Цели: сформировать у учащихся представление о том, что новые предметы обязательно получают свое название в языке, формировать представление о сложных словах, способствовать развитию внимания, наблюдательности, мышления, воспитывать аккуратность, прилежание, стремление хорошо учиться.
Ход урока
I. Организационный момент.
Здравствуйте! У нас урок русского языка. Проверьте готовность к уроку: тетрадь, учебник, ручка и карандаш.
Садитесь.
Сегодня вас ожидают новые интересные знания.
И я надеюсь, что у вас есть желание научиться чему-то новому на уроке.
Откройте тетрадь, запишем число, классная работа.
Обращаем внимание на посадку при письме. Пишем красиво и аккуратно.
Какие орфограммы есть в записи числа …?
II. Введение в тему урока.
Попробуйте прочесть название темы урока: “… … … слова”.
Да, речь пойдет о словах, а о каких вы чуть позже скажете сами.
Слова, слова, слова…
Всему название дано – и зверю, и предмету.
Вещей вокруг полным-полно, а безымянных нету,
И все, что может видеть глаз, - над нами и под нами,
И все, что в памяти у нас, - означено словами.
Они слышны и здесь, и там, на улице и дома:
Одно – давно привычно нам, другое – незнакомо.
Слова, слова, слова… Язык - и стар, и вечно нов!
И это так прекрасно – в огромном мире – мире слов –
Купаться ежечасно! (А. Шибаев)
Как точно это стихотворение говорит об особенностях нашего языка! Все, что нас окружает, получает в языке свое название. Одни слова нам известны давно, другие незнакомы, потому что возникли в языке совсем недавно. Поэтому про язык и говорят, что он и старый, и вечно новый одновременно.
III. Постановка проблемного вопроса.
Часто в детской речи встречаются слова, смысл которых нам понятен, но эти слова вызывают у нас улыбку. Вот один пример:
Папа, я хочу сделать видимотелефон!
Понятен ли вам смысл подчеркнутого слова? (Ребенок имел в виду видеотелефон)
Как ребенок его образовал? (От слов телефон и видео)
Да, ребята, даже одного такого примера достаточно, чтобы увидеть, что слова в русском языке образуются по определенным правилам, законам. Научившись понимать эти законы, вы станете настоящими мастерами в Мастерской слова. Итак, в путь!
IV. Решение проблемного вопроса.
Раньше люди не знали, что такое видеотелефон. Это слово, как и многие слова, в состав которых входит часть видео-, появились в русском языке сравнительно недавно. Как бы вы объяснили слово видеотелефон своим прабабушкам и прадедушкам? (Аппарат, передающий на расстоянии не только звуковые сигналы, но и изображение).
Какие еще слова, в состав которых входит часть видео-, вы знаете? (Видеомагнитофон, видеокассета, видеоплейер, видеоклип, видеозапись, видеокамера и т.д.)
Можно ли сказать, что появление новых предметов, устройств всегда требует их названия? (Да, можно)
V. Сообщение темы урока.
Новые названия в русском языке образуются с использованием разных средств. Давайте подумаем, какое же слово появилось в русском языке раньше: видеотелефон или телефон? (Раньше возникло слово телефон)
Как же появилось слово видеотелефон? (К слову телефон прибавили часть видео-) Видео + телефон —> видеотелефон
Ребята, а как в математике называют действие, когда прибавляем? (Сложение)
А можем ли мы сказать, что слово видеотелефон образовалось способом сложения.
А как же будут называться слова, образованные сложением? (Сложные слова)
О каких словах пойдет речь на уроке?
Дописать тему урока.
- Будем на уроке учиться образовывать сложные слова и понаблюдаем над их составом.
VI. Первичное закрепление.
- Продолжаем работать в тетради и у доски. Будем образовывать сложные слова.
- Как называется:
1. Зал, в котором демонстрируются видеофильмы – видеозал.
Запишите слово в тетрадь. Поставьте тире, рядом напишите слова, от которого образовалось “видеозал”. Выделите корень.
Видеозал – видео, зал.
- Часть видео заимствована из иностранного языка, поэтому корнем будет вся эта часть. А какой еще корень есть в этом слове? (Игр)
2. Компьютерная игра, которая воспроизводится на экране телевизора с помощью игровых приставок – видеоигра.
Запишите в тетрадь…
3. Диск с видеозаписью для последующего воспроизведения информации – видеодиск.
Запишите в тетрадь…
Так как называются слова, которые мы с вами записали? (Сложные слова)
Кто заметил, сколько корней в каждом из этих слов? (Два)
Кто сформулирует правило, что такое сложные слова.
Давайте сравним свою формулировку с определением в учебнике на странице 89.
Правильное дали определение сложным словам? Давайте еще раз проговорим, что такое сложные слова.
Физминутка.
А теперь немного отдохнем. Встаньте из-за парт. Внимательно следите за моими словами и повторяйте движения.
От зеленого причала оттолкнулся теплоход,
Он назад шагнул сначала,
А потом шагнул вперед,
И поплыл, поплыл по речке,
Набирая полный ход.
(Встать из-за парт, шаг назад, шаг вперед, волнообразное движение руками, ходьба на месте)
Какое сложное слово услышали? (Теплоход)
Устно придумайте сложные слова, одним из корней которого будет – ход-. (Пешеход, вездеход, пароход)
VII. Закрепление. Игра “как человек придумывал слова”.
Вариант 1. Учитель задает вопросы, учащиеся на них отвечают.
- Давным давно увидел человек необыкновенного зверя, у которого на носу рог и назвал его как? (Носорог)
- От каких слов образовалось слово носорог?
- А у этого животного вообще дикий образ. Все его тело покрыто длинными иглами. Засмеялся человек и назвал его… (Дикобраз)
- От каких слов образовано дикобраз? (Дикий и образ)
- А этот зверь очень похож на медведя, но у него длинный нос, и он поменьше размером. Он просто обожает есть муравьев. За это его так и прозвали… (Муравьед)
- От каких слов образовано это слово?
Вариант 2. Презентация (Приложение 1)
Почему с каждым годом все больше животных заносят в Красную книгу?
Продолжаем играть.
- Шло время. Человек становился умней. Он изобрел множество вещей и предметов, облегчающих ему жизнь. Эти предметы вы попытаетесь назвать сами. Работать будем по группам, следующим образом:
1 группа – сложные слова, обозначающие бытовые предметы, использующиеся в жизни, на кухне;
2 группа – сложные слова, обозначающие транспорт воздушный, наземный и т.д.;
3 группа – сложные слова, обозначающие названия профессий.
Вы можете обратиться к подсказке – сложнослову.
Подсказка - сложнослов. (Приложение 2)
- После выполнения задания от каждой группы выберите человека, который озвучит ваши сложные слова.
- Пылесос, фотоаппарат, соковыжималка, кофеварка, кофемолка, скороварка, мясорубка, мантоварка, самовар.
- Самолет, вертолет, теплоход, пароход, ледокол, паровоз, тепловоз, вездеход.
- Водолаз, животновод, лесоруб, пчеловод, сталевар, скалолаз, мореплаватель, водопроводчик, газорезчик.
VIII. Итог урока.
(Пока дети работают в группах, раздать слова сказочных героев. Оценить работу групп)
О каких словах вы сегодня узнали?
У каждого из вас на столе лежат листочки с предложениями. Сказочные герои на вопрос: “Что такое сложные слова?” ответили так, как каждый из них понял. Прочитайте ответ каждого сказочного героя и подчеркните ответ того героя, который по вашему мнению прав. (Приложение 3)
Давайте прочитаем все ответы сказочных героев.
Кто по вашему мнению прав? (Афанасий)
Поднимите руку, кто думает также.
Молодцы!
Хорошо работали. На полях в тетради оцените свою работу на уроке в целом.
Кто поставил себе “5”? “4”?
Сегодня мы с вами только приоткрыли дверь в мир сложных слов, а на следующем уроке вы будете использовать полученные знания в новых ситуациях, а также узнаете много интересного из жизни сложных слов.
IX. Домашнее задание.
На “4” - Дид.м , с. …, упр. …
На “5” - сочинить сказку про сложные слова.