Анализ результатов ЕГЭ по биологии в МОУ СОШ № 1 в 2009 году

Разделы: Биология, Администрирование школы


ЕГЭ сдавали 9 человек (30% учащихся 11 класса). Средний балл-53,0. Успеваемость- 89% (1 человек набрал 34 балла, а минимальное количество баллов, установленное Рособрнадзором-35).

Анализ результатов выполнения заданий по части А

Содержание заданий части А единого государственного экзамена по биологии и результаты их выполнения


Порядковый номер задания

Обозначение задания в работе

Содержание задания

Уровень сложности задания

Процент правильных ответов

1

А1

Методы биологической науки, признаки живого, уровни организации жизни

Б

67

2

A2

Клеточная теория. Многообразие клеток

Б

78

3

A3

Клетка: химический состав, строение, функции

Б

89

4

A4

Деление клеток

Б

44

5

A5

Разнообразие организмов. Вирусы

Б

55,5

6

A6

Воспроизведение организмов. Онтогенез

Б

55,5

7

A7

Основные генетические понятия

 

78

8

A8

Закономерности наследственности. Генетика человека

Б

55,5

9

A9

Закономерности изменчивости

Б

67

10

A10

Многообразие организмов. Бактерии. Грибы

Б

55,5

11

A11

Растения. Строение, жизнедеятельность

Б

89

12

A12

Многообразие и классификация растений

Б

78

13

A13

Беспозвоночные животные. Классификация, строение, жизнедеятельность

Б

55,5

14

A14

Хордовые животные. Классификация, строение, жизнедеятельность

Б

78

15

A15

Человек. Ткани. Органы, системы органов. Пищеварение, дыхание, кровообращение

Б

89

16

A16

Человек. Органы, системы органов. Опорно-двигательная, покровная, выделительная системы. Размножение и развитие

Б

67

17

A17

Внутренняя среда, иммунитет, обмен веществ

Б

67

18

A18

Строение и функции нервной и эндокринной систем. Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности

Б

78

19

A19

Факторы здоровья и риска. Гигиена человека

Б

78

20

A20

Надорганизменные системы: популяция, вид

Б

67

21

A21

Движущие силы эволюции

Б

67

22

A22

Результаты эволюции: приспособленность организмов, видообразование, многообразие видов

Б

89

23

A23

Эволюция органического мира. Происхождение человека

Б

78

24

A24

Среды обитания. Экологические факторы. Взаимоотношения организмов

Б

67

25

A25

Экосистема и ее компоненты. Цепи питания. Разнообразие и развитие экосистем. Агроэкосистемы

Б

100

26

A26

Круговорот веществ в биосфере. Биосфера. Глобальные изменения в биосфере

Б

67

27

A27

Структурно-функциональная и химическая организация клетки

П

67

28

A28

Метаболизм

П

67

29

A29

Деление клетки. Размножение организмов

П

55,5

30

A30

Организм как биологическая система. Генетические закономерности

П

33

31

A31

Селекция. Биотехнология. Искусственный отбор

П

67

32

A32

Многообразие и классификация организмов

П

55,5

33

A33

Человек. Анализаторы. ВНД

П

55,5

34

A34

Человек. Процессы жизнедеятельности, их нейрогуморальная регуляция

П

55,5

35

A35

Эволюция органического мира. Движущие силы. Пути и направления эволюции

П

44

36

A36

Экосистемы. Саморегуляция и смена экосистем. Биосфера, функции живого вещества. Эволюция биосферы

П

55,5

 Результаты выполнения заданий с выбором ответа (А)

Приведенные на рис. данные дают представление о том, в каком интервале находятся результаты выполнения заданий базового уровня сложности.

Часть А включает задания базового (А1-А26) и повышенного (А27-А36) уровней сложности. Каждое из заданий базового уровня сложности успешно выполнили 71% участников экзамена тем самым продемонстрировав знакомство с основами биологии. Особенно высок процент правильных ответов на вопросы А25 (экосистема и ее компоненты. Цепи питания. Разнообразие и развитие экосистем), А2 (клеточная теория, многообразие клеток), А7 (основные понятия генетики) и др. Высок процент правильных ответов в заданиях, связанных с многообразием и классификацией организмов. Все это позволяет считать состояние подготовки участников экзамена по биологии на базовом уровне удовлетворительным.

Процент правильно выполненных заданий повышенного уровня сложности в среднем ниже - не превышает 55.5%. При выполнении этих заданий многие участники экзамена показали хорошее знание по теме «Структурно-функциональная и химическая организация клетки» (А27), « Метаболизм» (А28), «Селекция. Биотехнология. Искусственный отбор» (А31).

Анализ неуспешных заданий

Наибольшие затруднения при выполнении заданий базового уровня вызвали вопросы о делении клетки (А4), что свидетельствует о недостаточном уровне знаний многих учащихся в области систем клеточного уровня, а также некоторые вопросы о функционировании организма человека (А6, А8), особенно задания по генетике и многообразии организмов (А5,А10,А13). Среди заданий повышенного уровня сложности много затруднений вызвали вопросы сходной тематики – «Генетические закономерности» (А30), а также вопросы о эволюции органического мира (А35).

Таким образом, в части А наилучшие результаты получены при выполнении заданий, предусматривающих проверку знаний главнейших биологических понятий и явлений, а также понимание основ строения и функционирования клеток и систем организменного уровня. Но следует больше внимания уделять вопросам из области систематики и многообразия организмов, которые изучались ещё в 6-8 классах. Вопросы о структуре и функционировании надорганизменных систем, нейрогуморальной регуляции в организме человека, метаболизме, селекции и биотехнологии вызвали у учащихся многочисленные затруднения. Эти разделы программы по существу трудны для понимания, и при этом на их изучение отводится совсем немного учебного времени.

Анализ результатов выполнения заданий по части В

Содержание заданий части В единого государственного экзамена по биологии и результаты их выполнения 

Порядковый номер задания

Обозначение задания в работе

Содержание задания

Процент правильных ответов

1 балл

2 балла

1

В1

Обобщение и применение знаний о клеточно-организменном уровне организации жизни

55,5

22

2

B2

Обобщение и применение знаний о человеке и многообразии организмов

67

22

3

B3

Обобщение и применение знаний об эволюции и экологических закономерностях

22

44

4

B4

Сопоставление особенностей строения и функционирования организмов разных царств

-

44

5

B5

Сопоставление особенностей строения и функционирования организма человека

33

33

6

B6

Сопоставление биологических объектов, процессов, явлений, проявляющихся на всех уровнях организации жизни

22

55,5

7

B7

Установление последовательности биологических объектов, процессов, явлений

11

44

8

B8

Установление последовательности экологических и эволюционных процессов и объектов

11

22

Рис. Распределение баллов, полученных участниками ЕГЭ по биологии в 2009 году при выполнении заданий части В (в %)

Часть В включает исключительно задания повышенного уровня сложности: 3 задания с выбором нескольких верных ответов из шести предложенных (В1-В3), 3 задания – на соответствие (В4-В6) и 2 задания на определение последовательности биологических явлений и процессов (В7, В8). Задания, за исключением В4 и В8, успешно выполнены большинством участников экзамена: 1 или 2 балла получили более 50% участников. Наилучшие результаты получены при выполнении задания В1,В6 (обобщение и применение знаний о клеточном и организменном уровнях организации жизни), В2 (организм человека) что согласуется с результатами выполнения заданий части А.

Заметим, что распределение баллов в некоторых заданиях имеет бимодальный характер: участники либо понимают существо затронутых проблем и полностью справляются с заданием (2 балла), либо не понимают и не справляются с ним вообще (0 баллов). Особенно резко бимодальность выражена в результатах по критериям В7 и В8 (задания на установление последовательности). Немногие участники экзамена, получившие 1 балл, вероятно, случайно угадали часть правильной последовательности или сопоставления, поскольку «полупонимание» вряд ли возможно в контексте содержания заданий.

Анализ неуспешных заданий

Наибольшее число затруднений, вызывают задания на установление последовательности объектов процессов и явлений, в особенности из области экологии и эволюции - задания В7 и В8. Последовательность эволюционных событий как обобщение наиболее важных черт структурного, функционального и таксономического разнообразия живого глубоко рассматривается лишь в средних классах школы. При этом в старших классах этот материал не используются должным образом в качестве иллюстрации закономерностей эволюционного процесса как такового. К тому же используемые школьные учебники не содержат заданий данного типа. Последовательность экологических объектов, явлений, событий объективно трудна для понимания учениками: здесь требуется не простое заучивание (все это выучить невозможно), а серьезное понимание и обобщение данных ботаники, зоологии, общей биологии и экологии. При этом в общеобразовательной школе всему этому уделяется минимум учебного времени.

Анализ результатов выполнения заданий ЕГЭ по части С

Содержание заданий части С единого государственного экзамена по биологии
и результаты их выполнения

Порядковый номер задания

Обозначение задания в работе

Содержание задания

Баллы

Результаты выполнения заданий, %

1

С1

Применение биологических знаний в практических ситуациях

0
1
2

44
22
33

2

С2

Умение работать с текстом и рисунком

0
1
2
3

44
44
11
-

3

С3

Обобщение и применение знаний о многообразии организмов

0
1
2
3

55,5
44
-
-

4

С4

Обобщение и применение знаний о биологических системах

0
1
2
3

44
55,5
-
-

5

С5

Решение биологических задач на применение знаний в новой ситуации по цитологии, экологии, эволюции организмов

0
1
2
3

78
-
22
-

6

С6

Решение задач на применение знаний в новой ситуации по генетике

0
1
2
3

67
22
11
-

Рис. Распределение баллов, полученных участниками ЕГЭ по биологии в 2009 году при выполнении заданий части С (в %)

ЧастьС экзаменационной работы включает одно задание повышенного уровня сложности (С1) и пять заданий высокого уровня сложности (С2-С6), причем во всех случаях требуется дать развернутый ответ. Полностью справившихся со всеми заданиями - нет. Не справились со всеми заданиями части С или же вообще не приступали к выполнению этих заданий – 1 человек (11%).

Задания С1 направлены на проверку умения применять полученные знания в практической ситуации. 55,5% участников экзамена успешно выполнили задания, а 33% получили максимальную оценку - 2 балла. Наилучшие результаты получены при ответах на вопросы, касающиеся наиболее известных школьникам из повседневного опыта объектов или явлений. Например, на вопрос о свойствах предмета, которые человек может ощущать при помощи ладони, полностью ответило (получив 2 балла) более 33% участников. Больше всего затруднений вызвали вопросы, касающиеся ботанических объектов: с ними не справились (0 баллов) 44% участников экзамена.

Задания С2 проверяют умение экзаменуемых работать с текстом и рисунками. В целом большинство учащихся справились с заданиями, но полностью выполнить задание не удалось никому. Не справились с заданием боле трети выпускников. В некоторых вариантах КИМ требовалось проанализировать текст биологического содержания, выявить ошибки и исправить их, предложив правильные формулировки. Для успешного выполнения такого задания необходимо было обладать умением внимательно читать текст, анализировать его и корректно формулировать свои мысли в письменной форме.

Около 55,5% участников экзамена справились с этой задачей, получив 1-2 балла. Остальные варианты содержали рисунки, при этом участники экзамена должны были узнать изображенные объекты и иметь представление об их функциях. Задания этого типа полностью выполнили лишь немногие учащиеся. Большое число ошибок и неточностей, как и в прошлом году, было допущено учащимися при работе с рисунками. Около 44% экзаменуемых, выполнявших задания данного типа, не справились с ними (0 баллов), а максимальное число баллов не получил никто. Таким образом, многие учащиеся по-прежнему с трудом воспринимают и анализируют графическую информацию. Одной из причин этого является недостаточное внимание, уделяемое выполнению и анализу учебного рисунка, в частности распространение практики использования учебных тетрадей с уже готовыми рисунками. Сказалось на результатах и невысокое качество рисунков КИМ: наибольшее число трудностей возникло при работе с рисунками, полиграфическое и содержательное качество которых ниже, чем в других вариантах.

Задания С3 проверяют умения обобщать и применять знания о многообразии организмов, причем в большинстве случаев нужно было не только продемонстрировать знание признаков таксонов, но и связать их с экологическими или эволюционными особенностями группы. Около 45% экзаменующихся справились с заданиями, получив 1 балл. Наилучшие результаты показаны при ответе на вопросы о роли тех или иных групп организмов в биогеоценозах. Низкие результаты получены при ответе на вопросы, касающиеся ботанических объектов, или на вопросы, где требуется продемонстрировать понимание механизмов и причин явлений.

Для успешного выполнения заданий С4-С6 в большей степени, чем при выполнении других заданий, требовалось применить навыки аналитического мышления. Задания С4 проверяют умение учащихся обобщать и применять полученные знания о биологических системах. Варианты КИМ включали вопросы о функционировании системы разного уровня. Задания С5 и С6 содержали биологические задачи: С5 касались вопросов цитологии, экологии и эволюции, а С6 содержали задачу по генетике.

Выполнение заданий С4 вызвало меньше затруднений, характер же затруднений сильно меняется в зависимости от контекста задания. Наиболее трудным оказался вопрос из области биохимии - о причинах разнообразия белковых молекул; вообще не справились с ним около 55.5%, а 2 и 3 балла не получил никто.

Наибольшие затруднения учащихся вызвало выполнение заданий С5 и С6. При выполнении заданий С5 большинство трудностей по-прежнему связано с недостаточным пониманием структуры и функционирования наследственного материала: структура ДНК, принцип комплементарности, экспрессия генов, функциональная зависимость структуры ДНК и строения белков, свойства генетического кода, поведение хромосом и ДНК при делении клеток. Многие участники продемонстрировали слабое умение анализировать условие задачи и представленные данные, четко формулировать свои мысли и выводы. Самым трудным оказался вопрос о поведении хромосом и молекул ДНК при делении клетки.

Большинство участников экзамена не смогли решить задачу по генетике (задания С6), причем многие даже не пытались приступить к ее решению. Лучше всего учащиеся решали задачи на сцепление признаков с полом. Задачи такого типа бывали в составе КИМ и ранее, и, вероятно, вследствие этого учащиеся лучше готовы к их решению. Большие затруднения возникли при решении задач на дигибридное скрещивание, в том числе на кроссинговер, а также на наследование групп крови у человека. Основная причина ошибок – непонимание процессов, происходящих при делении клеток (поведение хромосом при мейозе), сцепленном наследовании, кроссинговере. Решение задач о наследовании групп крови у человека не входит в состав учебных программ базового уровня и не рассматривался в образовательном учреждение. Неудивительно, что большинство участников не справились с их решением, а на 1-2 балла справились лишь те, кто изучает предмет на профильном уровне. Многие участники экзамена не сумели корректно оформить решение задачи, используя принятую в генетике систему обозначений. Некоторые участники испытывали трудности при исчислении вероятностей, что связано с недостатком подготовки в данной области математических дисциплин.

Отметим, что распределение баллов, полученных при выполнении заданий С6, как и в прошлые годы, оказалось бимодальным): учащиеся либо вовсе не владеют навыком решения таких задач, либо владеют всеми необходимыми навыками.

Сводные результаты ЕГЭ по биологии в МОУ СОШ № 1

Таблица1


Критерий

Количество

Чел.

%

1

Количество выпускников, выбравших данный предмет

9

   30

2

Количество выпускников, не преодолевших минимальный порог

  1

11

3

Количество выпускников, набравших более 70 баллов

1

11

 

Фамилия

Имя

Балл

Годовая
10 кл.

Годовая
11 кл.

1

Анферова

Маргарита

46

4

3

2

Грибанова

Ольга

34

3

3

3

Кармацких

Александр

67

5

5

4

Коновалов

Евгений

42

3

3

5

Малов

Ярослав

63

4

4

6

Соколова

Татьяна

54

4

4

7

Томшин

Виталий

45

3

3

8

Топорков

Роман

55

4

4

9

Шалаевских

Евдокия

71

5

5

 

 

 

Ср.балл 53,0

 

 

В основном результаты ЕГЭ по биологии совпадают с годовыми оценками учащихся в 10-11 классах. Расхождение только у Грибановой Ольги, которая не достигла минимального барьера в 35 баллов, а набрала 34. Причина – болезнь ученицы, отсюда частые пропуски уроков и дополнительных занятий по подготовке к ЕГЭ.

Таблица 2

Результаты теста по биологии в МОУ СОШ № 1

Параметры

Средний

Минимальный

Максимальный

1

Показатели по школе, баллы

53

34

71

2

Выполнение частей теста, % 

 

 

Часть А

67

33

89

 

Часть В

50

6

88

 

Часть С

20

0

41

3

Выполнение заданий разного уровня сложности, % 

 

Базовый

69

31

92

 

Повышенный

50

18

86

 

Высокий

20

0

33

Базовый - часть А1-А26 (26 баллов)

Повышенный – часть А27-А36, часть В1-В8, часть С1 (28 баллов)

Высокий - часть С2-С6 (15 баллов)

Учитель биологии и химии МОУ СОШ №1 Васильева Ирина Николаевна.

Анализ результатов единого государственного экзамена по биологии в МОУ СОШ №1 в 2009 году позволяет сделать следующие рекомендации по совершенствованию процесса преподавания биологии

  1. Учитывать рекомендации государственного образовательного стандарта и школьных программ по биологии и добиваться усвоения всеми учащимися.
  2. Более строго соблюдать принцип преемственности в преподавании биологии с 6 по 11 классы, конкретизируя общие закономерности примерами из ранее изученных курсов биологии («Растения», «Грибы», «Лишайники», «Бактерии», «Животные», «Человек»).
  3.  Шире использовать возможности интеграции биологии с другими предметами естественно-научного цикла на уровне содержания, методических приемов, задач формирования общеучебных и интеллектуальных умений.
  4.  Формировать ценностное отношение учащихся к биологическим знаниям, их теоретической и практической составляющей на основе личностно-ориентированного обучения.
  5. Особое внимание уделять разделам программы, вызывающим наибольшие затруднения учащихся: «Химическая организация клетки», «Строение и функции клеток прокариот и эукариот», «Наследственность и изменчивость организмов», «Многообразие растений и животных», «Анатомия и физиология человека», «Эволюция живого мира».
  6.  Обеспечивать полноценную подготовку учащихся к итоговой аттестации в формате ЕГЭ начиная с 6-го класса. Знакомить учащихся с содержанием заданий из курсов: «Растения и др.», «Животные», «Человек», с формами заданий, представленных в тестовой форме. Обращать внимание учащихся на критерии оценивания устных и письменных ответов. Изыскать возможность увеличения часов на изучение биологии в 6 классе, когда закладываются основы биологических знаний и формируется отношение к природе и к предмету.
  7.  В старших классах использовать разнообразные примеры из ранее изученных курсов биологии, иллюстрирующие общие теоретические положения, условия задач по молекулярной биологии, по генетике с целью успешного обобщения, уверенной конкретизации и интерпретации изучаемого материала.
  8.  Предусмотреть в 11 классе дополнительное время для повторения изученного материала (6-11 классы) с целью подготовки учащихся к ЕГЭ.
  9.  Обращать внимание на развитие таких способностей учащихся, как внимательное прочтение заданий, четкое и краткое формулирование ответов, ясное выражение мысли, аккуратное оформление. Уделить больше внимания работе с учебным рисунком, включая развитие навыков его выполнения и анализа.
  10.  Создавать условия для развития способности учащихся анализировать, сравнивать, делать выводы.
  11.  Большее внимание уделять написанию проверочных работ в форме теста.
  12.  Обязательно знакомиться с демонстрационными версиями КИМ, доводить до сведения учащихся их структуру и содержание.
  13.  Продолжать курсовую подготовку педагогов к ЕГЭ по биологии.