Психологическое занятие для учащихся 1-го класса

Разделы: Школьная психологическая служба


Цели.

  1. Формирование положительного отношения к правилам поведения в школе.
  2. Развитие рефлексивной позиции.
  3. Развитие навыков коммуникативной компетентности.

Задачи: дать представление детям о необходимости соблюдения правил в различных взаимоотношениях; дать представление о правилах поведения в школе; разработать структуру правил, которые способствовали бы конструктивному взаимодействию между учениками и учителями.

Участники: учащиеся 1-го класса (желательно не более 12-14 человек).

Оборудование: цветные карандаши, бумага, песочные часы, мешочек или коробочка для карточек, карточки из картона красного и зелёного цвета, ромашки из картона, компьютер, проектор.

Продолжительность занятия: 30-35 минут.

Ход занятия

Здравствуйте ребята. Сегодня я пришла к вам в гости с этой замечательной игрушкой. (Демонстрация колобка). Кто это? Сейчас колобок поможет нам познакомиться.

1. Разминка “Давайте познакомимся!” (3-5 минут).

Встаньте, пожалуйста, в круг. Внимание! Сейчас мы передаём колобка по кругу из рук в руки. У кого в руках колобок, тот говорит своё имя и то какой он. Начну я, а вы продолжите.

Ну вот мы и познакомились, узнали какие вы. Садитесь на свои места. Вы любите сказки? (ответ учащихся). Сейчас я вам расскажу необычную историю, которая произошла с колобком!

Демонстрационный слайд №1. Презентация

Внимательно слушайте, потому что главному герою нужна будет ваша помощь.

2. Работа со сказкой (10 мин).

Демонстрационный слайд №2

Жили-были дед и бабка. Говорит дед бабке: “Испеки-ка бабка колобок”.

Демонстрационный слайд №3

Испекла бабка колобка. Рос, рос колобок, вырос и пошёл в первый класс.

Демонстрационный слайд №4

Собрал портфель и бежит радостный по дороге, а на встречу ему заяц-прогульщик.

Демонстрационный слайд №5

- Привет, колобок, ты куда бежишь?

- В школу тороплюсь!

- А зачем торопиться? Школа никуда не убежит. На уроки можно и опоздать.

- Правда? А я не знал.

И побежал колобок дальше, на встречу ему волк-хулиган.

Демонстрационный слайд №6

- Колобок, колобок, ты куда так торопишься?

- В школу бегу!

- А ты знаешь, как себя надо вести в школе?

- Нет, не знаю.

- Можно прыгать и скакать, играть в мяч.

- Спасибо тебе волк за совет.

Пошёл колобок дальше. Идёт, идёт, а навстречу ему медведь-говорун.

Демонстрационный слайд №7

- Здравствуй, колобок, ты куда идешь?

- В школу!

- Правда? Ты знаешь как себя нужно вести в школе?

- Как? Расскажи.

- Чтобы тебя все в классе услышали надо громко кричать с места.

- Спасибо медведь.

Демонстрационный слайд №8

Идет колобок дальше, а навстречу ему лиса.

- Привет колобок! Ты куда идешь?

- Иду в школу!

- Как себя в школе надо вести, ты знаешь?

- Да, мне заяц, волк и медведь рассказали, что на уроки можно опаздывать, бегать, прыгать, играть в мяч, кричать с места.

- А еще можно на уроке вскакивать с места и ходить по классу.

- Спасибо тебе лиса за совет!

Пришел колобок в школу, опоздал на первый урок. Вёл себя так, как ему рассказали лесные звери.

Посмотрела на это учительница и говорит: “ Колобок, тебе еще рано в школу, ты себя совершенно не умеешь вести. Вот когда научишься правильно себя вести, тогда и приходи в школу”.

Расстроился колобок, пришел на полянку, сел на пенек и заплакал.

“Как же я домой пойду к бабушке и дедушке? Мне стыдно. Я не знаю как же себя надо вести в школе. Кто бы мне помог, рассказал, какие правила существуют в школе”…

Обсуждение: Вы послушали историю, которая произошла с колобком. А сейчас скажите:

Кто главный герой сказки?

Куда пошел колобок?

Кого он встретил на пути?

О чем говорил колобок с лесными жителями?

Правильные ли советы дали колобку лесные звери?

Давайте вспомним, какие советы они ему давали?

Ребята, а мы можем помочь колобку? А чем мы можем ему помочь? (Научить колобка правильно вести себя в школе и классе).

3. “ На что похожи правила?” (7 минут).

Инструкция: Ребята, мы сегодня говорим о правилах, об из значении для жизни людей. Правила бывают разные: одни разрешают, а другие, наоборот, запрещают. Правила очень нужны: они помогают человеку жить. Чтобы нам лучше понимать, что же это такое, давайте нарисуем ПРАВИЛА, которые вы знаете.

Всем понятно, что надо делать?

Не забывайте, мы должны помочь колобку, время у нас ограничено.

Как только высыплется песочек в часиках, вы прекращаете рисовать. Договорились? Приступайте к работе.

Демонстрационный слайд №9

Внимание! Время закончилось! Уберите карандаши в коробку и положите её на край парты.

Обсуждение: Понравилось ли вам рисовать? Что такое правила?

4. “Правила поведения в школе” (10 минут).

Инструкция: Ребята, как вы думаете, нужны ли правила в школе? Для чего они нужны? Какие правила необходимы в школе? (Ответы учащихся)

Молодцы!

Чтобы колобка больше не обманывали, и он знал как надо себя вести, мы с вами создадим школьный совет, на котором разработаем правила поведения в классе и школе.

Чтобы на него попасть – нужен пропуск. Сейчас каждый из вас достанет из мешочка картинку с условием – её никому не показывать (ведущий проходит по кругу, и каждый участник достаёт себе карточку из мешочка). Поднимите карточки вверх. Что вы заметили?

Те, кому досталась карточка красного цвета – вы команда красных. У кого на красной карточке написано слово командир?

Те, кому досталась карточка зелёного цвета – команда зелёных. У кого на зелёной карточке написано слово командир?

Теперь слушайте задание!!!

Команда зелёных отбирает из предложенных правил (Приложение 1) те, по которым вы живёте в своей школе, то есть как нужно вести себя в классе и школе. Вы поняли задание?

Команда красных отбирает из предложенных вариантов те правила, которые предложили колобку лесные звери. Вы поняли задание?

Команда зелёных подходит к своему столу, а команда красных – к своему.

Время работы школьного совета ограничено, спешите!

Учащиеся работают в группах.

Внимание, время работы закончено!

Команда зелёных – вы готовы? Команда красных – вы готовы? Карточки с правилами должны быть у капитана.

Внимание! Капитан команды зелёных подойдёт сейчас к изображению школы с зелёной крышей и приклеит на неё правила, которые они выбрали, а команда красных внимательно смотрит, всё ли они правильно сделали? Будьте внимательны! Итак, капитан команды зелёных – пожалуйста…

Теперь, капитан команды красных подойдёт сейчас к другому изображению школы, с красной крышей и приклеит на неё правила, которые выбрали они, а команда зелёных внимательно смотрит, всё ли они правильно сделали? Будьте внимательны! Капитан команды красных – пожалуйста…

Молодцы! Вы замечательно справились с заданием.

Тихо сели на свои места!

5. Обсуждение (3-5 минут).

Ребята, посмотрите, какие разные школы у нас получились. В одной школе … (перечисляются правила поведения наклеенные детьми), а в другой … (перечисляются отрицательные правила).

Внимание! Сейчас вам предстоит подумать и выбрать, в какую школу вы посоветуете пойти колобку?

Я каждому из вас раздаю ромашки, вы думаете и по очереди подходите и приклеиваете эту ромашку около той школы, которую вы выбираете.

Посмотрите, что у нас получилось…

Посмотри, колобок, какая у нас с ребятами получилась школа, и какие правила поведения существуют в этой школе.

Ребята, как вы считаете, мы помогли колобку?

Со своей задачей мы справились – помогли колобку. Теперь он и вы знаете, как нужно себя вести в школе и классе, теперь он будет настоящим послушным учеником. Я очень хочу, чтобы вы запомнили правила поведения в школе и всегда их выполняли, поэтому, я хочу подарить каждому из вас закладочки (Приложение 2), на которых записаны эти правила.

Демонстрационный слайд №10

6. Рефлексия (2 минуты).

1. Вам понравилось занятие?

2. Что нового вы узнали на сегодняшнем занятии?

Мне очень понравилось с вами работать! Я благодарю вас за занятие. Наше занятие окончено. До свидания!