Урок обучения грамоте "Звук ш, буквы Ш, ш"

Разделы: Начальная школа


Цели урока: познакомить учащихся с буквой , с особенностью звука Ш; упражнять в плавном слоговом чтении; развивать речь, внимание , мышление; воспитание любви к предмету.

1. Организационный момент.

– Урок обучения грамоте. Сегодня на уроке мы побываем в гостях в необычной школе и познакомимся там с новой буквой.

2. Повторение изученного.

– Перед тем, как отправиться в гости, проведём разминку.

– Хоровое чтение алфавита.

– Пропуск в Волшебный город букв.

– Итак, мы в городе. Но некоторые буквы потерялись. Давайте найдём им место.

Игра-исключение : а, И,я,ь,н,к,ы ( я исключаю букву…)

– Разминка окончена и мы попадаем с вами…

– Вот так чудо из чудес

Мы попали с вами в лес,

В школе Лесной раздался звонок,

Зверушки торопятся все на урок.

– А кто учится в этой школе, вы узнаете, когда сделаете взрослых зверей маленькими.

3.Словообразование.

Заяц – зайчонок,
Лиса – …
Белка – …
Медведь – ….
Волк – ….
Бобр – …

– Теперь нам не страшно побывать в Лесной школе, ведь там тоже учатся дети, только звериные.

4. Работа над деформированным предложением.

– Во время на урок все зверушки приходят. Зайчата вперёд всех прибегают, белочки никогда не опаздывают, и лисички хитрые, проворные всегда успевают. А вот медвежата, такие неуклюжие, неповоротливые дорогу путают, долго по лесу блуждают.

– Прочитаем про них предложение. Но что это? Видно лисята бежали, хвостиком махнули, слова перепутали. Надо восстановить предложение.

Наши, заблудились, в, лесу, малыши.

5. Выделение звука Ш.

Наши малыши

– Что заметили в этих словах? Какой одинаковый звук услышали?

6. Фонетическая зарядка. (картинки)

– Покажите, как шипит змея? Как шипит гусь?

7. Звуко-буквенный анализ.

Если мы растём на ели,
Мы на месте, мы при деле.
А на лбу у ребятишек
Никому не нужно … шишек.
Спорят во дворе мальчишки:
– Почему на ёлках шишки?
– Знаю, – закричал Тарас, –
– Ёлка с ёлкой подралась!

– О каких шишках говорится в стихотворении? Как мы называем слова, которые произносятся одинаково, но имеют разное значение? (многозначное)

– Сколько слогов в слове шишки? Куда падает ударение? Сколько звуков в слове?

– Назовите 1 звук. Что о нём скажите? (Согласный, глухой, парный, шипящий, всегда твёрдый).

– А как называется буква, которая обозначает этот звук?

– Посмотри на букву Ш,

Буква очень хороша,

Потому что из неё

Можно сделать Е и Ё.

8. Физическая минутка “Заинька”.

Заинька, повернись,
Заинька, топни ножкой,
Заинька, попляши.

9. Игра “Что у кого пропало?”

Прозвенел звонок с урока и в Лесной школе. Кинулись зврята к своим завтракам, да не сумели вкусно перекусить. Все завтраки перепутаны. Посмотрите, что у кого пропало?

Слайд.

У кого? Что пропало? (соединить стрелками)

У бельчонка медовые соты
У лягушонка морковка
У мишутки шишки да орешки
У зайчонка комары да мошки

10. Игра “Магазин”.

– Пока зверушки завтракают, мы с вами побываем в магазине. Сегодня вы можете купить только те предметы, в которых есть звук Ш. ( рубашка, кукла, машина, мяч, шишка, самолёт, зонтик, шапка…)

Но вернёмся в школу. Пока ребята завтракали, кто-то тоже позавтракал буквами из слов. Кто же это? (Буквоед)

– Я надеюсь, вы поможете зверятам восстановить слова, вставить буквы.

Ми..а, Ната..а, малы.., ма..ина, каранда.., каранда..и.

– Что заметили в словах? (имена собственные, единственное и множественное число, одушевлённые-неодушевлённые).

11. Чистоговорки. Игра “Эхо”.

– Посмотрите, как играем мы в лесное эхо.
Все мы буквы повторяем чисто без помехи:
Ша-ша-ша – мама моет… (малыша).
Шу-шу-шу – я письмо … (пишу).
Ши-ши-ши – аккуратно ты …(пиши).

Итог урока.

– Понравилось вам путешествие? Что нового узнали, запомнили?