Цель: формирование у обучающихся представлений о закономерностях, определяющих размещение населения по территории страны.
Задачи.
- Образовательная: формировать знания о типах населенных пунктов, понятие «урбанизация», о причинах урбанизации.
- Развивающая: развивать умение работать с тематической картой при определении особенностей расселения населения по территории РФ.
- Воспитательная: воспитывать бережное отношение к окружающей среде.
Оборудование: карта «Плотность населения», атласы, учебник.
Ход урока
1. Активизация познавательной деятельности учащихся.
Сегодня на уроке мы продолжаем изучение населения РФ.
Вспомним:
- Какова общая численность населения? За счет чего она изменяется?
- Представители каких национальностей проживают на территории РФ?
Данные Переписи населения 2002 г. – см. приложение 1.
2. Изучение нового материала.
Из курса географии 7 класса вы уже знаете, что все население можно разделить на городское и сельское.
Работа с таблицей.
Таблица 1
Типы населенных пунктов
Типы городских поселений |
Типы сельских поселений |
||||
Города - населенные пункты, с численностью более 12 тыс. чел., 85% трудоспособных заняты не в с/х |
Поселки городского типа - населенные пункты, с численностью от 3тыс. до 12 тыс. чел., 85% трудоспособных заняты не в с/х |
Село- численность населения 1-2 тыс.чел. |
Ау́л — населённый пункт сельского типа у тюркских народов. |
Стани́ца — администра тивная казачья сельская единица, состоит из одного или нескольких казачьих поселений (хутора, посёлки). |
Ху́тор — населённый пункт крайне маленького размера; отдельная крестьянская усадьба с обособленным хозяйством. |
Дополнительную информацию смотреть в приложении 2.
Но количество городского и сельского населения различно. Рассмотрим табл. 2.
Таблица 2
Изменение соотношения городского и сельского населения России за сто лет, в процентах
|
1897 |
1926 |
1939 |
1959 |
1970 |
1979 |
1989 |
2001 |
Все население |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
в том числе: |
||||||||
Городское |
14,7 |
17,7 |
33,5 |
52,4 |
62,3 |
69,3 |
73,6 |
72,9 |
Сельское |
85,3 |
82,3 |
66,5 |
47,6 |
37,7 |
30,7 |
26,4 |
27,1 |
Проанализировав данные таблицы 2, обучающиеся делают вывод: была Россия сельской - стала городской.
Комментарий учителя. По данным первой Всеобщей переписи населения Российской империи, проведенной в 1897 году, менее 15% населения, проживавшего в современных границах России, было городским. Урбанизация, резко ускорившаяся с начала 1930-х годов, во многом искусственно форсированная, резко изменила это соотношение. К концу 1930-х годов в городских поселениях проживала уже треть россиян, в 1950-х - половина, а по данным последней советской переписи населения 1989 года - почти три четверти. Данные переписи 2002 года показали соотношение: 73% городское население, 27% - сельское.
Города повсеместно возникали при переходе от первобытнообщинного строя к рабовладельческому (у некоторых народов в ходе возникновения феодальных отношений.) Город всегда играл ведущую роль по отношению к деревне как экономический, политический и культурный центр.
Задание классу. Построим диаграмму «Изменение доли городского и сельского населения в процентах, с 1897 по 2001 г.»
Отвечаем на вопрос: Как изменялась численность и доля городского населения с 1897 г.? Почему?
До 1913 года Россия считалась крупнейшей аграрной страной. В настоящее время преобладает доля городского населения.
Быстрый рост городского населения называется урбанизацией.
Первые города на территории России появились в конце IX века. Это Новгород, Псков, Смоленск. Эти города располагались на крупных реках, что позволяло быстрыми темпами осваивать территорию в русле рек Волга, Днепр. В городах появляются первые мануфактурные предприятия, они являлись центрами производства и обмена товарами. Но так как до революции в России почти не было крупных промышленных предприятий, то и доля городского населения была крайне низкой.
Быстрые темпы роста городского населения, начиная с 1930 года, объясняются начавшейся в стране индустриализацией. Гигантские заводы, часто возводившиеся на почти безлюдных местах, требовали огромного количества рабочих рук, которые призывались из деревень и сел. Постепенно жизнь в деревне становилась очень тяжелой. Все средства направлялись на развитие тяжелой промышленности, деревни в то же время облагались непомерными налогами, население мигрировало из деревень в города. В результате почти опустели районы центральной и северной европейской части России.
Есть города промышленные, транспортные, научные центры, города-курорты. Многие города выполняют политико-административную функцию.
Города различают по людности:
- малые – до 20 тыс. жителей,
- средние – до 100 тыс. жителей,
- большие – более 100 тыс. жителей,
- крупные – более 250 тыс. жителей,
- крупнейшие – более 500 тыс. жителей
- и города-«миллионеры», это города многофункциональные. В довоенные годы их было только 2 – Москва и Ленинград. В 1987 году их стало 12.
Такие города растут очень быстро, рядом с ними растут города-спутники, образуя городские агломерации. Многофункциональные города очень выгодны, так как в них сосредоточены промышленные предприятия, административные центры, культурные, научные и учебные учреждения. Но возникают проблемы. Какие?
Проанализируем форзац учебника и таблицу 5 стр. 223.
Делают вывод и записывают в тетрадях.
Проблемы крупных городов:
- Экологическое загрязнение.
- Жилищная проблема.
- Обеспечение водой, продуктами питания.
- Сохранение зеленых массивов.
3. Следующий этап урока: определяем характер расселения сельского населения, факторы, влияющие на него.
Работа с картой атласа. Задание на доске.
- По карте «Плотность населения» установите территории с наиболее высокой и низкой плотностью населения, с большим скоплением городов.
- По картам «Плотность населения», «Климатическая карта» и «Природные зоны» определить закономерность размещения населения по территории РФ.
- Выявить районы трудодефицитные и трудоизбыточные.
Обучающиеся выбирают себе задание и выполняют его. Затем выступают с ответами. Делают выводы.
4. Итог урока.
Учитель выставляет оценки и комментирует домашнее задание. Задание на дом: На контурную карту нанести города-миллионеры.