Цели урока: познакомить учащихся с буквой , с особенностью звука Ш; упражнять в плавном слоговом чтении; развивать речь, внимание , мышление; воспитание любви к предмету.
1. Организационный момент.
– Урок обучения грамоте. Сегодня на уроке мы побываем в гостях в необычной школе и познакомимся там с новой буквой.
2. Повторение изученного.
– Перед тем, как отправиться в гости, проведём разминку.
– Хоровое чтение алфавита.
– Пропуск в Волшебный город букв.
– Итак, мы в городе. Но некоторые буквы потерялись. Давайте найдём им место.
Игра-исключение : а, И,я,ь,н,к,ы ( я исключаю букву…)
– Разминка окончена и мы попадаем с вами…
– Вот так чудо из чудес
Мы попали с вами в лес,
В школе Лесной раздался звонок,
Зверушки торопятся все на урок.
– А кто учится в этой школе, вы узнаете, когда сделаете взрослых зверей маленькими.
3.Словообразование.
Заяц – зайчонок,
Лиса – …
Белка – …
Медведь – ….
Волк – ….
Бобр – …
– Теперь нам не страшно побывать в Лесной школе, ведь там тоже учатся дети, только звериные.
4. Работа над деформированным предложением.
– Во время на урок все зверушки приходят. Зайчата вперёд всех прибегают, белочки никогда не опаздывают, и лисички хитрые, проворные всегда успевают. А вот медвежата, такие неуклюжие, неповоротливые дорогу путают, долго по лесу блуждают.
– Прочитаем про них предложение. Но что это? Видно лисята бежали, хвостиком махнули, слова перепутали. Надо восстановить предложение.
Наши, заблудились, в, лесу, малыши.
5. Выделение звука Ш.
Наши малыши
– Что заметили в этих словах? Какой одинаковый звук услышали?
6. Фонетическая зарядка. (картинки)
– Покажите, как шипит змея? Как шипит гусь?
7. Звуко-буквенный анализ.
Если мы растём на ели,
Мы на месте, мы при деле.
А на лбу у ребятишек
Никому не нужно … шишек.
Спорят во дворе мальчишки:
– Почему на ёлках шишки?
– Знаю, – закричал Тарас, –
– Ёлка с ёлкой подралась!
– О каких шишках говорится в стихотворении? Как мы называем слова, которые произносятся одинаково, но имеют разное значение? (многозначное)
– Сколько слогов в слове шишки? Куда падает ударение? Сколько звуков в слове?
– Назовите 1 звук. Что о нём скажите? (Согласный, глухой, парный, шипящий, всегда твёрдый).
– А как называется буква, которая обозначает этот звук?
– Посмотри на букву Ш,
Буква очень хороша,
Потому что из неё
Можно сделать Е и Ё.
8. Физическая минутка “Заинька”.
Заинька, повернись,
Заинька, топни ножкой,
Заинька, попляши.
9. Игра “Что у кого пропало?”
Прозвенел звонок с урока и в Лесной школе. Кинулись зврята к своим завтракам, да не сумели вкусно перекусить. Все завтраки перепутаны. Посмотрите, что у кого пропало?
Слайд.
У кого? Что пропало? (соединить стрелками)
У бельчонка | медовые соты |
У лягушонка | морковка |
У мишутки | шишки да орешки |
У зайчонка | комары да мошки |
10. Игра “Магазин”.
– Пока зверушки завтракают, мы с вами побываем в магазине. Сегодня вы можете купить только те предметы, в которых есть звук Ш. ( рубашка, кукла, машина, мяч, шишка, самолёт, зонтик, шапка…)
Но вернёмся в школу. Пока ребята завтракали, кто-то тоже позавтракал буквами из слов. Кто же это? (Буквоед)
– Я надеюсь, вы поможете зверятам восстановить слова, вставить буквы.
Ми..а, Ната..а, малы.., ма..ина, каранда.., каранда..и.
– Что заметили в словах? (имена собственные, единственное и множественное число, одушевлённые-неодушевлённые).
11. Чистоговорки. Игра “Эхо”.
– Посмотрите, как играем мы в лесное эхо.
Все мы буквы повторяем чисто без помехи:
Ша-ша-ша – мама моет… (малыша).
Шу-шу-шу – я письмо … (пишу).
Ши-ши-ши – аккуратно ты …(пиши).
Итог урока.
– Понравилось вам путешествие? Что нового узнали, запомнили?