ЕГЭ сдавали 9 человек (30% учащихся 11 класса). Средний балл-53,0. Успеваемость- 89% (1 человек набрал 34 балла, а минимальное количество баллов, установленное Рособрнадзором-35).
Анализ результатов выполнения заданий по части А
Содержание заданий части А единого государственного экзамена по биологии и результаты их выполнения
Порядковый номер задания |
Обозначение задания в работе |
Содержание задания |
Уровень сложности задания |
Процент правильных ответов |
1 |
А1 |
Методы биологической науки, признаки живого, уровни организации жизни |
Б |
67 |
2 |
A2 |
Клеточная теория. Многообразие клеток |
Б |
78 |
3 |
A3 |
Клетка: химический состав, строение, функции |
Б |
89 |
4 |
A4 |
Деление клеток |
Б |
44 |
5 |
A5 |
Разнообразие организмов. Вирусы |
Б |
55,5 |
6 |
A6 |
Воспроизведение организмов. Онтогенез |
Б |
55,5 |
7 |
A7 |
Основные генетические понятия |
|
78 |
8 |
A8 |
Закономерности наследственности. Генетика человека |
Б |
55,5 |
9 |
A9 |
Закономерности изменчивости |
Б |
67 |
10 |
A10 |
Многообразие организмов. Бактерии. Грибы |
Б |
55,5 |
11 |
A11 |
Растения. Строение, жизнедеятельность |
Б |
89 |
12 |
A12 |
Многообразие и классификация растений |
Б |
78 |
13 |
A13 |
Беспозвоночные животные. Классификация, строение, жизнедеятельность |
Б |
55,5 |
14 |
A14 |
Хордовые животные. Классификация, строение, жизнедеятельность |
Б |
78 |
15 |
A15 |
Человек. Ткани. Органы, системы органов. Пищеварение, дыхание, кровообращение |
Б |
89 |
16 |
A16 |
Человек. Органы, системы органов. Опорно-двигательная, покровная, выделительная системы. Размножение и развитие |
Б |
67 |
17 |
A17 |
Внутренняя среда, иммунитет, обмен веществ |
Б |
67 |
18 |
A18 |
Строение и функции нервной и эндокринной систем. Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности |
Б |
78 |
19 |
A19 |
Факторы здоровья и риска. Гигиена человека |
Б |
78 |
20 |
A20 |
Надорганизменные системы: популяция, вид |
Б |
67 |
21 |
A21 |
Движущие силы эволюции |
Б |
67 |
22 |
A22 |
Результаты эволюции: приспособленность организмов, видообразование, многообразие видов |
Б |
89 |
23 |
A23 |
Эволюция органического мира. Происхождение человека |
Б |
78 |
24 |
A24 |
Среды обитания. Экологические факторы. Взаимоотношения организмов |
Б |
67 |
25 |
A25 |
Экосистема и ее компоненты. Цепи питания. Разнообразие и развитие экосистем. Агроэкосистемы |
Б |
100 |
26 |
A26 |
Круговорот веществ в биосфере. Биосфера. Глобальные изменения в биосфере |
Б |
67 |
27 |
A27 |
Структурно-функциональная и химическая организация клетки |
П |
67 |
28 |
A28 |
Метаболизм |
П |
67 |
29 |
A29 |
Деление клетки. Размножение организмов |
П |
55,5 |
30 |
A30 |
Организм как биологическая система. Генетические закономерности |
П |
33 |
31 |
A31 |
Селекция. Биотехнология. Искусственный отбор |
П |
67 |
32 |
A32 |
Многообразие и классификация организмов |
П |
55,5 |
33 |
A33 |
Человек. Анализаторы. ВНД |
П |
55,5 |
34 |
A34 |
Человек. Процессы жизнедеятельности, их нейрогуморальная регуляция |
П |
55,5 |
35 |
A35 |
Эволюция органического мира. Движущие силы. Пути и направления эволюции |
П |
44 |
36 |
A36 |
Экосистемы. Саморегуляция и смена экосистем. Биосфера, функции живого вещества. Эволюция биосферы |
П |
55,5 |
Результаты выполнения заданий с выбором ответа (А)
Приведенные на рис. данные дают представление о том, в каком интервале находятся результаты выполнения заданий базового уровня сложности.
Часть А включает задания базового (А1-А26) и повышенного (А27-А36) уровней сложности. Каждое из заданий базового уровня сложности успешно выполнили 71% участников экзамена тем самым продемонстрировав знакомство с основами биологии. Особенно высок процент правильных ответов на вопросы А25 (экосистема и ее компоненты. Цепи питания. Разнообразие и развитие экосистем), А2 (клеточная теория, многообразие клеток), А7 (основные понятия генетики) и др. Высок процент правильных ответов в заданиях, связанных с многообразием и классификацией организмов. Все это позволяет считать состояние подготовки участников экзамена по биологии на базовом уровне удовлетворительным.
Процент правильно выполненных заданий повышенного уровня сложности в среднем ниже - не превышает 55.5%. При выполнении этих заданий многие участники экзамена показали хорошее знание по теме «Структурно-функциональная и химическая организация клетки» (А27), « Метаболизм» (А28), «Селекция. Биотехнология. Искусственный отбор» (А31).
Анализ неуспешных заданий
Наибольшие затруднения при выполнении заданий базового уровня вызвали вопросы о делении клетки (А4), что свидетельствует о недостаточном уровне знаний многих учащихся в области систем клеточного уровня, а также некоторые вопросы о функционировании организма человека (А6, А8), особенно задания по генетике и многообразии организмов (А5,А10,А13). Среди заданий повышенного уровня сложности много затруднений вызвали вопросы сходной тематики – «Генетические закономерности» (А30), а также вопросы о эволюции органического мира (А35).
Таким образом, в части А наилучшие результаты получены при выполнении заданий, предусматривающих проверку знаний главнейших биологических понятий и явлений, а также понимание основ строения и функционирования клеток и систем организменного уровня. Но следует больше внимания уделять вопросам из области систематики и многообразия организмов, которые изучались ещё в 6-8 классах. Вопросы о структуре и функционировании надорганизменных систем, нейрогуморальной регуляции в организме человека, метаболизме, селекции и биотехнологии вызвали у учащихся многочисленные затруднения. Эти разделы программы по существу трудны для понимания, и при этом на их изучение отводится совсем немного учебного времени.
Анализ результатов выполнения заданий по части В
Содержание заданий части В единого государственного экзамена по биологии и результаты их выполнения
Порядковый номер задания |
Обозначение задания в работе |
Содержание задания |
Процент правильных ответов |
|
1 балл |
2 балла |
|||
1 |
В1 |
Обобщение и применение знаний о клеточно-организменном уровне организации жизни |
55,5 |
22 |
2 |
B2 |
Обобщение и применение знаний о человеке и многообразии организмов |
67 |
22 |
3 |
B3 |
Обобщение и применение знаний об эволюции и экологических закономерностях |
22 |
44 |
4 |
B4 |
Сопоставление особенностей строения и функционирования организмов разных царств |
- |
44 |
5 |
B5 |
Сопоставление особенностей строения и функционирования организма человека |
33 |
33 |
6 |
B6 |
Сопоставление биологических объектов, процессов, явлений, проявляющихся на всех уровнях организации жизни |
22 |
55,5 |
7 |
B7 |
Установление последовательности биологических объектов, процессов, явлений |
11 |
44 |
8 |
B8 |
Установление последовательности экологических и эволюционных процессов и объектов |
11 |
22 |
Рис. Распределение баллов, полученных участниками ЕГЭ по биологии в 2009 году при выполнении заданий части В (в %)
Часть В включает исключительно задания повышенного уровня сложности: 3 задания с выбором нескольких верных ответов из шести предложенных (В1-В3), 3 задания – на соответствие (В4-В6) и 2 задания на определение последовательности биологических явлений и процессов (В7, В8). Задания, за исключением В4 и В8, успешно выполнены большинством участников экзамена: 1 или 2 балла получили более 50% участников. Наилучшие результаты получены при выполнении задания В1,В6 (обобщение и применение знаний о клеточном и организменном уровнях организации жизни), В2 (организм человека) что согласуется с результатами выполнения заданий части А.
Заметим, что распределение баллов в некоторых заданиях имеет бимодальный характер: участники либо понимают существо затронутых проблем и полностью справляются с заданием (2 балла), либо не понимают и не справляются с ним вообще (0 баллов). Особенно резко бимодальность выражена в результатах по критериям В7 и В8 (задания на установление последовательности). Немногие участники экзамена, получившие 1 балл, вероятно, случайно угадали часть правильной последовательности или сопоставления, поскольку «полупонимание» вряд ли возможно в контексте содержания заданий.
Анализ неуспешных заданий
Наибольшее число затруднений, вызывают задания на установление последовательности объектов процессов и явлений, в особенности из области экологии и эволюции - задания В7 и В8. Последовательность эволюционных событий как обобщение наиболее важных черт структурного, функционального и таксономического разнообразия живого глубоко рассматривается лишь в средних классах школы. При этом в старших классах этот материал не используются должным образом в качестве иллюстрации закономерностей эволюционного процесса как такового. К тому же используемые школьные учебники не содержат заданий данного типа. Последовательность экологических объектов, явлений, событий объективно трудна для понимания учениками: здесь требуется не простое заучивание (все это выучить невозможно), а серьезное понимание и обобщение данных ботаники, зоологии, общей биологии и экологии. При этом в общеобразовательной школе всему этому уделяется минимум учебного времени.
Анализ результатов выполнения заданий ЕГЭ по части С
Содержание заданий части С единого государственного экзамена по биологии
и результаты их выполнения
Порядковый номер задания |
Обозначение задания в работе |
Содержание задания |
Баллы |
Результаты выполнения заданий, % |
1 |
С1 |
Применение биологических знаний в практических ситуациях |
0 |
44 |
2 |
С2 |
Умение работать с текстом и рисунком |
0 |
44 |
3 |
С3 |
Обобщение и применение знаний о многообразии организмов |
0 |
55,5 |
4 |
С4 |
Обобщение и применение знаний о биологических системах |
0 |
44 |
5 |
С5 |
Решение биологических задач на применение знаний в новой ситуации по цитологии, экологии, эволюции организмов |
0 |
78 |
6 |
С6 |
Решение задач на применение знаний в новой ситуации по генетике |
0 |
67 |
Рис. Распределение баллов, полученных участниками ЕГЭ по биологии в 2009 году при выполнении заданий части С (в %)
ЧастьС экзаменационной работы включает одно задание повышенного уровня сложности (С1) и пять заданий высокого уровня сложности (С2-С6), причем во всех случаях требуется дать развернутый ответ. Полностью справившихся со всеми заданиями - нет. Не справились со всеми заданиями части С или же вообще не приступали к выполнению этих заданий – 1 человек (11%).
Задания С1 направлены на проверку умения применять полученные знания в практической ситуации. 55,5% участников экзамена успешно выполнили задания, а 33% получили максимальную оценку - 2 балла. Наилучшие результаты получены при ответах на вопросы, касающиеся наиболее известных школьникам из повседневного опыта объектов или явлений. Например, на вопрос о свойствах предмета, которые человек может ощущать при помощи ладони, полностью ответило (получив 2 балла) более 33% участников. Больше всего затруднений вызвали вопросы, касающиеся ботанических объектов: с ними не справились (0 баллов) 44% участников экзамена.
Задания С2 проверяют умение экзаменуемых работать с текстом и рисунками. В целом большинство учащихся справились с заданиями, но полностью выполнить задание не удалось никому. Не справились с заданием боле трети выпускников. В некоторых вариантах КИМ требовалось проанализировать текст биологического содержания, выявить ошибки и исправить их, предложив правильные формулировки. Для успешного выполнения такого задания необходимо было обладать умением внимательно читать текст, анализировать его и корректно формулировать свои мысли в письменной форме.
Около 55,5% участников экзамена справились с этой задачей, получив 1-2 балла. Остальные варианты содержали рисунки, при этом участники экзамена должны были узнать изображенные объекты и иметь представление об их функциях. Задания этого типа полностью выполнили лишь немногие учащиеся. Большое число ошибок и неточностей, как и в прошлом году, было допущено учащимися при работе с рисунками. Около 44% экзаменуемых, выполнявших задания данного типа, не справились с ними (0 баллов), а максимальное число баллов не получил никто. Таким образом, многие учащиеся по-прежнему с трудом воспринимают и анализируют графическую информацию. Одной из причин этого является недостаточное внимание, уделяемое выполнению и анализу учебного рисунка, в частности распространение практики использования учебных тетрадей с уже готовыми рисунками. Сказалось на результатах и невысокое качество рисунков КИМ: наибольшее число трудностей возникло при работе с рисунками, полиграфическое и содержательное качество которых ниже, чем в других вариантах.
Задания С3 проверяют умения обобщать и применять знания о многообразии организмов, причем в большинстве случаев нужно было не только продемонстрировать знание признаков таксонов, но и связать их с экологическими или эволюционными особенностями группы. Около 45% экзаменующихся справились с заданиями, получив 1 балл. Наилучшие результаты показаны при ответе на вопросы о роли тех или иных групп организмов в биогеоценозах. Низкие результаты получены при ответе на вопросы, касающиеся ботанических объектов, или на вопросы, где требуется продемонстрировать понимание механизмов и причин явлений.
Для успешного выполнения заданий С4-С6 в большей степени, чем при выполнении других заданий, требовалось применить навыки аналитического мышления. Задания С4 проверяют умение учащихся обобщать и применять полученные знания о биологических системах. Варианты КИМ включали вопросы о функционировании системы разного уровня. Задания С5 и С6 содержали биологические задачи: С5 касались вопросов цитологии, экологии и эволюции, а С6 содержали задачу по генетике.
Выполнение заданий С4 вызвало меньше затруднений, характер же затруднений сильно меняется в зависимости от контекста задания. Наиболее трудным оказался вопрос из области биохимии - о причинах разнообразия белковых молекул; вообще не справились с ним около 55.5%, а 2 и 3 балла не получил никто.
Наибольшие затруднения учащихся вызвало выполнение заданий С5 и С6. При выполнении заданий С5 большинство трудностей по-прежнему связано с недостаточным пониманием структуры и функционирования наследственного материала: структура ДНК, принцип комплементарности, экспрессия генов, функциональная зависимость структуры ДНК и строения белков, свойства генетического кода, поведение хромосом и ДНК при делении клеток. Многие участники продемонстрировали слабое умение анализировать условие задачи и представленные данные, четко формулировать свои мысли и выводы. Самым трудным оказался вопрос о поведении хромосом и молекул ДНК при делении клетки.
Большинство участников экзамена не смогли решить задачу по генетике (задания С6), причем многие даже не пытались приступить к ее решению. Лучше всего учащиеся решали задачи на сцепление признаков с полом. Задачи такого типа бывали в составе КИМ и ранее, и, вероятно, вследствие этого учащиеся лучше готовы к их решению. Большие затруднения возникли при решении задач на дигибридное скрещивание, в том числе на кроссинговер, а также на наследование групп крови у человека. Основная причина ошибок – непонимание процессов, происходящих при делении клеток (поведение хромосом при мейозе), сцепленном наследовании, кроссинговере. Решение задач о наследовании групп крови у человека не входит в состав учебных программ базового уровня и не рассматривался в образовательном учреждение. Неудивительно, что большинство участников не справились с их решением, а на 1-2 балла справились лишь те, кто изучает предмет на профильном уровне. Многие участники экзамена не сумели корректно оформить решение задачи, используя принятую в генетике систему обозначений. Некоторые участники испытывали трудности при исчислении вероятностей, что связано с недостатком подготовки в данной области математических дисциплин.
Отметим, что распределение баллов, полученных при выполнении заданий С6, как и в прошлые годы, оказалось бимодальным): учащиеся либо вовсе не владеют навыком решения таких задач, либо владеют всеми необходимыми навыками.
Сводные результаты ЕГЭ по биологии в МОУ СОШ № 1
Таблица1
№ |
Критерий |
Количество |
|
Чел. |
% |
||
1 |
Количество выпускников, выбравших данный предмет |
9 |
30 |
2 |
Количество выпускников, не преодолевших минимальный порог |
1 |
11 |
3 |
Количество выпускников, набравших более 70 баллов |
1 |
11 |
№ |
Фамилия |
Имя |
Балл |
Годовая |
Годовая |
1 |
Анферова |
Маргарита |
46 |
4 |
3 |
2 |
Грибанова |
Ольга |
34 |
3 |
3 |
3 |
Кармацких |
Александр |
67 |
5 |
5 |
4 |
Коновалов |
Евгений |
42 |
3 |
3 |
5 |
Малов |
Ярослав |
63 |
4 |
4 |
6 |
Соколова |
Татьяна |
54 |
4 |
4 |
7 |
Томшин |
Виталий |
45 |
3 |
3 |
8 |
Топорков |
Роман |
55 |
4 |
4 |
9 |
Шалаевских |
Евдокия |
71 |
5 |
5 |
|
|
|
Ср.балл 53,0 |
|
|
В основном результаты ЕГЭ по биологии совпадают с годовыми оценками учащихся в 10-11 классах. Расхождение только у Грибановой Ольги, которая не достигла минимального барьера в 35 баллов, а набрала 34. Причина – болезнь ученицы, отсюда частые пропуски уроков и дополнительных занятий по подготовке к ЕГЭ.
Таблица 2
Результаты теста по биологии в МОУ СОШ № 1
№ |
Параметры |
Средний |
Минимальный |
Максимальный |
1 |
Показатели по школе, баллы |
53 |
34 |
71 |
2 |
Выполнение частей теста, % |
|||
|
Часть А |
67 |
33 |
89 |
|
Часть В |
50 |
6 |
88 |
|
Часть С |
20 |
0 |
41 |
3 |
Выполнение заданий разного уровня сложности, % |
|||
|
Базовый |
69 |
31 |
92 |
|
Повышенный |
50 |
18 |
86 |
|
Высокий |
20 |
0 |
33 |
Базовый - часть А1-А26 (26 баллов)
Повышенный – часть А27-А36, часть В1-В8, часть С1 (28 баллов)
Высокий - часть С2-С6 (15 баллов)
Учитель биологии и химии МОУ СОШ №1 Васильева Ирина Николаевна.
Анализ результатов единого государственного экзамена по биологии в МОУ СОШ №1 в 2009 году позволяет сделать следующие рекомендации по совершенствованию процесса преподавания биологии
- Учитывать рекомендации государственного образовательного стандарта и школьных программ по биологии и добиваться усвоения всеми учащимися.
- Более строго соблюдать принцип преемственности в преподавании биологии с 6 по 11 классы, конкретизируя общие закономерности примерами из ранее изученных курсов биологии («Растения», «Грибы», «Лишайники», «Бактерии», «Животные», «Человек»).
- Шире использовать возможности интеграции биологии с другими предметами естественно-научного цикла на уровне содержания, методических приемов, задач формирования общеучебных и интеллектуальных умений.
- Формировать ценностное отношение учащихся к биологическим знаниям, их теоретической и практической составляющей на основе личностно-ориентированного обучения.
- Особое внимание уделять разделам программы, вызывающим наибольшие затруднения учащихся: «Химическая организация клетки», «Строение и функции клеток прокариот и эукариот», «Наследственность и изменчивость организмов», «Многообразие растений и животных», «Анатомия и физиология человека», «Эволюция живого мира».
- Обеспечивать полноценную подготовку учащихся к итоговой аттестации в формате ЕГЭ начиная с 6-го класса. Знакомить учащихся с содержанием заданий из курсов: «Растения и др.», «Животные», «Человек», с формами заданий, представленных в тестовой форме. Обращать внимание учащихся на критерии оценивания устных и письменных ответов. Изыскать возможность увеличения часов на изучение биологии в 6 классе, когда закладываются основы биологических знаний и формируется отношение к природе и к предмету.
- В старших классах использовать разнообразные примеры из ранее изученных курсов биологии, иллюстрирующие общие теоретические положения, условия задач по молекулярной биологии, по генетике с целью успешного обобщения, уверенной конкретизации и интерпретации изучаемого материала.
- Предусмотреть в 11 классе дополнительное время для повторения изученного материала (6-11 классы) с целью подготовки учащихся к ЕГЭ.
- Обращать внимание на развитие таких способностей учащихся, как внимательное прочтение заданий, четкое и краткое формулирование ответов, ясное выражение мысли, аккуратное оформление. Уделить больше внимания работе с учебным рисунком, включая развитие навыков его выполнения и анализа.
- Создавать условия для развития способности учащихся анализировать, сравнивать, делать выводы.
- Большее внимание уделять написанию проверочных работ в форме теста.
- Обязательно знакомиться с демонстрационными версиями КИМ, доводить до сведения учащихся их структуру и содержание.
- Продолжать курсовую подготовку педагогов к ЕГЭ по биологии.