Отслеживание усвоения предметного содержания учащимися 1-4-х классов

Разделы: Начальная школа


На протяжении всех этапов педагогической науки контроль и оценка являлись и остаются важной и необходимой частью учебного процесса. От правильной организации разных аспектов контроля и оценки в нем зависит во многом успех в целом образования ребенка.

Система контроля и оценки в современной педагогической практике не может ограничиваться только целью проверки усвоения знаний и выработки умений и навыков по конкретному учебному предмету. Она должна ставить более важную социальную задачу: развить у школьников умение контролировать, прежде всего, самого себя, критически оценивать свою деятельность, находить ошибки, пути их устранения, определять границу своего “знания – незнания”. Отсюда основной функцией контроля на данном этапе развития образования становится функция управления, как со стороны учителя, так и со стороны самих учащихся.

Основными педагогическими требованиями к организации и выбору методов проверки и оценки знаний являются:

– системность и регулярность осуществления контроля знаний, как отдельного ученика, так и класса в целом;

– использование контроля в целях обучения, воспитания и развития учащихся;

– всесторонность контроля, что предполагает как контроль усвоения знаний, так и сформированность требуемых умений и навыков;

– объективность, связанная с созданием при контроле равных для всех учащихся условий, подтверждаемая, пониманием учащимися и принятием ими формы контроля и выставленной оценки;

– оптимальность контроля, который должен быть организован так, чтобы за минимальное время с помощью достаточного количества проверочных заданий можно было выявить знания у большинства учащихся;

– контроль должен быть мотивирующим и диагностирующим.

Коллектив учителей МОУ “Средняя общеобразовательная школа № 2 с углубленным изучением английского языка”, работающих по системе развивающего обучения Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова, разработал систему контрольно-оценочных работ, соответствующих перечисленным выше требованиям. Эта система включает в себя следующие виды работ, каждый из которых выполняется на определенном этапе решения учебной задачи:

1) Тестовая диагностическая работа (на входе) направлена на проверку пооперационного состава действия, которым необходимо овладеть учащимся в рамках данной учебной задачи.

Цель данной работы – создание у учащихся мотивации к овладению способом (понятием).

Проводится сразу после конструирования способа (понятия).

2) Текущие проверочные работы.

Цель: проверить овладение учащимися каждой отдельной операцией способа.

Проводятся на этапе решения частных задач.

3) Тестовая диагностическая работа (на выходе).

Цель: проверить уровень овладения учащимися каждой отдельной операцией способа и способом целиком.

Проводится в конце изучения темы.

4) Контрольная работа.

Цель: проверить умение пользоваться изученным способом при решении других задач.

Традиционно тематические контрольные работы принято проводить непосредственно после изучения темы или после специальной подготовки, в ходе которой рассматриваются задания аналогичные используемым при контроле. Результаты такого контроля нельзя считать вполне достоверными даже в навыковой части. Учебными программами образовательной системы Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова предусмотрено проведение тематических контрольных работ в ходе изучения следующей темы на этапе решения частных задач.

В качестве примера рассмотрим систему контрольно-оценочных работ, позволяющих отслеживать усвоение учащимися предметного содержания темы “Сложение и вычитание многозначных чисел” (2 класс).

Тестовая диагностическая работа (на входе) по теме: “Сложение многозначных чисел”

Цель: создание у учащихся мотивации к овладению каждой операцией способа сложения многозначных чисел.

Вычисли:

6934 + 87;

1023 + 12113;

4315 + 435

526 + 756

Данная работа проводится непосредственно после того, как сконструирован способ сложения многозначных чисел.

В результате анализа работы учащимися способ сложения многозначных чисел предстает в виде алгоритма, состоящего из следующих операций:

  1. Запись слагаемых в “столбик”
  2. Определение разрядов, которые будут переполняться
  3. Определение количества разрядов в сумме
  4. Нахождение цифры каждого разряда суммы

Также ставится задача на овладение каждой отдельной операцией.

Проверочная работа № 1.

Цель: проверить умение учащихся записывать примеры на сложение многозначных чисел в “столбик”.

№ 1. Запиши данные примеры в “столбик”:

83064 + 184;

502 + 24815;

7186 + 3910

6833 + 705

№ 2. Проверь запись примеров в “столбик”.

img6.gif (2541 bytes)

№ 3*(дополнительно)

Придумай задание для других учеников, с помощью которого можно проверить умеют ли они записывать примеры в “столбик”.

 Проверочная работа № 2.

Цель: проверить умение учащихся определять, какие разряды переполняются при сложении многозначных чисел.

№ 1. Проверь, правильно ли ученик расставил стрелочки, исправь ошибки (Рисунок1).

№ 2. Подбери второе слагаемое (Рисунок2).

№ 3. Определи, какие разряды будут переполняться:

Проверочная работа № 3.

Цель: проверить умение учащихся определять количество разрядов в сумме при сложении многозначных чисел.

№ 1. Выпиши те примеры, ответ которых будет пятизначным. Докажи своё мнение.

9245 + 782

3412 + 6026

973 + 268

2601 + 7593

№ 2. Определи количество разрядов в сумме (Рисунок3).

Проверка знания табличных случаев сложения однозначных чисел контролируется систематически в форме:

– устного счета;

– арифметических диктантов;

– самостоятельных работ (решение примеров, решение примеров с окошечками).

Тестовая диагностическая работа (на выходе) по теме: “Сложение многозначных чисел”

Цель: проверить овладение учащимися способом сложения многозначных чисел.

№ 1. Выбери правильную запись:

img8.gif (2576 bytes)

№ 2. Проверь, правильно ли ученик определил, какие разряды будут переполняться. Исправь ошибки (Рисунок4).

№ 3. Определи количество разрядов в сумме:

№ 4. Вычисли суммы:

6 + 8 =

9 + 4 =

7 + 5 =

4 + 8 =

7 + 6 =

5 + 4 =

4 + 3 =

5 + 9 =

2 + 6 =

3 + 9 =

8 + 0 =

5 + 6 =

9 + 6 =

3 + 8 =

8 + 7 =

2 + 9 =

Обведи те суммы, которые тебе нужны, чтобы решить следующие примеры. Сделай вычисления.

2342 + 856

6584 + 97608

№ 5* (дополнительно)

Восстанови примеры:

Запись в столбик

Определение переполнений

Определение количества разрядов в сумме

Сложение однозначных чисел

Оценочная таблица:

Тестовая диагностическая работа (на выходе) выполняется в конце изучения темы “Сложение многозначных чисел” и позволяет определить освоенность учащимися каждой отдельной операции. При сравнительном анализе данной работы с тестовой диагностической работой (на входе) учащиеся самостоятельно оценивают уровень освоенности способа, заполняют оценочную таблицу, определяют “болевые” точки и пути их устранения в индивидуальном режиме.

Аналогичные контрольно-оценочные работы проводятся и для отслеживания усвоения учащимися предметного содержания темы “Вычитание многозначных чисел”.

Контрольная работа по теме “Сложение и вычитание многозначных чисел”

Цель: установить степень овладения учащимися способом сложения и вычитания многозначных чисел.

№ 1. Реши уравнение:

2835 – х = 867

№ 2. Реши задачу:

На пароходе плыло 576 мужчин, а женщин на 82 меньше. Сколько пассажиров плыло на пароходе?

№ 3. По схеме составь выражение и вычисли его значение (Рисунок5).

Оценочная таблица:

Сложение многозначных чисел

Вычитание многозначных чисел

Решение уравнения

Решение задачи

Перевод схемы в формулу

Контрольная работа проводится в ходе изучения следующей темы на этапе решения частных задач без специальной подготовки.

Необходимо отметить, что в контрольной работе нет прямых заданий на сложение и вычитание многозначных чисел. Умение складывать и вычитать многозначные числа является средством решения уравнения, текстовой задачи, нахождение значения выражения.

Результаты работы отражаются в оценочной таблице, на основе которой учащимися совместно с учителем планируется индивидуальная коррекционная работа.

Все контрольно-оценочные работы хранятся в “портфолио” ученика. На их основе и по результатам итоговой контрольной работы заполняется индивидуальный итоговый оценочный лист по каждому предмету, дающий качественную характеристику достижений и трудностей учащегося.

Примеры итоговых оценочных листов:

Оценочный лист знаний и умений учени__ 2 “__” класса __________________________

по математике

Вычислительный навык

Решение задач на сложение и вычитание

Решение уравнений

Таблица (20)

Сложение многозначных чисел

Вычитание многозначных чисел

простых

составных

простых

составных

+

-

               

по русскому языку

Заглавная буква

Пробел между

словами

Знак в конце предложения

жи-ши, ча-ща, чу-щу

Буквы И, Ы после Ц

чк-чн, нщ-нч

Ь – показатель мягкости

Разделительный знак

Орфограммы слабых позиций в корне

Словарные слова

Удвоенная согласная

Непроизносимая согласная

Мягкий перед мягким

Ь после шипящих

Родственные слова

Разбор слов по составу

окончание приставка суффикс
                     

Используемая литература:

  1. Воронцов А. Б. Педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности – Москва, 2002.
  2. Перовский Е. И. Проверка и оценка знаний учащихся. – Москва, 1960.
  3. Ильина Т. И. Педагогика. – Москва, Просвещение, 1984.