Цель: знакомство с историей измерений; развитие интереса к математике и истории; воспитание терпимости, сдержанности, умения проигрывать.
I. Вступительное слово учителя.
Сегодня мы оказались на "поле чудес". Вы узнаете, разгадав ребус, на какую тему пройдёт наша игра.
И100рия
- Мы узнаем интересные сведения из истории измерений.
II. Ход игры.
1. Учитель. Нельзя представить себе жизнь человека, не производящего измерений: это и портные, и строители, и школьники. Сегодня мы все знакомы с линейкой, метром, а что же существовало до них?
2. Выступление ученика.
- Первыми измерительными приборами были части тела: пальцы рук, ладонь, ступня. В Древнем Египте основной мерой длины служил локоть. Он делился на семь ладоней, а ладонь на четыре пальца. На Руси с 11 - 16 в.в.тоже измеряли локтем. Длина локтевой кости была от 38-46 см.
Учитель. А сегодня за время нашей игры мы должны узнать или вспомнить ещё несколько древних величин.
3. Учитель. - Приглашаю первую четвёрку игроков. В игре принимают участие ученики 3-4 классов. (назвать участников)
- Давайте вспомним правила.
- Не мешать игрокам, не выкрикивать, иначе кричащих болельщиков удалим.
- Не обижаемся и не злимся, учимся сдерживать плохие эмоции и главное не расстраиваться, если проиграете.
- Правом хода пользуемся по порядку. Если выпадает 0 пропускаем ход, если П, т. е. приз, то можем взять его или продолжить играть, назвав букву, а + даёт возможность открыть любую букву, а Х - называйте букву.
- Правила ясны? Начинаем играть!
- Первый вращает так называемый "барабан" и слушаем вопрос.
- Мы сегодня говорим о старинных мерах измерениях. Это английская мера длины, в переводе означает большой палец.
(предполагаемые вопросы: вы любите математику? Историю?
- Что вас в них привлекает?
- Какая наука появилась вперёд, почему?
- Хотели бы вы посвятить себя математике или истории?
- Какие профессии связаны с математикой? Почему, как?)
- Верно, это слово ДЮЙМ. Он равен 2см 5мм. Одна из самых маленьких мер длины. А это наш первый победитель. Призы для всех игроков. Победитель, присаживайтесь.
- Многие народы измеряли длину шагами, двойными шагами. Большие расстояния - привалами, днями. В Англии фут = 30см, т. е. нога.
4. Учитель. - Приглашаю вторую четвёрку игроков. (участники:)
- Вопрос: это русская мера длины. Первоначально равнялась длине фаланги указательного пальца.
(- А зачем было что-то измерять?
- Вам нужны измерения?
- Вы какими единицами измерений пользуетесь?
- Что больше дм или м?
- Сколько в 1 м сам, мм, дм? В 1км м, дм, см?
- Вам какая больше единица длины нравится?
(Даже поговорка существует, связанная с этой единицей)
Верно, это слово ВЕРШОК. Он равен 4см 4мм. Призы для всех игроков. Победитель, присаживайтесь.
5. Игра с болельщиками.
- А вы знаете, ребята. В Японии существовала мера, называемая лошадиным башмаком. Она была равна пути, в течение которого изнашивалась соломенная подошва, привязанная к копытам лошади.
- А вы болельщики хорошо знаете современные единицы длины? Проверим. Поиграем в математическую мозаику.
- У каждого из вас имеется карточка с числами. Я диктую задание, вы закрашиваете полученный ответ в карточке. В результате у вас останется одно число. Кто быстрее его прокричит, тот и победитель, но оно должно быть верным.
630 | 603 | 6003 |
63 | 6030 | 6300 |
Переведите 6 км 3 м в метры.
6 м 30 см в мм.
6 дм 3 мм в мм.
6 см 3 мм в мм.
6 км 30 м в м.
6. Учитель. - Приглашаю третью четвёрку игроков. (участники: )
- Мера длины в ряде стран. В России с 16 в. Равна 16 вершкам или 71см 1мм.
(- Что самое главное на уроках технологии?
- А у тебя это получается? - Чему бы ты ещё хотел научиться?
Для здоровья важна длина? (рост-показатель здоровья) - А на ж/д?
Это слово АРШИН. Он в 16 раз больше вершка.
7. Финальная игра.
- У многих народов расстояние определялось длительностью полёта стрелы или пушечного ядра. До сегодняшнего дня сохранилось выражение "не подпустить на пушечный выстрел".
Приглашаю финальную тройку. (участники:)
- Русская мера длины, равная 3 аршинам, 7 футам = 2м 13см.
- На Руси использовали маховую = 1м 76 см и косую, это расстояние от каблука правой ноги до кончиков пальцев вытянутой вверх левой руки. Это -2м 48 см
- Какого роста была Дюймовочка?
- Какого роста был человек, о котором говорили "от горшку два вершка"?
Это САЖЕНЬ. Поздравляем победителя! Вручение приза.
- Как вы представляете сказочного богатыря, про которого говорили "косая сажень в плечах"?
III. Итог.
- Какие единицы длины узнали?
Есть ещё верста = 500 сажень = 1 км 60 м, межевая сажень (для определения расстояний между городами) = 1000 сажень = 2 км 130м
Миля - англ. морская мера = 1км 800м и сухопутная = 1 км 600 м
До следующих встреч!