной оценки;
– оптимальность контроля, который должен быть организован так, чтобы за минимальное время с помощью достаточного количества проверочных заданий можно было выявить знания у большинства учащихся;
– контроль должен быть мотивирующим и диагностирующим.
Коллектив учителей МОУ “Средняя общеобразовательная школа № 2 с углубленным изучением английского языка”, работающих по системе развивающего обучения Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова, разработал систему контрольно-оценочных работ, соответствующих перечисленным выше требованиям. Эта система включает в себя следующие виды работ, каждый из которых выполняется на определенном этапе решения учебной задачи:
1) Тестовая диагностическая работа (на входе) направлена на проверку пооперационного состава действия, которым необходимо овладеть учащимся в рамках данной учебной задачи.
Цель данной работы – создание у учащихся мотивации к овладению способом (понятием).
Проводится сразу после конструирования способа (понятия).
2) Текущие проверочные работы.
Цель: проверить овладение учащимися каждой отдельной операцией способа.
Проводятся на этапе решения частных задач.
3) Тестовая диагностическая работа (на выходе).
Цель: проверить уровень овладения учащимися каждой отдельной операцией способа и способом целиком.
Проводится в конце изучения темы.
4) Контрольная работа.
Цель: проверить умение пользоваться изученным способом при решении других задач.
Традиционно тематические контрольные работы принято проводить непосредственно после изучения темы или после специальной подготовки, в ходе которой рассматриваются задания аналогичные используемым при контроле. Результаты такого контроля нельзя считать вполне достоверными даже в навыковой части. Учебными программами образовательной системы Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова предусмотрено проведение тематических контрольных работ в ходе изучения следующей темы на этапе решения частных задач.
В качестве примера рассмотрим систему контрольно-оценочных работ, позволяющих отслеживать усвоение учащимися предметного содержания темы “Сложение и вычитание многозначных чисел” (2 класс).
Тестовая диагностическая работа (на входе) по теме: “Сложение многозначных чисел”
Цель: создание у учащихся мотивации к овладению каждой операцией способа сложения многозначных чисел.
Вычисли:
6934 + 87;
1023 + 12113;
4315 + 435
526 + 756
Данная работа проводится непосредственно после того, как сконструирован способ сложения многозначных чисел.
В результате анализа работы учащимися способ сложения многозначных чисел предстает в виде алгоритма, состоящего из следующих операций:
- Запись слагаемых в “столбик”
- Определение разрядов, которые будут переполняться
- Определение количества разрядов в сумме
- Нахождение цифры каждого разряда суммы
Также ставится задача на овладение каждой отдельной операцией.
Проверочная работа № 1.
Цель: проверить умение учащихся записывать примеры на сложение многозначных чисел в “столбик”.
№ 1. Запиши данные примеры в “столбик”:
83064 + 184;
502 + 24815;
7186 + 3910
6833 + 705
№ 2. Проверь запись примеров в “столбик”.
№ 3*(дополнительно)
Придумай задание для других учеников, с помощью которого можно проверить умеют ли они записывать примеры в “столбик”.
Проверочная работа № 2.
Цель: проверить умение учащихся определять, какие разряды переполняются при сложении многозначных чисел.
№ 1. Проверь, правильно ли ученик расставил стрелочки, исправь ошибки (Рисунок1).
№ 2. Подбери второе слагаемое (Рисунок2).
№ 3. Определи, какие разряды будут переполняться:
Проверочная работа № 3.
Цель: проверить умение учащихся определять количество разрядов в сумме при сложении многозначных чисел.
№ 1. Выпиши те примеры, ответ которых будет пятизначным. Докажи своё мнение.
9245 + 782
3412 + 6026
973 + 268
2601 + 7593
№ 2. Определи количество разрядов в сумме (Рисунок3).
Проверка знания табличных случаев сложения однозначных чисел контролируется систематически в форме:
– устного счета;
– арифметических диктантов;
– самостоятельных работ (решение примеров, решение примеров с окошечками).
Тестовая диагностическая работа (на выходе) по теме: “Сложение многозначных чисел”
Цель: проверить овладение учащимися способом сложения многозначных чисел.
№ 1. Выбери правильную запись:
№ 2. Проверь, правильно ли ученик определил, какие разряды будут переполняться. Исправь ошибки (Рисунок4).
№ 3. Определи количество разрядов в сумме:
№ 4. Вычисли суммы:
6 + 8 =
9 + 4 =
7 + 5 =
4 + 8 =
7 + 6 =
5 + 4 =
4 + 3 =
5 + 9 =
2 + 6 =
3 + 9 =
8 + 0 =
5 + 6 =
9 + 6 =
3 + 8 =
8 + 7 =
2 + 9 =
Обведи те суммы, которые тебе нужны, чтобы решить следующие примеры. Сделай вычисления.
2342 + 856
6584 + 97608
№ 5* (дополнительно)
Восстанови примеры:Запись в столбик |
Определение переполнений |
Определение количества разрядов в сумме |
Сложение однозначных чисел |
Оценочная таблица:
Тестовая диагностическая работа (на выходе) выполняется в конце изучения темы “Сложение многозначных чисел” и позволяет определить освоенность учащимися каждой отдельной операции. При сравнительном анализе данной работы с тестовой диагностической работой (на входе) учащиеся самостоятельно оценивают уровень освоенности способа, заполняют оценочную таблицу, определяют “болевые” точки и пути их устранения в индивидуальном режиме.
Аналогичные контрольно-оценочные работы проводятся и для отслеживания усвоения учащимися предметного содержания темы “Вычитание многозначных чисел”.
Контрольная работа по теме “Сложение и вычитание многозначных чисел”
Цель: установить степень овладения учащимися способом сложения и вычитания многозначных чисел.
№ 1. Реши уравнение:
2835 – х = 867
№ 2. Реши задачу:
На пароходе плыло 576 мужчин, а женщин на 82 меньше. Сколько пассажиров плыло на пароходе?
№ 3. По схеме составь выражение и вычисли его значение (Рисунок5).
Оценочная таблица:
Сложение многозначных чисел |
Вычитание многозначных чисел |
Решение уравнения |
Решение задачи |
Перевод схемы в формулу |
Контрольная работа проводится в ходе изучения следующей темы на этапе решения частных задач без специальной подготовки.
Необходимо отметить, что в контрольной работе нет прямых заданий на сложение и вычитание многозначных чисел. Умение складывать и вычитать многозначные числа является средством решения уравнения, текстовой задачи, нахождение значения выражения.
Результаты работы отражаются в оценочной таблице, на основе которой учащимися совместно с учителем планируется индивидуальная коррекционная работа.
Все контрольно-оценочные работы хранятся в “портфолио” ученика. На их основе и по результатам итоговой контрольной работы заполняется индивидуальный итоговый оценочный лист по каждому предмету, дающий качественную характеристику достижений и трудностей учащегося.
Примеры итоговых оценочных листов:
Оценочный лист знаний и умений учени__ 2 “__” класса __________________________
по математике
Вычислительный навык |
Решение задач на сложение и вычитание |
Решение уравнений |
|||||
Таблица (20) |
Сложение многозначных чисел |
Вычитание многозначных чисел |
простых |
составных |
простых |
составных |
|
+ |
- |
||||||
по русскому языку
Заглавная буква |
Пробел между словами |
Знак в конце предложения |
жи-ши, ча-ща, чу-щу |
Буквы И, Ы после Ц |
чк-чн, нщ-нч |
Ь – показатель мягкости |
Разделительный знак |
Орфограммы слабых позиций в корне |
Словарные слова |
Удвоенная согласная |
Непроизносимая согласная |
Мягкий перед мягким |
Ь после шипящих |
Родственные слова |
Разбор слов по составу |
||
окончание | приставка | суффикс | |||||||||||||||
Используемая литература:
- Воронцов А. Б. Педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности – Москва, 2002.
- Перовский Е. И. Проверка и оценка знаний учащихся. – Москва, 1960.
- Ильина Т. И. Педагогика. – Москва, Просвещение, 1984.