Цель: сформировать навык решения простейших тригонометрических уравнений вида sin x = a и cos x = a..
Методическая цель: продемонстрировать применение информационных технологий на уроке при решении практических заданий.
Задачи:
– образовательные: показать методы решения простейших тригонометрических уравнений, расширить кругозор сведениями из истории тригонометрии;
– развивающие: учиться логически мыслить, оценивать свои знания;
– воспитательные: формировать эмоционально-ценностное отношение к учебной деятельности, воспитывать интерес к математике.
Оборудование:
– мультимедийный проектор;
– карточки для проверочной работы;
– портреты ученых.
Ход урока
1. Орг.момент
Здравствуйте, садитесь! Сегодня на уроке мы будем решать простейшие тригонометрические уравнения вида и .
Знаете, однажды французский писатель Анатоль Франс заметил: “Чтобы переваривать знания, нужно поглощать их с аппетитом”.
Давайте сегодня на уроке будем следовать совету писателя, будем активны, внимательны, будем поглощать знания с большим желанием, ведь они пригодятся вам при сдаче экзаменов.
Эпиграфом нашего урока станут слова китайской пословицы “Ты можешь стать умнее тремя путями: путем опыта – это самый горький путь, путем подражания – это самый легкий путь; путем размышления – это самый благородный путь”. (демонстрация на слайде)
План нашего урока записан на доске. Давайте постараемся работать согласно плану, и первым этапом урока станет “Лестница успеха”, поднимаясь по которой мы повторим основные определения и понятия по теме.
2. “Лестница успеха” (устная работа).
Дать определение уравнения?
Что значит решить уравнение?
Что называется арксинусом числа а?
Что называется арккосинусом числа а?
При каком значении а уравнения Sin x = a и Cos x = a не имеют решения? Почему?
Найдите “лишнее” уравнение:
- Sin x = 0
- Cos x = -1
- Sin 2x = 1
- Cos x = 1|2
- Sin (3x – 1)= 2
Вычислить:
- Arcsin v3/2
- Arcsin (-?)
- Arccos (-?)
- – Arcsin v2/2
- Arccos (-v2/2)
- Arcsin 0
- Arccos (-1)
- Arccos v3/2
- “Из истории”. Сейчас давайте послушаем небольшие сообщения из истории тригонометрии (2 человека читают сообщения, иллюстрации, портреты ученых на доске).
- “Тригонометрический конструктор” (у доски и в тетрадях решают простейшие уравнения)
- Физкульт привет (физминутка) (упражнения). На экране проецируются изображения пейзажей.
- “Тригонометрический конструктор” (продолжение)
- “Знаю, умею, могу” (проверочная работа по вариантам). Задания на экране. (Ответы проецируются в последствии на экран. По окончании работы листы передают учителю).
Из элементов, изображенных на экране, составьте уравнение и решите его. (возможны различные варианты)
Sin 2x =
Sin (3 – 2х) = –
Cos (3х – 2) =
Cos x/3 = 0
Sin (x/4 – + 1 = 0
1 вариант
Укажите формулу, по которой находятся все корни уравнения
1 | 2 | |
Cos x = – 1/2 | Sin x = – 1/2 | |
А | Х = ±arccos(-1/2) + 2K, Kє? | X = (-1/2)?+ n, nє? |
Б | X = ±arccos ? + 2m, mє? | X = ±arcsin(-1/2) + n, nє? |
В | Корней нет | X = (-1)?*?arcsin1/2 + n, nє? |
Г | X = ±2/3 + 2m, mє? | Корней нет |
Д | X = -arccos(-1/2) + 2n, nє? | X = -/6+2t,tє? |
В некоторых решениях содержатся
ошибки.
Найдите правильные ответы
3 |
4 |
|
Cos x = 1/2 |
Sin 2x = 1/3 |
|
А |
X = ±/6+2t, tє? |
X = (-1/2)?+n, nє? |
Б |
X = /6+2n, nє? |
X = (-1)?arcsin1/6 + n, nє? |
В |
Корней нет |
X = (-1)? ? arcsin1/3 + t, tє? |
Г |
X = ±/3+2n, nє? |
Корней нет |
Д |
X = 2/3+2n, nє? |
X = (-1)? ? arcsin 1/3 +n, nє? |
Сколько корней имеет уравнение
- “Мы на новенькое…”
- “Дегустация”. Давайте попробуем решить подобное задание вместе, работая у доски.
5 |
|
Sin x = 1/2 |
|
А |
Два |
Б |
Один |
В |
Бесконечно много |
Г |
Определить нельзя |
Д |
Корней нет |
Очень часто, выполняя то или иное задание, ученики невнимательны. Они решают уравнение, записанное в тетради, но забывают непосредственно о самом задании, которое может быть несколько изменено. Будьте внимательны при выполнении, например, таких заданий. (Новый материал, использование проектора). Рассматриваем только первый пример.
- Найдите наименьший положительный корень уравнения
- Найдите наибольший отрицательный корень уравнения
sin (2x + /4) = -1
sin (2x + /4) = -1
- “Сундучок” (информация о домашней работе). Откройте дневники и запишите домашнюю работу. Параграф 3.9, стр.74, №146(а, б); стр. 96, №23(2а, 2б, 2в)
- Итог урока ( делают выводы, выставляю отметки).